До 1 сентября процедура оформления заявки на каботаж не будет регулироваться законом

18 февраля 2025

Затем союзным перевозчикам придется собирать в 2 раза больше документов

До 1 сентября процедура оформления заявки на каботаж не будет регулироваться законом

До 1 сентября процедура оформления заявки на каботаж не будет регулироваться подзаконными актами, что даст инспекторам Ространснадзора широкий простор для трактовок. Затем пакет документов, необходимых для оформления заявки, станет в 2 раза больше, пояснил в беседе с «Логирусом» управляющий компанией «Грузконсалт» Антон Смородников.

Согласно постановлению правительства от 30 ноября 2024 года №1694 (ист.) с 1 марта 2025 года запрет на каботажные грузоперевозки для компаний из стран ЕАЭС по территории РФ будет снят с рядом условий и ограничений.

Так, иностранный перевозчик сначала должен доставить груз из-за границы в Россию, и только после этого сможет взять на себя внутренние перевозки между пунктами на территории страны. При этом разрешается не более трех последовательных каботажных перевозок, последняя из которых должна быть завершена в течение 7 дней после разгрузки международного рейса.

На каждую каботажную перевозку должно быть разрешение со стороны Ространснадзора. Для ее получения нужно подать заявку, к которой должен быть приложен пакет документов. Однако приказ Минтранса от 11 ноября 2024 года вступит в силу только с 1 сентября 2025 года. До указанного срока для оформления заявки, по словам Антона Смородникова, понадобится CMR с отметкой грузополучателя, заключенная с заказчиком заявка на внутрироссийскую перевозку, а также один из документов, указанных в подпункте «в» пункта 2 постановления правительства от 30 ноября 2024 года №1694. Это может быть либо иностранное, либо российское спецразрешение на проезд по территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, либо многостороннее разрешение.

– До сентября заявка на выполнение каботажной перевозки не будет формализована. Но инспектор Ространснадзора все равно сможет проверить ее на соответствие принципам и ограничениям, приведенным в других нормах и подзаконных актах. Речь идет о подтверждении окончания международной перевозки, соблюдении требования об окончании перевозки до истечения семидневного срока, наличии логической последовательности каботажной перевозки, – перечислил Антон Смородников.

Формально приказ Минтранса не ограничивает круг лиц на подачу заявок на выполнение каботажной перевозки, добавил эксперт. Но с 1 сентября 2025 года будут действовать критерии, без соблюдения которых заявку можно будет отклонить по формальному признаку. Например, из-за несоответствия установленному порядку. Таким образом, никто не мешает иностранным перевозчикам пользоваться приложением о перечне и составе документов уже с 1 марта 2025 года, резюмировал Антон Смородников.

Согласно приказу Минтранса, для оформления заявки на каботажные перевозки с 1 сентября 2025 года иностранному перевозчику понадобится копия международной товарно-транспортной накладной, копия иностранного разрешения на проезд ТС по территории государства, не входящего в ЕАЭС, или копия разового российского разрешения на перевозку с/на территорию третьих стран, или копия многостороннего разрешения, необходимого для выполнения международной перевозки после завершения каботажной.

Кроме того, иностранный перевозчик предоставляет копии заявки на перевозку груза, которая подтверждает планируемую международную перевозку после завершения каботажной, заявки или заказа от грузоотправителя по каждой каботажной перевозке.

Все документы, предоставляемые иностранным перевозчиком, должны содержать данные грузоотправителя и грузополучателя, наименования юрлиц, участвующих в перевозке, исчерпывающую информацию о транспортном средстве, виде груза, а также контактные данные. Заявки в Ространснадзор подаются через ГИС ЭПД на русском языке не позднее 6 дней с момента разгрузки международной перевозки и рассматриваются ведомством в течение 2 рабочих дней.

– Учитывая, что возможность и порядок обжалования, принятого по заявке решения, не предусмотрены законом в силу его короткого срока действия (7 дней), существует вероятность злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников Ространснадзора, – резюмировал эксперт.

Напомним, что нарушение правил каботажной перевозки будет караться штрафом для иностранных перевозчиков в размере от 150 до 200 тыс. рублей. LR

Тэги: каботажные перевозки, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх