Горячий апрель: АИ-95 подорожал до годового максимума

21 апреля 2025

В этой году давление на цены увеличится, считают эксперты

Горячий апрель: АИ-95 подорожал до годового максимума

Котировки бензина на бирже демонстрируют уверенный рост – с 14 апреля они прибавили от 3,7% до 4,3%. По итогам торгов 17 апреля цена на АИ-95 достигла максимума с начала 2024 года, а стоимость АИ-92 – пика последних двух месяцев, пишет «Коммерсантъ».

Согласно статистике Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость тонны АИ-95 с 14 по 17 апреля выросла до 59,71 тыс. рублей – это новый максимум года. Предыдущий рекорд был зафиксирован 10 февраля на уровне 59,52 тыс. рублей за тонну. С начала текущей недели, то есть с 14 апреля, АИ-92 подорожал на 4,32%, до 53,2 тыс. рублей за тонну – такие значения и выше в последний раз наблюдались в начале февраля.

Эксперты объясняют скачок цен началом сезонного роста спроса, плановыми ремонтами НПЗ, а также активизацией ранее отложенных закупок, что привело к краткосрочному ажиотажу на рынке.

По словам источника «Ъ» на топливном рынке, март и апрель традиционно совпадают с началом плановых ремонтов на НПЗ, что приводит к временному снижению объемов производства. При этом, как он утверждает, объективных причин для резкого удорожания бензина сейчас нет. Однако на фоне опасений по поводу возможных сбоев в поставках участники рынка начинают активно закупать топливо, что провоцирует ажиотаж и подталкивает цены вверх. Особенно заметно это сказалось на стоимости АИ-95, так как его производят существенно меньше, чем АИ-92, а спрос при этом – выше. По оценке Reuters, в апреле объем простаивающих мощностей первичной переработки нефти на НПЗ увеличился на 32,8% и достиг 2,84 млн тонн.

Управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко отмечает, что основной рост цен пришелся на последние две торговые сессии. До этого, по его словам, рынок находился в боковом движении и не демонстрировал значительных колебаний.

Стоимость топлива в России не зависит от мировой нефтяной конъюнктуры. На оптовом рынке цены сдерживает демпферный механизм, в рознице же существует негласный запрет на увеличение цен, который достаточно превышает официальную инфляцию, считает управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов. Тем не менее эксперт утверждает, что в этой году давление на цены увеличится. Кроме ожидаемого весенне-летнего роста спроса, «неотыгранное» повышение акцизов также станет причиной сложившегося тренда. Инфляция с 8 по 14 апреля составила 0,11% после 0,16% неделей ранее. Средние розничные цены на АИ-95 за неделю выросли на 0,16% и достигли 61,56 рублей за литр, на АИ-92 – на 0,12%, до 56,36 рублей за литр, сообщает Росстат.

– Два дня роста – это реакция на отложенный спрос, который формировался в течение последних недель, – говорит Максим Дьяченко, добавляя, что такие резкие колебания биржевых цен указывают на волатильность рынка.

По мнению Дьяченко, участники рынка могли сократить запасы в целях заморозки средств и выплаты банковских процентов или отложить закупки в ожидании более выгодных цен. Спрос активизируется, а участники рынка активнее стремятся фиксировать объемы и цены в преддверии майских праздников, отмечает эксперт.

Прогнозировать, как поведут себя цены на бензин дальше – затруднительно, считает Максим Дьяченко. С одной стороны, давление оказывает снижение мировых цен на нефть, с другой – рубль продолжает укрепляться, делая экспорт менее выгодным, и способствует снижению цен на топливо внутри страны. В результате поставщики активнее выходят на внутренний рынок, где сохраняется высокая оптовая маржа и стабильный спрос благодаря устраивающим потребителей розничным ценам, отмечает эксперт.

В Минэнерго тем временем ожидают, что в 2025 году объемы производства бензина и дизельного топлива вырастут по сравнению с прошлым годом, при этом потребление останется на прежнем уровне. Как сообщил замдиректора департамента нефтегазового комплекса ведомства Роман Кабаков, доля АИ-95 в общем объеме производства бензина в РФ продолжит расти и может достигнуть 50%.

– К нему всегда есть повышенный интерес со стороны независимых участников рынка. Буквально три года назад показатель составлял около 40%, – цитировало Романа Кабакова ТАСС.

Размер демпферных выплат российским НПЗ в апреле может опуститься до минимальных значений за последние месяцы, сообщает Reuters со ссылкой на предварительные расчеты.

Государственный механизм демпфера компенсирует компаниям разницу между внутренними и экспортными ценами на топливо, и его размер напрямую зависит от ценовой конъюнктуры. По оценкам агентства, в апреле выплаты для автобензина могут составить около 7,65 тыс. рублей за тонну, а для дизельного топлива – порядка 4,25 тыс. рублей за тонну. По сравнению с мартом демпфер для автобензина может сократиться на 7,6% или примерно 630 рублей за тонну, а для дизтоплива – почти вдвое, на 47,1% или 3,78 тыс. рублей за тонну. Такое снижение объясняется падением мировых цен на нефтепродукты и укреплением рубля по отношению к доллару США.

По расчетам Reuters, если не учитывать нулевой демпфер в сентябре 2023 года, когда выплаты были приостановлены из-за превышения допустимого уровня средних оптовых цен на внутреннем рынке, то апрельская субсидия может стать самой низкой для автобензина с декабря 2022 года, а для дизтоплива – с апреля 2021-го.

Исходя из предполагаемых объемов апрельских поставок на внутренний рынок РФ – около 3,2 млн тонн бензина и 4,3 млн тонн дизеля – общая сумма компенсации может составить примерно 43 млрд рублей. Для сравнения: за март, по подсчетам Reuters, выплаты нефтепереработчикам оценивались в 63 млрд рублей.

Согласно действующим правилам, если средние оптовые цены в России превышают установленный в Налоговом кодексе порог – на 10% для бензина АИ-92 и на 20% для дизтоплива – демпферные выплаты на этот месяц обнуляются. Как сообщил заместитель главы Минфина Алексей Сазанов «РИА Новости», на ближайшем совещании у вице-премьера Александра Новака планируется утвердить новые параметры допустимого отклонения биржевых цен на топливо от индикативных, при которых субсидии не будут обнуляться. Он отметил, что обсуждаются такие варианты, как 15% или 20% по бензину и 25% или 30% по дизельному топливу.

Напомним, ранее владельцы независимых нефтеперерабатывающих заводов обратились в Госдуму, добиваясь пересмотра регуляторных условий с аргументами о критическом давлении на сектор. Игроки жалуются на дисбаланс закупочных и отпускных цен, логистические издержки и экспортные ограничения. LR

Фото: © FotograFF / Фотобанк Лори

Тэги: топливо, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх