Эксперт: выход из ЕСТР не поможет решить проблему с картами для тахографов

12 августа 2022

Ежемесячный спрос составляет 8-10 тысяч устройств

Эксперт: выход из ЕСТР не поможет решить проблему с картами для тахографов

Выход из Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), существенно прибавит сложностей российским международным перевозчикам, а также станет препятствием для развития контроля при выполнении внутренних перевозок, считает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. Однако этот вопрос может быть поднят, если Европейская экономическая комиссия ООН откажется решать проблемы с обеспечением картами тахографа и криптографическими ключами Минтранса РФ.

С 8 августа 2022 года производители карт ЕСТР временно приостановили прием заявок на изготовление. Это было связано с введением пятого и шестого санкционных пакетов, а также с невозможностью поставок расходных материалов и заготовок для изготовления карт в связи с нарушением традиционных цепочек поставок.

В связи со сложившейся ситуацией Минтранс России дал оперативные разъяснения. Так, если карта ЕСТР не находится в распоряжении водителя в связи с отсутствием технической возможности ее выдачи (отсутствием компонентов для изготовления), водитель вправе использовать распечатки контрольного устройства, заполняемые в соответствии с ЕСТР, включая приложение и добавления к нему, при осуществлении внутрироссийских перевозок.

Однако президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль считает, что временная приостановка приема заявок на изготовление карт ЕСТР имеет более глубокие причины.

– Истоки проблем с картами тахографов ЕСТР связаны с пандемией коронавируса, которая привела к локдаунам, нарушением ритма процесса производства полупроводников и нарушением цепочек поставок. В результате вначале произошло снижение выпуска микросхем, сформировавшее отложенный спрос. Потом спрос резко увеличился на весь ряд номенклатуры электронных компонентов. Как следствие – возникновение дефицита производственных мощностей микросхем, повышение их стоимости и продажа в первую очередь тем, кто готов платить больше и по предоплате, – пояснил собеседник «Логируса».

По его словам, перебои с поставками электронных компонентов отмечены в почти всех странах ЕСТР, в том числе членах Евросоюза. Карты тахографа напрямую связаны с криптографией, а значит с сертификацией на соответствие строгим требованиям информационной безопасности, поэтому круг производителей заготовок и самих карт очень небольшой, напомнил эксперт. Дополнительной сложностью с картами для России и Беларуси стали санкции, добавил собеседник «Логируса».

– Массовая перерегистрация транспортных средств перевозчиков из России и Беларуси в Казахстан для обхода запрета на движение по дорогам стран ЕС вызвала резкое увеличение заявок на выпуск карт тахографа в Казахстане. Но при этом в среднеазиатском государстве объем заготовок карт тахографа ограничен, в том числе контролируется поставщиками микросхем из ЕС, которые не повышают объем поставок больше средних многолетних значений, – пояснил Тарас Коваль.

Он напомнил, что в России допускается использование двух видов тахографов: для внутренних перевозок – «тахограф СКЗИ», при наличии допуска к международным перевозкам – контрольного устройства ЕСТР. Каждый вид тахографа имеет не совместимые между собой карты.

– Из-за меньшей изначальной и совокупной стоимости владения тахографом ЕСТР, надежности самого изделия многие внутренние перевозчики получают допуск к МАП и право использования тахографов ЕСТР. При этом у перевозчиков и водителей появляется возможность осуществлять международные перевозки без необходимости переустанавливать тахограф. В результате спрос на карты водителей к тахографам ЕСТР ежемесячно держится в пределах 8-10 тысяч штук, – рассказал эксперт.

Кроме того, есть потребность в трех других видах карт: для предприятий, мастерских по обслуживанию тахографов и контролеров. Но она совсем небольшая и в настоящее время покрывается существующими складскими запасами заготовок карт, заверил он.

В результате проведенного по заданию Минтранса исследования было выяснено, что в июне-июле 2022 года, с учетом введенных ограничений на перевозки со стороны ЕС, реальная потребность в картах водителя ЕСТР для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки, включая, например, направление Россия-Беларусь составляет примерно 1 500 карт в месяц, привел данные Коваль.

– Некоторые горячие головы предлагают России выйти из ЕСТР. Ассоциация транспортных экспертов и специалистов является противником этого предложения, потому что выход из ЕСТР существенно прибавит сложностей российским международным перевозчикам и развитию контроля при выполнении внутренних перевозок. Не наложит каких-либо ограничений на зарубежных перевозчиков, создав таким образом преференции иностранцам перед россиянами, – обозначил эксперт.

При этом сама по себе процедура выхода из ЕСТР, по его словам, занимает продолжительное время, требует существенных затрат со стороны перевозчиков и со стороны регулятора.

– Придется менять законодательство от законов до связанных подзаконных актов. Перевозчики, которые в настоящее время работают не на европейских маршрутах, а на популярных в изменившихся условиях направлениях: в Турцию, страны средней Азии, Кавказа, даже Монголии и Китая, будут вынуждены уйти на время перемен на внутренние маршруты, оголив таким образом рынок для иностранцев, – пояснил эксперт.

Господин Коваль считает необходимым вынести на повестку дня Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН вопросы обеспечения равных конкурентных условий между перевозчиками, обеспечения приемлемых затрат со стороны водителей на подтверждение соблюдения социальных условий труда, недискриминационное обеспечение безопасности дорожного движения в странах ЕСТР.

– Независимо от текущей ситуации с картами тахографа надо принять ассиметричные наложенным санкциям контрмеры: самым строгим образом выполнять требования ЕСТР и запретить движение по территории России транспортных средств из ЕС, оснащенных так называемыми европейскими смарт-тахографами 1С, запретить осуществлять перевозки по территории России водителями имеющим карту смарт-тахографа 1С, – уверен он.

В случае отрицательного ответа ЕЭК ООН, который будет выражаться в отсутствии решения проблем с обеспечением картами тахографа и криптографическими ключами Минтранса РФ, поставить вопрос о выходе России из ЕСТР.

– Выполнение таких нехитрых действий позволит легальным образом, в самом строгом соответствии с ЕСТР и нормами ЕС, обеспечить российских водителей и перевозчиков заказами, так как останется всего один способ доставки грузов – «перецеп» на границе. Практика показала, что схема «перецепа» работает не только в Беларуси, но и в России. Только российские международные перевозчики просят это не афишировать, чтобы не навредить с трудом и без помощи государства налаженную технологию, – резюмировал собеседник «Логируса».

Напомним, со 2 февраля 2022 года при проезде границ стран Евросоюза на грузовом транспорте с цифровым тахографом стало необходимым отмечать каждое пересечение. Данное изменение предусмотрено так называемым «Пакетом мобильности». LR

Тэги: тахографы, дефицит, санкции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх