Эксперт: некоторые положения правил доставки вакцины от ковид в регионы РФ нужно доработать

14 декабря 2020

В частности, те, которые касаются транспортировки в рефрижераторах

Эксперт: некоторые положения правил доставки вакцины от ковид в регионы РФ нужно доработать

Правила доставки вакцины в регионы РФ реализуемы, но некоторые положения требуют доработки, считает ответственный за качество компании Retail Transport Agency (RTA) Станислав Булыгин.

Согласно документу, «для транспортировки обычным (не рефрижераторным) транспортом вакцина «Гам-Ковид-Вак» должна упаковываться в термоконтейнеры». Иначе, по словам эксперта, этот пункт можно понимать и трактовать так, что осуществление транспортировки в рефрижераторе возможно и без применения термоконтейнеров.

– На мой взгляд это недопустимо, поскольку с учетом жестких требований по «холодильной цепи», когда мы не можем ее нарушить, от слова «совсем» нигде и никогда на всем пути следования от производителя до пациента. При таком способе транспортировки мы подвергаем продукт очень высокому температурному риску, который может быть легко спровоцирован при погрузке, выгрузке, при работе холодильной установки в режиме оттайки, при поломке холодильной установки, – пояснил Станислав Булыгин.

При этом избыточным требованием эксперту представляется использование рефрижератора с автоматической системой поддержания температуры в -20°C и ниже для транспортировки вакцины в термоконтейнерах. Так как применяемые термоконтейнеры успешно прошли квалификационные испытания в условиях, когда при постоянной внешней температуре в +43°C оборудование сохраняет температуру ниже -18°C несколько дней, пояснил собеседник «Логируса». Также надо учитывать, что на территории России воздух достигает +43°C в редких регионах и периодах, отметил Станислав Булыгин.

– Возникает вопрос: зачем для перевозки вакцины автомобильным транспортом на расстояние, например, до 600 километров, которое машина может пройти за сутки, обязательно использовать рефрижератор с температурой в кузове -20°C и ниже? Ведь даже если машина сломается, у нас будет достаточно времени для принятия и успешной реализации любых мер для спасения продукта, – добавил специалист.

Данное требование сокращает возможности для доставки автомобильным транспортом, в особенности на короткие расстояния, и увеличивает издержки на перевозку, считает собеседник «Логируса». Ведь кондиционирование большого рефрижератора в летнее время до -20°C занимает 4-6 часов. По мнению Станислава Булыгина, целесообразно было бы провести квалификационные испытания термоконтейнеров и при внешней температуре от +2°C до +8°C, которая более привычна для транспортировки лекарств в режиме «холодильной цепи».

Подобным образом можно добиться срока поддержания температуры внутри контейнера в -18°C и ниже гораздо дольше, чем несколько дней при внешней температуре +43°C. Эти данные позволили бы через оценку рисков принимать решения и возможности перевозки вакцины в термокоробах и рефрижераторах с более щадящим режимом +2…8°C внутри, считает Станислав Булыгин.

В том числе, по мнению эксперта, излишним является необходимость погрешности измерения температуры оборудования для контроля режима на рабочих диапазонах не более +\-0,5°C. Неясна потребность в такой точности температуры в кузове машины, если продукт в термокоробе, где уже есть регистратор, измеряющий внутреннюю температуру. Вместе с тем надо учитывать открытие и закрытие дверей, работу режима оттайки холодильной установки и оснащенность подавляющего числа автомобилей-рефрижераторов регистраторами, имеющими погрешность измерения +\-1,0°C, перечислил собеседник «Логируса».

Реализация перевозки вакцины «Спутник V» требует коллаборации различных предприятий, которая наблюдается сегодня при доставке, отмечает Станислав Булыгин. Самостоятельно решить эту задачу ни под силу ни одной компании, какой бы крупной она ни была, полагает эксперт. На рынке присутствуют игроки, которые имеют складские площадки и морозильники, другие производят термоконтейнеры и оперируют ими, а третьи обладают большим парком автомобилей и так далее.

– 2 млн доз вакцин можно перевезти в 400 термокоробах и в 13 фурах. И если мы поедем из Москвы во Владивосток, то за 18-20 дней доедем и с новогодними курантами поднимем бокал игристого на острове Русский. Но вопрос в другом: эти 2 млн доз надо дистрибутировать во все субъекты РФ. А дисперсия распределения пока раскрыта, поэтому точные сроки доставки не обозначить, – подчеркнул эксперт.

Осуществить транспортировку вакцины можно и железнодорожным транспортом, добавил директор по производству компании ООО «Полярная звезда» (член Ассоциации организаций продуктового сектора) Антон Востриков. Опыт перевозки медикаментов в рефконтейнерах с поддержанием температурного режима -18°C есть. Однако при этом на первый план встают вопросы безопасности. Так как в пути с грузом может произойти все, что угодно: из рефконтейнера могут вытащить провода или само оборудование выйдет из стоя.

– В Европе и в мире для таких перевозок используются специализированные контейнеры с двумя независимыми холодильными установками, но это очень дорогая история. В России практически не встретишь такие. Это как контейнеры для перевозки крови, – отметил Антон Востриков.

В действующем сервисе «Москва-Владивосток» можно обеспечить перевозку контейнера с вакциной, но стоит учитывать все риски, добавил эксперт. Поэтому наиболее целесообразный вид транспорта для этой цели – самолеты.

Хранение нового препарата должно осуществляться при температуре -18°C, добавил коммерческий директор компании «Ghelamco» Александр Перфильев. В каждом регионе страны представлены разные фармацевтические и аптечные склады, имеющие соответствующие лицензии для хранения фармпрепаратов. На таких складах есть множество различных температурных режимов для раздельного хранения. Для каждого из них создаются отдельные камеры. К примеру, существуют камеры сверхзаморозки, где поддерживается температура в -56°C. Эти холодильники, как правило, небольшого размера.

– Поиск подобного склада – более сложная задача, в сравнении с обычным складом. Такой проект необходимо прорабатывать, но при необходимости найти помещения можно, – считает собеседник «Логируса».

Наряду с этим в Махачкале ведется строительство холодового центра для хранения различных вакцин, включая и от COVID-19, сообщила в четверг пресс-служба Минздрава Дагестана. Он будет создан на базе Республиканского центра инфекционных болезней. Для транспортировки вакцин в субъекте также организуют логистическую цепочку. Для этого уже приобретены специальные автомобили с температурным режимом.

А власти Хакасии выделили 5 млн рублей, чтобы оперативно закупить холодильное оборудование для хранения вакцины от коронавируса. Договор заключат сегодня, поставки же должны быть осуществлены в течение 10 дней. Об этом заявил замминистр здравоохранения республики Олег Ананьевский.

Напомним, правила поставки вакцины от коронавируса в регионы РФ были утверждены 7 декабря. LR

Тэги: коронавирус, вакцина, температурные перевозки, фармалогистика, автомобильные грузоперевозки, авиаперевозки, доставка лекарств, прогнозы, Ghelamco, RTA, АСОРПС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх