И пусть утиль подождет. Хотя бы годик

1 октября 2021

Законопроект об индексации, похоже, не вышел из доработки

И пусть утиль подождет. Хотя бы годик

Правительство не заложило увеличение утильсбора на автомобили и самоходную технику в 2022 году в доходы бюджета, пишет газета «Коммерсантъ».

О повышении сборов в начале этого года Минпромторг. Однако его предложение вызвало такую бурную реакцию у участников рынка – от аграриев до строителей, обещавших в ответ рост стоимости продовольствия – что законопроект отправили на доработку, а потом, судя по всему, и совсем заморозили. И это, несмотря на то, что именно средства от утильсбора промышленные чиновники традиционно рассматривают как источник финансирования программ господдержки.

Как следует из проекта бюджета на 2022 год, внесенного в Госдуму, в 2021 году Правительство соберет 513,8 млрд рублей за счет утильсбора на колесную и самоходную технику, 357,7 млрд рублей уже поступили. На 2022 год заложено лишь на 17,1 млрд рублей больше – почти 531 млрд рублей

На практике такой скромный рост суммы предполагает не увеличение размера утильсбора, а незначительный прирост импорта и производства.

Так, при последнем повышении утильсбора на автомобили с 2020 года (в среднем на 110,7% в легковом сегменте) в проекте бюджета прогнозировался двукратный рост поступлений от автотранспорта. В Минфине «Ъ» пояснили, что в проекте бюджета учтены действующие нормативно-правовые акты по утильсбору и прогноз объемов от Минэкономики.

В целом на бюджет повышение утильсбора влияет не критически, поскольку он остается там не полностью. Из 513,8 млрд рублей, которые соберут за его счет в 2021 году, только 130,4 млрд рублей реально представляют собой доходы бюджета. Это доходы, задекларированные через ФТС, то есть сбор от импорта, который в 2022 году вырастет на 10 млрд рублей, до 140,4 млрд рублей. Остальные две трети утильсбора – 383,5 млрд рублей – в 2021 году собраны с локального производства, которому он частично возвращается в виде компенсаций.

В 2021 году эти компенсации были гарантированы концернам со специнвестконтрактом (в объеме 25%), остальная часть в автопроме зависела от уровня локализации. В следующем году предполагается собрать с локального производства на 7 млрд рублей больше – почти 391 млрд рублей. Правда, теперь в бюджете останется больше, поскольку гарантированная часть компенсаций отменена и те полностью будут зависеть от локализации.

Собеседники «Ъ» рассказывают, что Минфин не закладывал доходы от индексации в бюджет, опасаясь «токсичности» темы, говорит один из них.

Индексация 2020 года должна была стать последней в автопроме: ставки пошлин на ввоз автомобилей снижены до уровня, согласованного с ВТО, и уровень барьера для импорта больше не меняется. Но глава Минпромторга Денис Мантуров в конце 2019 года говорил, что «для стимулирования локализации» утильсбор будет вновь проиндексирован «через какое-то время – с 2021 или 2022 года», а осенью 2020 года началось обсуждение его индексации с 1 января в среднем на 30%.

Правительство отложило эту дискуссию, в том числе на фоне и без того активного роста цен на автомобили, и возобновило ее этой весной. Для легковых и грузовых автомобилей обсуждалось повышение на 25%, что было меньше, чем в прошлые годы, и не вызвало резкого протеста у участников отрасли. Но одновременно планировалось поднять в три раза размер сбора на спецтехнику и в шесть – на полуприцепы, что вызвало противодействие различных игроков – от аграриев до строителей – из-за риска роста стоимости продовольствия и новых дорог.

В итоге по поручению правительства Минпромторг пересмотрел размер индексации для части спецтехники. А затем, как рассказывали собеседники «Ъ», по решению премьер-министра РФ Михаила Мишустина повышение не было принято. Дискуссию частично затормозили и приближающиеся выборы в Госдуму, которые прошли в сентябре, говорили источники «Ъ». А 24 сентября Денис Мантуров сообщил, что, скорее всего, в этом году не будет повышаться утильсбор.

Минпромторг в последний раз предлагал индексацию утильсбора, намереваясь направить средства на поддержку спроса на электромобили. Источники «Ъ» рассказывают, что чиновники традиционно используют утильсбор как источник средств на господдержку, что не нравится правительству, в частности, потому, что от повышения утильсбора дорожают автомобили для потребителей.

Сергей Удалов из «Автостата» напоминает, что активный рост цен на автомобили начался с девальвации рубля в 2020 году и повышения стоимости комплектующих, в том числе чипов, которые до сих пор в дефиците. Хотя сейчас скорость удорожания замедлилась, аналитик ожидает стабилизации ситуации не скоро: возможно, к концу 2022 года, когда будет улажена ситуация с чипами.

Напомним, что в апреле 2021 года Правительство РФ заявляло, что согласно снизить размер увеличения утильсбора на полуприцепы с 6 до 2,5 раз. LR

Тэги: утилизационный сбор, индексация, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх