Автотранспорт нуждается в «льготах» на овощи

1 июля 2021

Географию автоперевозок также предлагают расширить

Автотранспорт нуждается в «льготах» на овощи

В Минсельхозе Хабаровского края считают целесообразным проработать вопрос возможности субсидирования перевозок овощной продукции, а также и иных продовольственных товаров, автомобильным транспортом. Об этом «Логирусу» рассказали в пресс-службе ведомства.

На прошлой неделе Национальный плодоовощной союз попросил заменить субсидирование железнодорожных перевозок овощей в регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) на автомобильные. Соответствующее письмо объединение направило председателю комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексею Майорову, сообщал «Коммерсантъ».

В союзе заявили, что у производителей овощей закрытого грунта не востребована железнодорожная перевозка из-за очереди на рефрижераторные контейнеры, сроков доставки до трех недель и необходимости многократной перевалки, что приводит к порче товара.

Овощная продукция борщевой группы преимущественно перевозится железнодорожным транспортом сезонно (весна, осень), когда это возможно без использования дорогостоящих услуг аренды рефконтейнеров. Более того, таких контейнеров действительно мало и ожидание очереди на их получение может достигать и более одного месяца, рассказали в Минсельхозе Хабаровского края.

Однако нельзя сказать, что перевозка овощной продукции железнодорожным транспортом не используется хабаровскими предпринимателями в сфере оптовой торговли, указали в ведомстве. Так, выделенный на 2021 год объем бюджетных средств на соответствующее субсидирование исчерпан по прошествии полугода.

Речь идет о субсидировании в рамках действующего постановления № 406 Правительства РФ перевозки железнодорожным транспортом сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства (ист.).

Субсидия предоставляется из федерального бюджета РЖД в случае, когда заявка на перевозку подтверждена Минсельхозом РФ и грузополучателю выставлен счет за вычетом стоимости тарифа, тем самым возмещаются недополученные доходы монополии. Операторы, в свою очередь, снижают стоимость своих услуг, так как из ставки оператора вычитается железнодорожный тариф, который установлен для данного маршрута. Следовательно, для производителя перевозка таким транспортом становится дешевле, отметил основатель ООО ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИР Сергей Московченко.

При этом условия перевозок, техническое состояние вагонов и контейнеров, необходимость перевалки грузов из-за вынужденных стоянок по ходу следования значительно повышают риски предпринимателей в части сохранения качества перевозимого груза. Это ведет к определенным убыткам, пояснили в Минсельхозе Хабаровского края.

Кроме того, перевозка добавленных в 2020 году в перечень овощей по постановлению № 406 свежих огурца и томата невозможна со станций Уральского и Сибирского федеральных округов на станции Хабаровского края в связи с тем, что данная продукция железнодорожным транспортом просто не доедет. Для свежих овощей на такие расстояния возможна доставка только автотранспортом, так как это быстрее и есть возможность постоянно поддерживать требуемые температурные условия во время перевозки, добавили в ведомстве.

Субсидирование автоперевозок овощей в связи местные власти считают целесообразным, а географию поставок автомобильным транспортом предлагают расширить на те субъекты РФ, которые являются основными производителями овощной продукции. Например, на Краснодарский край.

Субсидирование автомобильных перевозок на территории Хабаровского края возможно по аналогичной схеме 406-го постановления, где получателем субсидии будет выступать компания перевозчик или группа компаний, заявили в ведомстве. Ранее Минсельхозом края инициировалась с этой целью возможность невзимания платы за систему «Платон» для перевозчиков продовольственных грузов с пунктом назначения – населенные пункты региона. В любом случае это должно быть снижение общей стоимости затрат предпринимателя-получателя груза, полагают в ведомстве.

При этом власти считают необходимым оставить и действующее субсидирование по постановлению № 406.

Спрос на перевозку овощей и фруктов на Дальний Восток в рефконтейнерах сейчас высокий, отметил член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Антон Востриков. По его словам, зимой рефконтейнеры активно использовались для перевозки овощей и даже наблюдался их дефицит. В частности, при перевозке продукции из Новосибирска, где собирался товар со всех городов Сибири, на Дальний Восток.

– После потепления владельцы сельхозпродукции стараются экономить и перевозят ее в универсальном подвижном составе без поддержания температурного режима, что негативно сказывается на качестве плодовоовощной продукции, – пояснил эксперт.

Однако в данный момент проблем со свободными рефконтейнерами нет, утверждает Антон Востриков. На рынке их достаточное количество для транспортировки плодовоовощной продукции в ДФО.

Так, с Новосибирска на Дальний Восток (Хабаровск, Владивосток) еженедельно уходит порядка 4-5 поездов с рефконтейнерами. С момента погрузки до момента выгрузки уходит 8-9 дней. Из Екатеринбурга – в районе 10-11 дней, из Москвы – 13-14 дней, рассказали в АСОРПС.

По словам господина Вострякова, при дальности перевозки свыше 3 000 километров железнодорожный транспорт более выгодный по цене и по скорости сопоставим с автотранспортом. При этом он экологичнее. Основные направления перевозки овощей в контейнерных поездах: из Екатеринбурга и Новосибирска в Хабаровск, Владивосток и Якутию.

Преимущество железнодорожных перевозок овощей существует на дальневосточных направлениях «Москва – Владивосток» и «Новосибирск – Владивосток». Перевозки в рефрижераторных контейнерах на этих двух маршрутах явно выигрывают у автомобильных перевозок, как минимум по скорости, подчеркнул Сергей Московченко. По цене же железнодорожная и автомобильная доставка сопоставимы, добавил эксперт.

Проблема состоит, по его словам, в доставке по другим направлениям. Так, по скорости данный способ доставки превосходит автомобильный, но является не таким гибким. Например, в Благовещенск или Хабаровск не ходят поезда с рефконтейнерами и их приходится довозить с применением дополнительного оборудования. Из-за чего доставка контейнера получается дорогой и неудобной.

Транспортировка идет только до Владивостока, там же в рефконтейнеры загружают рыбу и доставляют в обратном направлении. Абсолютно невыгодно, по мнению Сергея Московченко, отправлять овощи и фрукты в контейнерах в другие регионы. Однако, например, во Владивосток и Южно-Сахалинск самым удобным, быстрым и оптимальным способом доставки будет рефконтейнер.

Автотранспорт, груженый овощами, идет из Санкт-Петербурга, центра и юга страны в направлениях Новосибирск, Томск, Кемерово, а затем отправляется дальше на Дальний Восток, пояснил собеседник «Логируса». В Новосибирске осуществляется большое количество отгрузок овощей, поскольку туда поступает большая часть товара из стран СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана.

– Автомобили доставят овощи и фрукты в другие города и районы гораздо быстрее, с меньшим ущербом для продуктов, более того, они также могут довезти продукцию сразу до нужного места, конечную точку, чего нельзя сказать о контейнерах, – отметил господин Московченко.

При этом, так как контейнерная рефрижераторная доставка на железнодорожном транспорте возможна только до Владивостока лишь компанией FESCO, то для поставки в остальные населенные пункты ДФО в конечном пункте приходится прибегать к перегрузке овощей и фруктов в автомобиль, добавил эксперт.

В целях сохранения качества продукции к контейнерам следует подключать дженсет (LR: мобильный дизельный генератор электричества для рефконтейнера) для поддержания необходимых температурных условий. Все это приводит, по словам Сергея Московченко, к дополнительным затратам и порче товарного вида продуктов.

– Учитывая то, что расстояния между городами ДФО большие, то автоперевозки овощей доступнее и быстрее железнодорожных, а также выгоднее из-за более дешевой ставки на автомобиль, – отметил спикер.

В случае компенсации ставки большая часть продукции пойдет с юга России и стран СНГ, уменьшится поток китайских продуктов, которые на сегодняшний день наполняют Дальний Восток, резюмировал Сергей Московченко.

Напомним, что операторы подвижного состава и Росрыболовство просят выделить 400 млн рублей субсидий для перевозки в Центральную Россию 100 000 тонн рыбы, скопившейся на Дальнем Востоке из-за закрытия китайского рынка. LR

Тэги: железнодорожные грузоперевозки, автомобильные грузоперевозки, Дальний Восток, рефперевозки, субсидии, АСОРПС, Минсельхоз, Логистический центр Мир







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх