Из-под зарубежных рисков вывели более половины оставшегося в РФ флота
15 января 2025Менее чем за три года от двойной регистрации, мешающей полетам за рубеж, около 360 самолетов

Почти 360 российских самолетов (более половины оставшегося в РФ флота) избавили от двойной регистрации менее чем за три года санкций. С учетом SSJ-100 за рубеж теперь могут летать более 500 лайнеров, пишет «Коммерсантъ».
До введения санкций 22 февраля 2022 года против России и ее гражданской авиации в ВСАА было зарегистрировано 745 самолетов (по данным Росавиации) или 768 (по данным Минтранса). Из них 80 самолетов оказались вне юрисдикции РФ, еще 36 ВС перешли в реестр Ирландии (IAA), из которых 19 эксплуатировала «Россия», а остальные – АЛРОСА, iFly. Пять самолетов из IAA утратили, четыре ВС «России» вывели из реестра.
С марта 2022 года перевозчики избавили от двойной регистрации около 365 иностранных самолетов, оставшихся в РФ. На 2025 год это половина парка, которые обеспечивают 95% перевозок.
Группа «Аэрофлот» активно ведет процесс «дебермудизации» своего флота. На сегодняшний день в их парке 65 воздушных судов (ВС) в регистрации Бермуд, и 14 – в IAA. На 2025 год группа очистила от двойной регистрации 192 самолета и переоформила 93 ВС за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на сумму более 250 млрд руб.
С использованием средств из ФНБ также переоформили 45 самолетов S7 и 19, принадлежащих «Уральским авиалиниям».
Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский ранее заявлял, что группа ведет переговоры по оставшимся 133 ВС, и это может потребовать дополнительных 350 млрд руб.
Другие авиаперевозчики, такие как S7 и «Уральские авиалинии», также ведут работу по выведению из двойной регистрации, при этом у S7 остается 52 ВС, а у «Уральских авиалиний» – 33 ВС в регистрации Бермуд.
У многих авиакомпаний, включая «Аэрофлот», возникли проблемы с правом собственности и переоформлением лизинговых контрактов на самолеты, находящихся в двойной регистрации, поскольку большинство из них принадлежат европейским структурам российских лизингодателей.
Рассматриваемые решения, такие как конвертация операционного лизинга в финансовый, сталкиваются с трудностями из-за высоких процентных ставок (30%) и ограничений на валютное фондирование.
Успешное урегулирование отношений с лизингодателями важно для минимизации репутационных рисков и сохранения деловой репутации, что может быть востребовано в будущем для восстановления отношений и взаимодействия с поставщиками, пишет «Ъ».
Урегулирование прав собственности поможет снизить судебные претензии к Российской Федерации, которые в будущем могут достигнуть около €10 млрд в Высоком суде Лондона. С помощью соглашений об урегулировании удалось сократить сумму требований иностранных лизингодателей как минимум на $3 млрд.
Заместитель гендиректора по авиастрахованию компании «АльфаСтрахование» Илья Кабачник отмечает, что потенциальные иски лизингодателей значительно превышают суммы уже выплаченных страховых урегулирований из-за различий в оценке – согласованная страховая сумма обычно превышает рыночную стоимость самолета.
При этом лизингодатели также располагают значительными депозитами и отчислениями от российских авиакомпаний, что учитывалось при страховом урегулировании.
Напомним, что в ноябре 2024 года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) разрабатывала предложения по изменениям в Налоговом кодексе, чтобы защитить три десятка авиакомпаний, обеспечивающих 26% пассажирских перевозок внутри России, от разорения из-за долгов за лизинг иностранных самолетов. LR
История вопроса
Российские авиакомпании вызволят из лизинга четыре десятка бортов
В эпопее с выкупом зарубежных самолетов появился финансовый подвох
«Аэрофлот» очистил от иностранных регистраций почти половину своего парка
В середине января 2025 года в регистрации Бермуд (ВСАА) осталось 300 иностранных воздушных судов (ВС), которые принадлежат российскому парку.Российские авиакомпании вызволят из лизинга четыре десятка бортов
В эпопее с выкупом зарубежных самолетов появился финансовый подвох
«Аэрофлот» очистил от иностранных регистраций почти половину своего парка
До введения санкций 22 февраля 2022 года против России и ее гражданской авиации в ВСАА было зарегистрировано 745 самолетов (по данным Росавиации) или 768 (по данным Минтранса). Из них 80 самолетов оказались вне юрисдикции РФ, еще 36 ВС перешли в реестр Ирландии (IAA), из которых 19 эксплуатировала «Россия», а остальные – АЛРОСА, iFly. Пять самолетов из IAA утратили, четыре ВС «России» вывели из реестра.
С марта 2022 года перевозчики избавили от двойной регистрации около 365 иностранных самолетов, оставшихся в РФ. На 2025 год это половина парка, которые обеспечивают 95% перевозок.
Группа «Аэрофлот» активно ведет процесс «дебермудизации» своего флота. На сегодняшний день в их парке 65 воздушных судов (ВС) в регистрации Бермуд, и 14 – в IAA. На 2025 год группа очистила от двойной регистрации 192 самолета и переоформила 93 ВС за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на сумму более 250 млрд руб.
С использованием средств из ФНБ также переоформили 45 самолетов S7 и 19, принадлежащих «Уральским авиалиниям».
Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский ранее заявлял, что группа ведет переговоры по оставшимся 133 ВС, и это может потребовать дополнительных 350 млрд руб.
Другие авиаперевозчики, такие как S7 и «Уральские авиалинии», также ведут работу по выведению из двойной регистрации, при этом у S7 остается 52 ВС, а у «Уральских авиалиний» – 33 ВС в регистрации Бермуд.
У многих авиакомпаний, включая «Аэрофлот», возникли проблемы с правом собственности и переоформлением лизинговых контрактов на самолеты, находящихся в двойной регистрации, поскольку большинство из них принадлежат европейским структурам российских лизингодателей.
Рассматриваемые решения, такие как конвертация операционного лизинга в финансовый, сталкиваются с трудностями из-за высоких процентных ставок (30%) и ограничений на валютное фондирование.
Успешное урегулирование отношений с лизингодателями важно для минимизации репутационных рисков и сохранения деловой репутации, что может быть востребовано в будущем для восстановления отношений и взаимодействия с поставщиками, пишет «Ъ».
Урегулирование прав собственности поможет снизить судебные претензии к Российской Федерации, которые в будущем могут достигнуть около €10 млрд в Высоком суде Лондона. С помощью соглашений об урегулировании удалось сократить сумму требований иностранных лизингодателей как минимум на $3 млрд.
Заместитель гендиректора по авиастрахованию компании «АльфаСтрахование» Илья Кабачник отмечает, что потенциальные иски лизингодателей значительно превышают суммы уже выплаченных страховых урегулирований из-за различий в оценке – согласованная страховая сумма обычно превышает рыночную стоимость самолета.
При этом лизингодатели также располагают значительными депозитами и отчислениями от российских авиакомпаний, что учитывалось при страховом урегулировании.
Напомним, что в ноябре 2024 года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) разрабатывала предложения по изменениям в Налоговом кодексе, чтобы защитить три десятка авиакомпаний, обеспечивающих 26% пассажирских перевозок внутри России, от разорения из-за долгов за лизинг иностранных самолетов. LR
Тэги: самолеты, двойная регистрация
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

