Грузы по стране развезут «малыми крыльями»

28 августа 2020

Это позволит доставлять продукцию в отделенные и труднодоступные регионы России

Грузы по стране развезут «малыми крыльями»

Минтранс подготовил поправки в Федеральные авиационные правила, согласно которым небольшие авиакомпании смогут получить право на перевозку грузов и людей, сообщают «Известия».

Ведомство введет понятие транспортно-связных работ, дополняющее перечень, в котофрый уже входят авиахимработы, воздушные съемки, лесоавиационные и строительно-монтажные работы. К транспортно-связным работам министерство предлагает относить, в частности, «транспортирование грузов заказчика авиаработы» и «транспортирование персонала заказчика авиаработы».

В начале третьей декады августа поправки одобрили большинством голосов делового сообщества на заседании рабочей группы. Для окончательного одобрения требуются голоса представителей госструктур, после чего документ будет направлен в Минюст, отмечают «Известия».

Инициатива позволит авиакомпаниям, эксплуатирующим легкие воздушные суда, выполнять перевозку грузов. В мае Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) просила о такой возможности министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

В пик пандемии COVID-19 члены АКИТ столкнулись с отменой рейсов крупных авиакомпаний, выполняющих регулярные перевозки в города Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, куда затруднительно или невозможно доставить товар наземным транспортом.

Ассоциация в письме просила Дениса Мантурова поддержать межфракционный законопроект об изменениях в Воздушный кодекс, который в случае принятия разрешил бы выполнение коммерческих воздушных перевозок на легких воздушных судах без сертификата эксплуатанта при условии членства перевозчика в профильной саморегулируемой организации (СРО).

– Не так важно, каким образом будет решен вопрос, путем создания СРО или сокращением излишних требований. Так или иначе это позволит создать новый конкурентный рынок доставки грузов в регионы силами «малой авиации» и полноценно удовлетворить спрос населения, проживающего в удаленных или труднодоступных регионах. Это послужит дополнительным стимулом для ускорения развития интернет-торговли в России, – отметил президент АКИТ Артем Соколов.

Часть участников рынка выступила с критикой проекта. Так, в Ассоциации малых авиационных предприятий отмечают, что новая редакция правил разрешает «транспортирование» грузов и пассажиров, имеющих любые формы трудовых отношений с заказчиком рейса. При этом никаких обязательств по страхованию ответственности не возникает, так как это авиаработы, а не коммерческая воздушная перевозка.

– С формальной точки зрения Воздушный кодекс РФ относит любые перевозки пассажиров и грузов за плату к коммерческим, а не к авиаработам. Это следует из целого ряда статей. Минтранс же в своем проекте приказа производит подмену понятия «воздушная перевозка» понятием «транспортирование», тем самым нарушает требования Воздушного кодекса и злоупотребляет своими полномочиями устанавливать перечни авиаработ, – заявляют представители ассоциации.

Как утверждают «Известия», перевозка пассажиров и грузов малой авиацией в полулегальном виде существует и сегодня. Для ее выполнения заказчик, как правило, заключает договор аренды воздушного судна с эксплуатантом, что формально не относится к коммерческой перевозке. Такие схемы могут использовать крупные компании для доставки персонала, но их нельзя применять для перевозки пассажиров, не связанных с одним работодателем.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что, несмотря на запрет выполнения коммерческих перевозок для эксплуатантов, не имеющих соответствующего сертификата, существует практика авиаэкскурсий. Она возможна во многом благодаря альтернативным формам оплаты. Полет формально выполняется на безвозмездной основе, при этом клиент платит деньги аэроклубу или другой организации, которая выступает посредником между клиентом и пилотом.

– При такой схеме формальные отношения между пассажиром и эксплуатантом отсутствуют, деньги пилот получает в конверте. Но и по новым правилам можно представить коммерческую перевозку пассажиров как выполнение авиаработ, сопряженных с перевозкой сотрудников заказчика. Достаточно временно трудоустроить пассажиров в компанию-посредник, которая закажет рейс, – полагает Пантелеев.

Президент межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА) Владимир Тюрин считает, что подготовленные Минтрансом поправки в случае принятия приведут к возникновению противоречия в законодательстве. Перевозку грузов или пассажиров можно будет отнести как к коммерческой перевозке, так и к авиаработе. По его мнению, для устранения этого противоречия в ФАП-246 по сертификации коммерческих перевозчиков нужно будет прописать исключение по перевозкам грузов, о которых говорится в приказе.

– В противном случае возникнет правовая неопределенность и надзорные органы смогут трактовать такой полет как коммерческую перевозку без необходимого сертификата, а это административное правонарушение, – подчеркнул Владимир Тюрин.

Напомним, рейтинговое агентство Moody’s спрогнозировало, что мировой рынок авиаперевозок восстановится после кризиса, вызванного пандемией, не ранее 2023 года. LR

Тэги: авиаперевозки, малая авиация, законодательство, Минтранс







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх