Эксперт: страховым еще предстоит определиться с порядком выявления виновника беспилотного ДТП
20 октября 2021Пока же большинство дорожных инцидентов разбирается только в суде
Для того, чтобы страхование беспилотных автомобилей стало полноценной отраслью, нужно решить целый комплекс вопросов, в том числе и нормативно-правовых. Без единых подходов споры об определении виновного в ДТП с участием высокоавтоматизированных транспортных средств возможно только в зале суда. Об этом на международном форуме «Автонет-2021» рассказал вице-президент департамента розничных продаж АО «Группа Ренессанс Страхование» Сергей Кожевников.
– У нас есть универсальное решение для новых и нетиповых ситуаций – это суд, – отметил эксперт. – Но для того, чтобы выстроить общие правила по страхованию, нужно законодательно закрепить такие понятия, как «оператор транспортного средства», «производитель транспортного средства», компании, которые эксплуатируют дорогу и дорожные знаки, всех участников процесса.
То же самое касается и ситуации с рисками, связанными с кибербезопасностью и умышленным вмешательством в работу ПО.
– Никак не регулируется ответственность в случае, если ДТП с беспилотником произойдет из-за некачественного дорожного покрытия или другой дорожной инфраструктуры – знаков, разметки, – продолжил Сергей Кожевников. – Устанавливать виновного в этих случаях вероятно, будет суд, так как пока нет правил определения ответственности в этих случаях.
Еще сложнее определить ответственного за ДТП в случае передачи водителем управления автопилоту. В такой ситуации важно четко разделить и однозначно определить того, кто именно управлял автомобилем в момент аварии.
– Чтобы избежать таких спорных моментов, важно внести изменения в законодательную базу, закрепить в нормативных актах понятие владельца высокоавтоматизированного транспортного средства, определить основные принципы и возможные изменения в правилах вождения, по которым алгоритм беспилотника будет принимать решения, а также унифицировать подходы и требования к регулированию эксплуатации беспилотного ТС в разных странах, – уверен Кожевников. – Также важно решить вопросы с качеством дорог и разметки и бесперебойного покрытия интернетом территорий не только в радиусе 300 км от Москвы.
Немало предстоит сделать и страховщикам. По словам эксперта, им также придется сменить методологическую базу, научиться разделять периоды, когда за рулем человек, а когда машина едет сама и определиться с порядком выявления виновника ДТП.
С 1 марта 2020 года число регионов, где разрешено проводить эксперименты с беспилотными транспортными средствами на дорогах общего пользования, было увеличено до тринадцати. Помимо Москвы и Татарстана, где эксперимент стартовал 1 декабря 2018 года, в список вошли Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашия, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Краснодарский край. Эксперимент с беспилотниками на дорогах России продлится до 1 марта 2022 года. Сейчас в нем участвуют Московский автомобильно-дорожный институт, «КамАЗ» и Яндекс.
У последнего недавно, в начале октября, в Москве произошел инцидент с беспилотником Яндекса на дороге общего пользования. Машина двигалась по Литовскому бульвару с водителем-испытателем за рулем, сообщила «Логирусу» официальный представитель российской IT-компании. Беспилотник поворачивал направо на перекрестке. В это же время автомобиль Hyundai Solaris предпринял попытку объехать замедлившиеся перед перекрестком автомобили по правой полосе, на которой проходили ремонтные работы. В результате ДТП автомобиль получил незначительные повреждения. Никто из участников движения не пострадал.
– Ответственность в данном случае несет водитель-испытатель, так как в его задачи входит оперативное реагирование на действия других участников движения, – пояснили «Логирусу» в Яндексе. – Данная ситуация будет подробно изучена разработчиками и внесена в обучающие наборы дорожных ситуаций. Беспилотные автомобили постоянно учатся предсказывать поведение окружающих водителей, в том числе в ситуациях, когда разъезд машин затруднен дорожными работами, или в случае нарушения другими водителями ПДД.
Напомним, все правовые условия для того, чтобы беспилотники появились на улицах российских городов, планируется создать до 2024 года. LR
– У нас есть универсальное решение для новых и нетиповых ситуаций – это суд, – отметил эксперт. – Но для того, чтобы выстроить общие правила по страхованию, нужно законодательно закрепить такие понятия, как «оператор транспортного средства», «производитель транспортного средства», компании, которые эксплуатируют дорогу и дорожные знаки, всех участников процесса.
