Если аэропорты не смогут оформить спецтехнику, их дешевле будет закрыть

10 апреля 2023

Сейчас воздушные гавани испытывают сложности с оформлением электронных паспортов и госномеров

Если аэропорты не смогут оформить спецтехнику, их дешевле будет закрыть

Международная ассоциация аэропортов (МАА) обратилась в Минпромторг и Минтранс с жалобой на невозможность зарегистрировать и законно эксплуатировать спецтехнику, что «ставит под угрозу нормальное функционирование» аэропортов, сообщает «Коммерсантъ». Речь идет о низкопольных перронных автобусах, самоходных пассажирских трапах, противообледенительных машинах, самоходных платформенных транспортерах-перегружателях и другой технике.

Несколько собеседников «Ъ» выразили беспокойство, что с ростом пассажиропотока ситуация рискует стать критической. Один из них предвидит нехватку спецтехники, из-за чего ее будут использовать нелегально, «гонять без номеров, рискуя налететь на проверки, так как безопасность полетов важнее». Другой собеседник указал, что регистрации подлежат также тягачи для буксировки самолетов, амбулифты для маломобильных пассажиров и потому «дешевле сразу закрыть аэропорт, чем платить штраф за каждый выезд без номеров».

С 2015 года, по решению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на них должны оформляться «паспорта самоходной машины и других видов техники». Без паспорта машины нельзя поставить на учет в органах Гостехнадзора и оформить госномера. Если же паспорт не выдан, закон «О транспортной безопасности» запрещает эксплуатировать такую технику.

Отказы в регистрации начались после перехода на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) и самоходных машин (ЭПСМ) с 1 ноября 2022 года. Правила госрегистрации, записанные в 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники», не распространяются на аэропортовую спецтехнику.

МАА просит внести поправки в 297-ФЗ, включив туда подробное определение типов аэропортовой спецтехники, и распространить на нее существующий порядок выдачи паспортов.

Наличие неопределенности в вопросе получения ЭПСМ и постановке на регистрационный учет специальной аэропортовой техники подтверждают и ее поставщики.

В ГК «Инфраструктурный проект» отметили, «исходя из информации от конечных эксплуатантов», «поставка ранее законтрактованных машин осложнена отсутствием ЭПСМ на технику». В другой компании-импортере уточнили, что у них тоже копится техника, которую они не могут передать заказчикам без паспортов, но для ряда региональных аэропортов этот вопрос непринципиален: «Надзорные органы закрывают глаза на регистрацию техники, если та не покидает аэродром».

В трех крупных аэропортах контролирующие ведомства требуют обязательной регистрации, поскольку номера нужны им для оформления пропусков при перемещении техники.

Иногда ангары для обслуживания или временного хранения самоходной спецтехники расположены за пределами аэродромов, и для перемещений также требуется получение номеров.

– Это спецтехника, которая не используется нигде за пределами аэродромов, при этом аэропорты и лизингодатели отвечают за ее учет, страхование и состояние самостоятельно, поэтому требование о номерах избыточно, – полагает гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев, который лучший выход видит в возвращении к действовавшим до решений ЕЭК нормам.

Транспортные средства и самоходная техника с любым типом двигателя при мощности более 4 кВт, согласно ГК РФ, являются источником повышенной опасности, а потому подлежат учету, говорит Борис Ионов, официальный представитель АО «Электронный паспорт» (входит в «Ростех», оформляет ЭПТС).

Подтвердить требования по безопасности может только сертификат или иной документ об оценке соответствия – и уже на его основании можно получить ЭПТС и далее регистрировать в Гостехнадзоре. Но аэропортовая техника, согласно 297-ФЗ, не подлежит регистрации, а ЭПТС выдается только на подлежащую регистрации технику (в соответствии с решением ЕЭК №122).

Аэропорты, которые до сих пор не ставили спецтехнику на учет, отныне будут обязаны ее оформить, их затраты на транспортный налог могут существенно возрасти.

Напомним, ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта попросила Минтранс выделить авиаперевозчикам с апреля по октябрь 2023 года около 100 млрд рублей на возмещение расходов при полетах на внутренних рейсах. LR

Тэги: аэропорты, Минтранс







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх