«Бюджетные» дроны-невидимки куплены, но не летают
10 июня 2025Беспилотники простаивают из-за нехватки средств на их эксплуатацию

Финансирование на услуги в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на беспилотники второй год подряд окажется ниже ожиданий отрасли, стало известно «Коммерсанту». По информации участников и экспертов рынка, это приводит к простаиванию закупаемой техники из-за отсутствия у заказчиков средств на полеты, обучение персонала и сертификацию эксплуатантов. В Минпромторге намерены предусмотреть бюджет на эти цели к 2026 году, однако подчеркивают, что развитию ГГЗ мешают региональные ограничения на полеты.
В текущем году по ГГЗ беспилотные авиасистемы (БАС) будут направлены восьми министерствам и подведомственным организациям (Минприроды, Минсельхоз, Роснедра, Росреестр и др.), а также региональным властям и вузам в 65 субъектах Российской Федерации. Среди восьми производителей основная доля поставок принадлежит компании «Геоскан».
Как не раз подчеркивали собеседники «Ъ» в отрасли, нехватка финансирования на услуги приводит к простаиванию техники в регионах и снижает интерес к применению БАС, что негативно сказывается на экономике как производителей, так и компаний, закупающих оборудование для оказания услуг.
По оценкам, представленным на форуме HeliRussia в мае гендиректором ООО БАС (оператор ГТЛК) Алексеем Варятченко, парк которого превышает 300 беспилотников, в 2024 году объем рынка услуг с использованием БАС составил 6 млрд руб., включая 2,5 млрд руб. в рамках ГГЗ. Однако фактический объем заключенных контрактов, по его словам, оказался ниже – всего 2 млрд руб., из которых 1,5 млрд пришлось на коммерческие заказы.
– Гражданский заказ у нас был реализован только в части поставки дронов, никакие услуги по ГГЗ масштабно заказаны не были, а из-за сложной экономической обстановки отменился ряд коммерческих контрактов, – заявил топ-менеджер, добавив, что высокая стоимость и низкое качество отечественных дронов по сравнению с зарубежными моделями также оказывают сдерживающее влияние на отрасль.
Как сообщил Алексей Варятченко, ООО БАС совместно с ГТЛК (основной поставщик по ГГЗ) и Минпромторгом разрабатывает около сотни сценариев применения дронов для государственных нужд. Эти сценарии будут учитывать как стоимость, так и специфику работ в различных отраслях – сельском и лесном хозяйстве, строительстве, мониторинге нефтегазовой отрасли и других. По оценкам ООО БАС, без внедрения этих решений рынок в 2025 году останется на уровне 2,1 млрд руб., а к 2030 году достигнет лишь 3,8 млрд – что почти вдвое ниже прогнозных показателей на 2024 год.
В Минпромторге подтвердили «Ъ», что переориентация ГГЗ начнется к 2026 году, отметив, что в ходе бюджетного процесса будет представлен обновленный план с акцентом на сервисные решения.
Пока услуги не включены в заказ, поскольку для этого необходимо набрать требуемое количество летных часов, а поставки БАС по заказу 2024 года осуществлялись лишь в четвертом квартале. В ведомстве отметили, что продолжают работу по подготовке предложений по изменению законодательства. Там подчеркивают, что в таких секторах, как сельское хозяйство, ЛПК, строительство и ТЭК, беспилотные системы могут показать высокую эффективность при условии смягчения нормативных ограничений. Решение проблем «закрытого неба» и упрощение процедур получения разрешений на полеты помогут устранить существующие барьеры, заключили в Минпромторге.
В ГТЛК заявили, что поддерживают идею переформатирования гражданского госзаказа с акцентом на услуги, которые «должны стать ключевым ориентиром для производителей». В компании также отмечают «большой спрос на продление программы льготного лизинга», что позволит операторам приобретать дорогостоящие тяжелые беспилотники и активнее внедрять их в гражданский сектор экономики.
Первый заместитель генерального директора «Аэромакс» Антон Никифоров обратил внимание, что текущие параметры нацпроекта не отражают реальное состояние рынка. По его словам, дроны, закупленные по ГГЗ 2024 года, фактически не используются и хранятся на складах. Из-за отсутствия у заказчиков бюджетных средств на эксплуатацию беспилотников предприятия продолжают обращаться за услугами к другим авиакомпаниям с пилотируемыми воздушными судами (ВС), подчеркнул Никифоров.
Как отметил вице-премьер Виталий Савельев в июне этого года, комментируя реализацию нацпроекта «Беспилотные авиационные системы, в процессе выполнения поручений мы, безусловно, сталкиваемся с бюджетными ограничениями.
На практике цена летного часа варьируется в зависимости от объема работ и условий контрактов. В 2024 году компания «ФИНКО», производящая БАС, подписала соглашение с «Авиалесоохраной» на использование беспилотника Supercam S350 в Амурской области по цене 74 тыс. руб. за час работы. В том же году в Алтайском крае это же учреждение заказывало услуги самолета Cessna 172 за 32 тыс. руб. в час, тогда как полеты на Ан-2 обходились уже в 91 тыс. руб. за час. В «Геоскане» пояснили, что в сфере аэрофотосъемки и мониторинга беспилотники могут быть дороже только при работе на особо удаленных и обширных территориях с мелкомасштабной съемкой. Например, при картографировании всей территории Якутии в масштабе 1:10 000.
Эксплуатация беспилотников становится более затратной в случае использования аэрологистический дрон, который требует значительного количества обслуживающего персонала и специальной инфраструктуры для взлета и посадки, отмечает основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Он подчеркивает, что сами грузовые БАС стоят дороже пилотируемых воздушных судов аналогичного класса из-за мелкосерийного производства, высокой стоимости запчастей и расходных материалов.
Кроме того, по словам Данилова, существует проблема с доступом к инфраструктуре - владельцы аэродромов и объектов, предназначенных для пилотируемой авиации, часто не готовы предоставлять их для беспилотников, стремясь избежать дополнительных рисков. Необходимость создания специализированной инфраструктуры для БАС существенно увеличивает расходы на их эксплуатацию.
По мнению генерального директора «Русдронопорта» и эксперта рынка НТИ «Аэронет» Николая Ряшина, помимо лесного хозяйства пилотируемая авиация сохранит преимущество по стоимости при доставке грузов. Он отмечает, что небольшие беспилотники экономически оправданы только для решения локальных задач, когда использование вертолета на короткое время нерентабельно. При этом, как считает эксперт, многие заказчики пока воздерживаются от применения БАС из-за опасений нести ответственность за возможные повреждения техники.
Коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев, дополняет, что стоимость эксплуатации дронов может неоправданно возрастать из-за неправильного выбора оборудования, недостаточной квалификации заказчиков и отсутствия должного обучения. Директор по продажам ГК «Геоскан» Павел Круглов поясняет, что условия госзаказа предусматривают обязательное базовое обучение пользователей. Однако массовому внедрению БАС, по его словам, препятствуют сложные нормативные требования и различные ограничения, с которыми сталкиваются непрофильные эксплуатанты.
Глава ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев, обращает внимание на ключевую проблему «замороженного госзаказа»: закуплено «железо», но не предусмотрено финансирование на его эксплуатацию и сертификацию эксплуатантов. Он поясняет, что каждое предприятие вынуждено за свой счет содержать в штате необходимых по требованиям Росавиации специалистов, написать 200 страниц руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП), руководство по производству полетов (РПП) и согласовывать их с регуляторами. При этом, отмечает Бабинцев, четких критериев к содержанию этих документов не существует. Сертификацию эксплуатанта, по мнению эксперта, должен сменить декларативный порядок уведомления государства предприятием о начале такой деятельности через портал госуслуг. Такая декларация должна предусматривать создание единого отраслевого РУБП и РПП.
– Пока этого не произойдет, ГГЗ будет оставаться имитацией спроса, а закупленная техника – простаивать, использоваться втемную или уничтожаться, – уверен эксперт.
Напомним, в Благовещенске Амурской области планируется создать международный транспортный хаб беспилотных летательных аппаратов для экспресс-доставки грузов дронами в Китай. LR
Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори
История вопроса
Эксперт: дрон по цене грузовика – вот главная проблема беспилотных авиаперевозок
Беспилотные перспективы: логистика в небе и на дорогах
Согласно плану поставок в 2025 году в рамках ГГЗ на гражданские дроны не заложено финансирование на услуги для заказчиков – документ предусматривает лишь приобретение техники на 1 млрд руб. Вопрос о переориентации ГГЗ с закупки оборудования на оплату услуг с использованием дронов обсуждался с 2024 года.Эксперт: дрон по цене грузовика – вот главная проблема беспилотных авиаперевозок
Беспилотные перспективы: логистика в небе и на дорогах
В текущем году по ГГЗ беспилотные авиасистемы (БАС) будут направлены восьми министерствам и подведомственным организациям (Минприроды, Минсельхоз, Роснедра, Росреестр и др.), а также региональным властям и вузам в 65 субъектах Российской Федерации. Среди восьми производителей основная доля поставок принадлежит компании «Геоскан».
Как не раз подчеркивали собеседники «Ъ» в отрасли, нехватка финансирования на услуги приводит к простаиванию техники в регионах и снижает интерес к применению БАС, что негативно сказывается на экономике как производителей, так и компаний, закупающих оборудование для оказания услуг.
По оценкам, представленным на форуме HeliRussia в мае гендиректором ООО БАС (оператор ГТЛК) Алексеем Варятченко, парк которого превышает 300 беспилотников, в 2024 году объем рынка услуг с использованием БАС составил 6 млрд руб., включая 2,5 млрд руб. в рамках ГГЗ. Однако фактический объем заключенных контрактов, по его словам, оказался ниже – всего 2 млрд руб., из которых 1,5 млрд пришлось на коммерческие заказы.
– Гражданский заказ у нас был реализован только в части поставки дронов, никакие услуги по ГГЗ масштабно заказаны не были, а из-за сложной экономической обстановки отменился ряд коммерческих контрактов, – заявил топ-менеджер, добавив, что высокая стоимость и низкое качество отечественных дронов по сравнению с зарубежными моделями также оказывают сдерживающее влияние на отрасль.
Как сообщил Алексей Варятченко, ООО БАС совместно с ГТЛК (основной поставщик по ГГЗ) и Минпромторгом разрабатывает около сотни сценариев применения дронов для государственных нужд. Эти сценарии будут учитывать как стоимость, так и специфику работ в различных отраслях – сельском и лесном хозяйстве, строительстве, мониторинге нефтегазовой отрасли и других. По оценкам ООО БАС, без внедрения этих решений рынок в 2025 году останется на уровне 2,1 млрд руб., а к 2030 году достигнет лишь 3,8 млрд – что почти вдвое ниже прогнозных показателей на 2024 год.
В Минпромторге подтвердили «Ъ», что переориентация ГГЗ начнется к 2026 году, отметив, что в ходе бюджетного процесса будет представлен обновленный план с акцентом на сервисные решения.
Пока услуги не включены в заказ, поскольку для этого необходимо набрать требуемое количество летных часов, а поставки БАС по заказу 2024 года осуществлялись лишь в четвертом квартале. В ведомстве отметили, что продолжают работу по подготовке предложений по изменению законодательства. Там подчеркивают, что в таких секторах, как сельское хозяйство, ЛПК, строительство и ТЭК, беспилотные системы могут показать высокую эффективность при условии смягчения нормативных ограничений. Решение проблем «закрытого неба» и упрощение процедур получения разрешений на полеты помогут устранить существующие барьеры, заключили в Минпромторге.
В ГТЛК заявили, что поддерживают идею переформатирования гражданского госзаказа с акцентом на услуги, которые «должны стать ключевым ориентиром для производителей». В компании также отмечают «большой спрос на продление программы льготного лизинга», что позволит операторам приобретать дорогостоящие тяжелые беспилотники и активнее внедрять их в гражданский сектор экономики.
Первый заместитель генерального директора «Аэромакс» Антон Никифоров обратил внимание, что текущие параметры нацпроекта не отражают реальное состояние рынка. По его словам, дроны, закупленные по ГГЗ 2024 года, фактически не используются и хранятся на складах. Из-за отсутствия у заказчиков бюджетных средств на эксплуатацию беспилотников предприятия продолжают обращаться за услугами к другим авиакомпаниям с пилотируемыми воздушными судами (ВС), подчеркнул Никифоров.
Как отметил вице-премьер Виталий Савельев в июне этого года, комментируя реализацию нацпроекта «Беспилотные авиационные системы, в процессе выполнения поручений мы, безусловно, сталкиваемся с бюджетными ограничениями.
На практике цена летного часа варьируется в зависимости от объема работ и условий контрактов. В 2024 году компания «ФИНКО», производящая БАС, подписала соглашение с «Авиалесоохраной» на использование беспилотника Supercam S350 в Амурской области по цене 74 тыс. руб. за час работы. В том же году в Алтайском крае это же учреждение заказывало услуги самолета Cessna 172 за 32 тыс. руб. в час, тогда как полеты на Ан-2 обходились уже в 91 тыс. руб. за час. В «Геоскане» пояснили, что в сфере аэрофотосъемки и мониторинга беспилотники могут быть дороже только при работе на особо удаленных и обширных территориях с мелкомасштабной съемкой. Например, при картографировании всей территории Якутии в масштабе 1:10 000.
Эксплуатация беспилотников становится более затратной в случае использования аэрологистический дрон, который требует значительного количества обслуживающего персонала и специальной инфраструктуры для взлета и посадки, отмечает основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Он подчеркивает, что сами грузовые БАС стоят дороже пилотируемых воздушных судов аналогичного класса из-за мелкосерийного производства, высокой стоимости запчастей и расходных материалов.
Кроме того, по словам Данилова, существует проблема с доступом к инфраструктуре - владельцы аэродромов и объектов, предназначенных для пилотируемой авиации, часто не готовы предоставлять их для беспилотников, стремясь избежать дополнительных рисков. Необходимость создания специализированной инфраструктуры для БАС существенно увеличивает расходы на их эксплуатацию.
По мнению генерального директора «Русдронопорта» и эксперта рынка НТИ «Аэронет» Николая Ряшина, помимо лесного хозяйства пилотируемая авиация сохранит преимущество по стоимости при доставке грузов. Он отмечает, что небольшие беспилотники экономически оправданы только для решения локальных задач, когда использование вертолета на короткое время нерентабельно. При этом, как считает эксперт, многие заказчики пока воздерживаются от применения БАС из-за опасений нести ответственность за возможные повреждения техники.
Коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев, дополняет, что стоимость эксплуатации дронов может неоправданно возрастать из-за неправильного выбора оборудования, недостаточной квалификации заказчиков и отсутствия должного обучения. Директор по продажам ГК «Геоскан» Павел Круглов поясняет, что условия госзаказа предусматривают обязательное базовое обучение пользователей. Однако массовому внедрению БАС, по его словам, препятствуют сложные нормативные требования и различные ограничения, с которыми сталкиваются непрофильные эксплуатанты.
Глава ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев, обращает внимание на ключевую проблему «замороженного госзаказа»: закуплено «железо», но не предусмотрено финансирование на его эксплуатацию и сертификацию эксплуатантов. Он поясняет, что каждое предприятие вынуждено за свой счет содержать в штате необходимых по требованиям Росавиации специалистов, написать 200 страниц руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП), руководство по производству полетов (РПП) и согласовывать их с регуляторами. При этом, отмечает Бабинцев, четких критериев к содержанию этих документов не существует. Сертификацию эксплуатанта, по мнению эксперта, должен сменить декларативный порядок уведомления государства предприятием о начале такой деятельности через портал госуслуг. Такая декларация должна предусматривать создание единого отраслевого РУБП и РПП.
– Пока этого не произойдет, ГГЗ будет оставаться имитацией спроса, а закупленная техника – простаивать, использоваться втемную или уничтожаться, – уверен эксперт.
Напомним, в Благовещенске Амурской области планируется создать международный транспортный хаб беспилотных летательных аппаратов для экспресс-доставки грузов дронами в Китай. LR
Фото: © Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори
Тэги: дроны, ограничения
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

