«Дочка» РЖД ведет себя с «мамой» по-американски – выходит из договора

22 декабря 2014

Федеральная грузовая компания разорвала соглашение с РЖД о «технологическом аутсорсинге»

«Дочка» РЖД ведет себя с «мамой» по-американски – выходит из договора

Федеральная грузовая компания разорвала соглашение с материнской РЖД, сообщил источник «Ведомостей» в компании и подтвердил представитель РЖД. ФГК выйдет из договора о «технологическом аутсорсинге» с 1 января 2015 года, поскольку схема оказалась невыгодной ни РЖД, ни ФГК.

Схему «технологического аутсорсинга» РЖД предложили операторам весной текущего года. Согласно договору, перевозчик получал право управлять порожними вагонами присоединившихся к соглашению операторов, чтобы подгонять к месту погрузки ближайший свободный вагон вне зависимости от его принадлежности. По расчетам РЖД, такая схема работы должна была сократить оборачиваемость вагонов и затраты операторов на оплату порожнего пробега.

По состоянию на конец ноября такие договоры заключили ФГК и еще три оператора, а ПГК была готова передать управление порожними рейсами только на определенных условиях, о чем вела переговоры с перевозчиком. Так, ФГК и РЖД подписали соглашение в начале года. Монополия арендовала у оператора 114 тыс. полувагонов. Летом так поступила компания Rail Garant, передав в аренду ФГК 10600 полувагонов. Тогда ФГК поясняла, что эти вагоны будут работать по договору о «технологическом аутсорсинге» с РЖД. В октябре стало известно, что компания «Новотранс» ведет переговоры с ФГК о передаче в аренду всех своих полувагонов (около 25 тыс.) вместе с грузовой базой. Также крупнейшая угледобывающая компания России СУЭК во втором полугодии передала в аренду треть своего парка полувагонов ФГК – более 6 тыс. вагонов и 1300 – «Нефтетранссервису».

ФГК ранее утверждала, что после заключения с РЖД соглашения о «технологическом аутсорсинге», скорость доставки грузов компании выросла. Так, с января по май оборот вагона ФГК сократился на 14,3%, коэффициент порожнего пробега к общему – на 8,5%, производительность выросла почти на 30%. В РЖД уверяли, что арендовать вагоны монополии невыгодно из-за негибких тарифных условий. В свою очередь, в ФГК утверждали, что сдать вагоны в аренду РЖД выгоднее, чем отдать в управление порожние рейсы: поскольку при аренде продажа услуг и управление процессом перевозки находятся в одних руках.

В качестве основной причины разрыва соглашения представитель РЖД назвал снижение эффективности операторского бизнеса, что не позволило в течение года консолидировать под единым управлением то количество полувагонов, которое было бы необходимо для успешной реализации технологии. Ранее в ФГК говорили, что схема будет работать при минимальном парке в 220–250 тыс. полувагонов. Президент РЖД Владимир Якунин пояснял, что монополии нужно до трети всего парка – более 300 тыс. вагонов.

Однако источники «Ведомостей» не исключают наличие и другой версии ситуации. По их словам, соглашение невыгодно РЖД из-за предусмотренного в документе штрафа, если число порожних рейсов не сократилось до определенного уровня. Перевозчик его обеспечить не смог, у дочерней компании выросли расходы на порожний пробег, и теперь РЖД должна ФГК 1,4 млрд руб.

В РЖД считают, что технология управления парком полувагонов выгодна для всех участников рынка, поэтому начали работать над новой моделью консолидации парка, но уже на новом уровне. Сути модели перевозчик пока не раскрывает. По данным одного из источников издания, РЖД планирует заключить с ФГК агентское соглашение, по которому компания отдаст перевозчику в аренду вагоны по определенной ею ставке, а РЖД найдет под эту ставку клиентов. LR

Тэги: РЖД, ФГК







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх