Пять ответов на пять вопросов: «Допуск на рынок должен быть, и перевозчик не должен быть брошенным на этом рынке»

22 ноября 2016

Президент ассоциации «ГрузАвтоТранс» Владимир Матягин отвечает на четвертый вопрос «Логируса»

Пять ответов на пять вопросов: «Допуск на рынок должен быть, и перевозчик не должен быть брошенным на этом рынке»

Росавтодор уверен, что возвращение государственного регулирования и лицензирования рынка автомобильных грузоперевозок позволит минимизировать количество «серых» перевозчиков, которые не платят налоги, не следят за техническим состоянием автомобилей и режимом труда и отдыха водителей, в итоге подрывая «политику справедливого ценообразования у добросовестных компаний и предпринимателей».

Вопрос «Логируса»: Помогут ли госрегулирование и лицензирование в решении проблем автогрузоперевозчиков?

Владимир Матягин: «Лицензирование и регулирование рынка – это, конечно, хорошо, но они не помогут решить те вопросы, которые накопились на рынке. Будущее за саморегулированием – рынок должен сам себя отрегулировать, создать те стандарты и правила, по которым все будут работать, а государство должно в этом отношении нам помочь. Лицензия – это очередная бумажка, которая ничего не даст для развития транспортной отрасли.

На сегодняшний день в правительстве, Минэкономразвития, Минтрансе не существует человека, который курировал бы транспортную отрасль, развитие предпринимательства на транспорте. Пока такой человек в правительстве не появится, мы так и будем сталкиваться с этими проблемами. Когда мы обращаемся по какому-нибудь вопросу к Минтрансу, в Минэкономразвития, еще куда-то, нам говорят: «Мы этим не занимаемся». А кто у нас этим занимается? Никто не занимается. Вот из-за этого все беды и проблемы в области грузового автотранспорта.

Если государство в 2005 году, отменив лицензирование, говорило, что нужно вводить саморегулирование, государство должно выполнить свое обещание, ввести саморегулирование. Мы считаем это правильной мерой, потому что во всем мире не государство пишет правила, как перевозчикам работать, а бизнес сам говорит, как он хочет работать.

СРО не должна быть одной, их должно быть много. Если брать зарубежный опыт, это может быть и ассоциация – по-разному можно называть. В Америке, например, ассоциации существуют по штатам, но все введены в национальную ассоциацию, есть вертикаль управления отраслью. Национальная ассоциация взаимодействует и с сенатом, и с правительством. А у нас на сегодняшний день непонятно, кто лоббирует интересы отрасли и кто отвечает за ее развитие.

Поэтому я и говорю, что могут создаваться просто ассоциации, и перевозчик не должен быть брошенным на этом рынке, он должен быть или в СРО, или в ассоциации – должен быть в какой-либо из организаций. Тогда и государство, спуская сверху какие-то законы, не сможет их принимать, пока национальная ассоциация все не обсудит. Вот тогда будет нормально, и законы будут нормально приниматься, и реакция общества будет не такой, как сейчас: «Опять что-то нам написали». Мы считаем, что это будет более правильным.

Наша ассоциация существует с 2011 года и все это время призывает перевозчиков объединиться. Но в обществе за 11 лет сложился своеобразный «нигилизм». «Ничего нельзя сделать, невозможно ничего поменять, государство нас не слышит… Закон спускается нелепый, но что делать, пойдем договариваться с контролирующим органом, который нас будет наказывать», – вот так рассуждают люди.

Такое укоренившееся мнение очень сложно поменять. И действительно нужно, чтобы государство помогло всех в кучу собрать и предложить сесть и решить, как мы хотим работать. И допуск на рынок должен быть, и мы сами должны решать, какой допуск, какие критерии нам необходимо проработать, кто должен работать на этом рынке. Чтобы человек, купив машину, знал, что он должен соответствовать тем-то, тем-то и тем-то критериям.

Государство должно законодательно прописать обязательное саморегулирование всей транспортной отрасли, обязательное членство в СРО. Тогда действительно общество поймет, что нужно создавать по регионам, по областям саморегулируемые организации, чтобы все грузоперевозчики в такие организации входили. И чтобы грузоотправители работали только с теми аккредитованными перевозчиками, которые соответствуют тем критериям, которые общество создало для себя.

Наше государство что хочет? Чтобы был нормальный перевозчик, чтобы он платил «белую» зарплату, «Платон», налоги и прочее. Но стимулирование только наказанием не способствует развитию в правильном направлении. Надо помочь. Как маленькому ребенку: если не подскажешь, не поможешь, не покажешь, как надо сделать, он будет делать так, как он видит, как ему хочется.

И обязательно должен быть человек, который не отвечает за транспортную отрасль, а курирует именно ее развитие. Чтобы все ниточки к нему сходились. У нас каждый из вице-премьеров что-то курирует: правила дорожного движения – один вице-премьер, безопасность дорожного движения – другой вице-премьер, а должен быть один. Который мог бы тому же Минтрансу возразить при подготовке законов, противоречащих логике.

А на сегодняшний день людям приходится возмущаться в таких случаях, когда эмоции достигли точки кипения, переполняют, только тогда нас слышат. Этого нельзя делать. Создается нехорошее впечатление о чиновниках, которые не знают, не понимают и не интересуются тем, что творится на земле.

Вот почему у нас в Минтрансе транспортом как таковым никто не занимается. Контроль на них лежит за выполнение того или иного, но именно отвечать за развитие, как например, Роман Старовойт отвечает за сохранность и развитие дорог, никто не отвечает за сохранность транспорта, развитие транспорта. Вот мы о чем говорим.

Комитеты по транспорту – в каждом регионе. Название гордо звучит, но возьмите любой регион, что у них в уставе написано? Комитет по транспорту отвечает за пассажирский, водный, воздушный, электрический транспорт … за исключением грузового. Так и написано.

И когда мы спрашиваем, кто отвечает за грузовой транспорт, нас отсылают в комитет по благоустройству. А почему комитет отвечает за грузовой транспорт, какие функции он выполняет? Смотрим: выдача пропусков и контроль за весогабаритными параметрами, но он не отвечает за грузовой транспорт, за его развитие. Это опять же палка, которой бьют перевозчика. Все, у нас не к кому апеллировать!

Мы сейчас занимаемся подготовкой письма к президенту по этому поводу. Если не достучимся до президента, не знаю, что и делать. Может, кто-нибудь подскажет адрес Господа Бога? Только туда и останется обращаться…»LR

Начало здесь, здесь и здесь.

Тэги: ГрузАвтоТранс, грузоперевозки, автоперевозки, Минтранс, Росавтодор, саморегулирование, СРО, ассоциации, госрегулирование, лицензирование







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх