ИПЕМ просит определить статус РЖД и других владельцев футбольных клубов

30 апреля 2015

Пора решить, что такое естественные монополии – бизнес или «собес»

ИПЕМ просит определить статус РЖД и других владельцев футбольных клубов

Назрела необходимость реформировать подходы к регулированию естественных монополий, но прежде нужно решить, что такое эти самые монополии – бизнес или «собес». Такова точка зрения экспертов Института проблем естественных монополий, изложенная в Меморандуме к 10-летию ИПЕМ.

По мнению экспертов, за прошедшее десятилетие именно естественные монополии претерпели наибольшие изменения, по своей глубине порой превосходящие самые масштабные реформы 90-х годов. При этом изменилось и понятие естественной монополии. «Теперь мы говорим об инфраструктурных отраслях экономики, как о естественной монополии, где присутствует естественно-монопольный сегмент и либерализованный конкурентный сектор», – поясняется в документе.

Либерализация и развитие конкуренции – главное обоснование всех реформ, проводимых в отношении естественных монополий. Однако, признают эксперты, ожидаемые эффекты от них – рост экономической эффективности, снижение регуляторно-управленческой нагрузки на государство, улучшение положения потребителей – не были достигнуты в полной мере, а зачастую и не достигнуты вовсе.

В качестве примера специалисты ИПЕМ приводят ситуации, когда «любое ограничение роста тарифов в естественно-монопольном секторе почти никак не облегчало положение потребителей, так как либерализованный сегмент, чутко улавливающий текущую экономическую конъюнктуру, почти всегда «добирал» с потребителей то, что не было позволено естественным монополиям». Так, ограничение роста тарифов ОАО «РЖД» не приводило к ограничению роста транспортных расходов грузовладельцев. До 2014 года рост стоимости услуг владельцев грузовых вагонов и стоимости услуг по перевалке грузов в портах существенно опережал индексацию тарифов ОАО «РЖД».

– Фактически либерализация внесла дисбаланс в работу инфраструктурных отраслей, а сами отрасли оказались в серьезном системном кризисе, – делают вывод эксперты. – Причина произошедшего – ошибочное целеполагание в ходе реформ и во многом, как следствие этого, ошибки в прогнозировании практических последствий той или иной модели реформирования, тех или иных регуляторных и управленческих решений.

Проблемы естественно-монопольных и инфраструктурных секторов не имеют общих универсальных решений, однако главной проблемой является отсутствие единства подходов к их регулированию. Порой подходы и принципы ценового, антимонопольного и иного регулирования в электроэнергетике, газовой сфере и железнодорожном транспорте диаметрально различались.

В сфере регулирования и реформирования естественных монополий только государство может определять стратегические цели и приоритеты. «Сегодня мы стоим перед необходимостью ответа на множество непростых вопросов, но все их можно свести к одному: естественные монополии – это бизнес или «собес»?», – задаются вопросом эксперты.

– Текущее положение, когда подразумевается, что государство может требовать от естественных монополий чего угодно, а естественные монополии получают за это индульгенцию на неэффективность, недопустимо, и фиксирование взаимных обязательств – единственно возможный выход из сложившейся порочной практики, – полагают специалисты ИПЕМ.

По мнению экспертов, «важнейшим условием и риском, связанным с долгосрочным тарифным регулированием, является наличие политической воли со стороны государства в части обеспечения неизменности «правил игры» и понятных, юридически обязывающих принципов, в соответствии с которыми эти правила могут быть изменены, если того требует, например, дальнейшее повышение экономической эффективности или определенная экономическая ситуация». При этом кадровый состав регулятора не должен уступать по компетентности аналогичным кадрам в субъектах естественных монополий.

Однако даже самые компетентные специалисты регулирующих органов не способны принимать решения «без обладания всей полнотой информации о предмете регулирования и ценной прикладной информации от потребителей их услуг». В таких условиях главнейшая задача – реальное повышение прозрачности естественных монополий как для регулирующих органов, так и для потребителей, в том числе за счет ограничения перечня документов, имеющих гриф ДСП.

– Все предложения самих естественных монополий, потребителей их услуг и регулирующих органов необходимо качественно оценивать на предмет соответствия целям и задачам государственной политики в сфере регулирования естественных монополий, – резюмируют эксперты ИПЕМ. – При этом в каждом случае необходимо учитывать наличие различных категорий потребителей и иных групп лиц с разными лоббистскими возможностями и с зачастую различными интересами. LR

Тэги: РЖД, ИПЕМ







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх