Беспилотники начнут покорять морозный Севморпуть

15 мая 2025

Экспериментальный правовой режим позволит тестировать дроны массой свыше 30 кг для задач Севморпути

Беспилотники начнут покорять морозный Севморпуть

Минэкономразвития совместно с «Росатомом» готовит введение экспериментального правового режима (ЭПР) для эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в акватории Северного морского пути (СМП) и на сухопутных территориях Арктической зоны России. Об этом со ссылкой на заявление директора департамента цифрового развития и экономики данных Минэка Владимира Волошина, пишут «Ведомости».

По словам эксперта, цель инициативы — апробировать технологии для ледовой разведки, навигации ледоколов и повышения эффективности логистики СМП.

Как уточнил изданию представитель «Росатома», корпорация уже направила предложение в Минэк, но детали пока не разглашаются. В Минтрансе подтвердили, что проект ЭПР находится на рассмотрении в Минэкономразвития.

По мнению директора центра компетенций МФТИ по БАС Александра Родина, запуск режима на СМП был «делом времени», ведь как только создается подходящий беспилотный аппарат, сразу же появляется соответствующая заявка.

ЭПР станет инструментом для тестирования технологий в условиях, где стандартные нормы отстают от прогресса, пояснил гендиректор аэрокосмической корпорации «Новый космос» Антон Алексеев.

— Существующие российские дроны теоретически пригодны для Арктики, но требуют доработки. Температуры до -50C сокращают работу аккумуляторов, а слабый GPS/ГЛОНАСС и связь требуют альтернативных решений — спутников или радиоканалов, — добавил эксперт.

Согласно данным основателя компании «Флай дрон» Никиты Данилова, разработкой БПЛА для Крайнего Севера занимаются несколько производителей, включая «Радар ММС» и конструкторские бюро Новосибирска и Омска.

— Практические испытания в рамках ЭПР покажут, какие дроны лучше адаптированы к экстремальным условиям, — подчеркнул Никита Данилов.

Оператором режима, вероятнее всего, станет «Росатом», который с 2018 года управляет инфраструктурой СМП, а с 2022-го — единолично организует судоходство по нему. Александр Родин связал инициативу с развертыванием на ледоколах «Атомфлота» комплексов ледовой разведки.

— Россия — единственная страна с дронами, способными летать с судов в Арктике. Чтобы сохранить лидерство, нужны совместные усилия разработчиков, властей и операторов, — объяснил эксперт.

По словам директора «Лаборатории будущего» Павла Камнева, в Арктике преимущество получат дроны самолетного типа с вертикальным взлетом (V-TOL). При этом, любые системы могут столкнуться с проблемами: у электрических — с батареями, у бензиновых — с настройкой моторов.

ЭПР может не только улучшить судоходство, но и «сшить» арктические территории единой логистической сетью, обеспечив доступ к медицине, товарам и сервисам, считает Александр Родин.

Напомним, что в Оренбургской области создадут научно-производственный центр (НПЦ) для разработки беспилотных авиационных систем (БАС). Как сообщил ТАСС министр промышленности и энергетики региона Алексей Шарыгин, в проект войдут три ключевых резидента. LR

Фото: © Алексей Шматков / Фотобанк Лори

Тэги: БАС, Минэк, Росатом, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх