Госдума ужесточила контроль за грузоперевозками во втором чтении
21 мая 2025С 1 сентября 2026 года все экспедиторские документы станут электронными, а данные будут передаваться в государственную систему

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 682527-8, вносящий изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Документ, разработанный для усиления контроля за грузоперевозками, предусматривает полный переход на электронный документооборот, создание единого реестра участников рынка и запреты на перевозку опасных грузов.
Одновременно вводится централизованный реестр участников транспортно-экспедиционной деятельности на платформе «ГосЛог». Юрлица и ИП смогут вносить данные через портал госуслуг, а проверка их достоверности ляжет на ведомство. Регистрация станет обязательной для начала работы, а действующие компании должны подать уведомление до 1 мая 2026 года.
Законопроект также ужесточает ответственность за перевозку запрещенных грузов: оружия, наркотиков, контрафакта. Экспедиторы получат право задерживать или уничтожать опасные отправления, если угрозу нельзя устранить. Также запрещена передача персональных данных клиентов за рубеж, кроме случаев, предусмотренных международными договорами.
Инициатива, внесенная в июле 2024 года, стала ответом на рост незаконных грузопотоков. Согласно пояснительной записке к законопроекту, с 2022 года фиксируется увеличение перевозок наркотиков, оружия и товаров двойного назначения. Пробелы в регулировании использовались преступными группами, включая террористические организации.
Нормы вступят в силу поэтапно: базовые положения — с 1 сентября 2025 года, реестр уведомлений — с 1 марта 2026 года, обязательный электронный документооборот — с 1 сентября 2026 года.
Напомним, что Глава торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин попросил отложить усиление контроля за перевозками грузов, которые касаются закупок оборудования для экспедиторских организаций. Предложение со стороны ТПП внесены ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». LR
Фото: © Вячеслав Палес / Фотобанк Лори
История вопроса
Создание реестра экспедиторов сократит предложение на российском рынке
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
С 1 сентября 2026 года экспедиторские документы будут оформляться исключительно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной или неквалифицированной подписи. Исключения для бумажных носителей определит Минтранс. Данные обязаны передаваться в ГИС ЭПД — государственную систему электронных перевозочных документов. В Минтрансе считают, что таким образом можно будет исключить манипуляции с грузами и повысить прозрачность отрасли.Создание реестра экспедиторов сократит предложение на российском рынке
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
Одновременно вводится централизованный реестр участников транспортно-экспедиционной деятельности на платформе «ГосЛог». Юрлица и ИП смогут вносить данные через портал госуслуг, а проверка их достоверности ляжет на ведомство. Регистрация станет обязательной для начала работы, а действующие компании должны подать уведомление до 1 мая 2026 года.
Законопроект также ужесточает ответственность за перевозку запрещенных грузов: оружия, наркотиков, контрафакта. Экспедиторы получат право задерживать или уничтожать опасные отправления, если угрозу нельзя устранить. Также запрещена передача персональных данных клиентов за рубеж, кроме случаев, предусмотренных международными договорами.
Инициатива, внесенная в июле 2024 года, стала ответом на рост незаконных грузопотоков. Согласно пояснительной записке к законопроекту, с 2022 года фиксируется увеличение перевозок наркотиков, оружия и товаров двойного назначения. Пробелы в регулировании использовались преступными группами, включая террористические организации.
Нормы вступят в силу поэтапно: базовые положения — с 1 сентября 2025 года, реестр уведомлений — с 1 марта 2026 года, обязательный электронный документооборот — с 1 сентября 2026 года.
Напомним, что Глава торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин попросил отложить усиление контроля за перевозками грузов, которые касаются закупок оборудования для экспедиторских организаций. Предложение со стороны ТПП внесены ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». LR
Фото: © Вячеслав Палес / Фотобанк Лори
Тэги: экспедиторы, законодательство, госреестры
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