История вопроса
До конца года беспилотники «впишутся» в законы
Эксперт: сценарии тестирования беспилотников должны базироваться на анализе статистики ДТП
В России появятся «мыслящие перекрестки»
Сергей Кожевников также подчеркнул, что для беспилотников актуальны как классические риски, которым подвержены и традиционные автомобили – ДТП, угон, поврежденив результате стихийного бедствия – так и специфические. Среди последних эксперт назвал риск некорректного обновления программного обеспечения (ПО), которое может стать причиной сбоя в системе управления и привести к аварии. В таких ситуациях страховая компания потенциально может выступать в защиту интересов собственника автомобиля и компании-разработчика ПО. Но законодательно эти возможности никак не закреплены.До конца года беспилотники «впишутся» в законы
Эксперт: сценарии тестирования беспилотников должны базироваться на анализе статистики ДТП
В России появятся «мыслящие перекрестки»
То же самое касается и ситуации с рисками, связанными с кибербезопасностью и умышленным вмешательством в работу ПО.
– Никак не регулируется ответственность в случае, если ДТП с беспилотником произойдет из-за некачественного дорожного покрытия или другой дорожной инфраструктуры – знаков, разметки, – продолжил Сергей Кожевников. – Устанавливать виновного в этих случаях вероятно, будет суд, так как пока нет правил определения ответственности в этих случаях.
Еще сложнее определить ответственного за ДТП в случае передачи водителем управления автопилоту. В такой ситуации важно четко разделить и однозначно определить того, кто именно управлял автомобилем в момент аварии.
– Чтобы избежать таких спорных моментов, важно внести изменения в законодательную базу, закрепить в нормативных актах понятие владельца высокоавтоматизированного транспортного средства, определить основные принципы и возможные изменения в правилах вождения, по которым алгоритм беспилотника будет принимать решения, а также унифицировать подходы и требования к регулированию эксплуатации беспилотного ТС в разных странах, – уверен Кожевников. – Также важно решить вопросы с качеством дорог и разметки и бесперебойного покрытия интернетом территорий не только в радиусе 300 км от Москвы.
Немало предстоит сделать и страховщикам. По словам эксперта, им также придется сменить методологическую базу, научиться разделять периоды, когда за рулем человек, а когда машина едет сама и определиться с порядком выявления виновника ДТП.
С 1 марта 2020 года число регионов, где разрешено проводить эксперименты с беспилотными транспортными средствами на дорогах общего пользования, было увеличено до тринадцати. Помимо Москвы и Татарстана, где эксперимент стартовал 1 декабря 2018 года, в список вошли Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области, Чувашия, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Краснодарский край. Эксперимент с беспилотниками на дорогах России продлится до 1 марта 2022 года. Сейчас в нем участвуют Московский автомобильно-дорожный институт, «КамАЗ» и Яндекс.
У последнего недавно, в начале октября, в Москве произошел инцидент с беспилотником Яндекса на дороге общего пользования. Машина двигалась по Литовскому бульвару с водителем-испытателем за рулем, сообщила «Логирусу» официальный представитель российской IT-компании. Беспилотник поворачивал направо на перекрестке. В это же время автомобиль Hyundai Solaris предпринял попытку объехать замедлившиеся перед перекрестком автомобили по правой полосе, на которой проходили ремонтные работы. В результате ДТП автомобиль получил незначительные повреждения. Никто из участников движения не пострадал.
– Ответственность в данном случае несет водитель-испытатель, так как в его задачи входит оперативное реагирование на действия других участников движения, – пояснили «Логирусу» в Яндексе. – Данная ситуация будет подробно изучена разработчиками и внесена в обучающие наборы дорожных ситуаций. Беспилотные автомобили постоянно учатся предсказывать поведение окружающих водителей, в том числе в ситуациях, когда разъезд машин затруднен дорожными работами, или в случае нарушения другими водителями ПДД.
Напомним, все правовые условия для того, чтобы беспилотники появились на улицах российских городов, планируется создать до 2024 года. LR
Тэги: беспилотники, страхование, ДТП, законодательство
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики
- 29.03.2024 Логистика может стать предметом торгов
- 28.03.2024 Бизнесу обещают помощь в закупке дронов
- 28.03.2024 Грузы доплывут до Калининграда на допсубсидиях