Авиакомпаниям хотят разрешить «копить» долги за лизинг

16 декабря 2024

Специальный порядок платежей планируют продлить до 2030 года

Авиакомпаниям хотят разрешить «копить» долги за лизинг

Минтранс подготовил проект постановления правительства, который позволяет накапливать долги за лизинг иностранной авиатехники до 2030 года, пишут «Известия».

Проект — поправки в постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. №412 «Об утверждении особенностей исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей в 2022» (ист.).

Изначальное постановление разрешает бизнесу пользоваться специальным порядком платежей до начала 2025-го. Нынешние поправки продлевают на пятилетний срок сложившуюся систему пользования и страхования самолетов и двигателей, перерегистрированных в России из-за внешний рестрикций. Также проект запрещает вывозить авиатехнику за рубеж без разрешения специальной правительственной комиссии.

До 2030 года авиакомпаниям разрешено использовать самолеты, оставленные в России, даже если у них есть долги или они запрещены иностранными владельцами. Это разрешение распространяется на контракты, заключенные с лизинговыми компаниями до 24 февраля 2022 года. Для оплаты таких счетов установлены специальные счета типа «С» в российских банках с выплатой в российских рублях по указу президента №95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (ист.).

По словам Бориса Романова, руководителя проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль», перевозчикам предложено переводить деньги на счета типа «С» и сохранять финансовые резервы для будущего разрешения споров, но не все авиакомпании воспользовались этим.

Согласно Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), указ президента №95 устанавливает новый порядок расчетов, однако не обязывает авиакомпании его соблюдать. Некоторые перевозчики предпочитают накапливать не резервы, а задолженности. Средства, предназначенные для лизинговых платежей, направляют на текущие расходы по поддержанию воздушных судов в боевой готовности, пояснили в ассоциации.

Долг на один самолет A320 сейчас может достигать $3,6-5,4 млн, а к 2030 году этот показатель подберется к $9,6–14,4 млн, подсчитал основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Суммарная задолженность отрасли за почти 250 невыкупленных авиалайнеров через пять лет составит порядка $2,4-3,6 млрд, отмечает авиаэксперт.

Отечественные авиаперевозчики выражают озабоченность из-за растущей задолженности, так как это может серьезно усложнить их положение. Как утверждал Леонид Мохов ранее, согласно российским авиационным правилам, наличие задолженности является основанием для лишения эксплуатанта лицензии. Таким образом, продление действия постановления правительства №412 до 2030 года предоставляет юридическую защиту авиаперевозчикам.

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) работает над предложениями по внесению изменений в Налоговый кодекс для защиты интересов авиакомпаний, однако эти предложения пока не были направлены ни в Минтранс, ни в Минфин.

Авиакомпании формируют резервы на своих счетах, которые могут использовать для урегулирования претензий после окончания санкций, однако не все авиаперевозчики следуют этой практике, и иногда лизинговые платежи полностью «проедаются», отмечают «Известия». В таких случаях перевозчики оказываются под угрозой, так как полученная внеоперационная прибыль зачастую облагается налогом, отмечают эксперты отрасли.

Статья 250 Налогового кодекса РФ «Внереализационные доходы» (ист.) предусматривает возможное списание кредиторской задолженности, если истек срок исковой давности по ее взысканию.

Поскольку задолженность по лизинговым платежам возрастает с 2022 года, срок на обращение иностранных кредиторов в суд начнет истекать в 2025 году, пояснил адвокат Борис Романов из юридического бюро «S&K Вертикаль». Однако при списании долга он признается прибылью и облагается налогом в размере 25%, что может быть сложно для многих перевозчиков.

Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт», отметил, что накопление долгов в настоящее время не становится препятствием для деятельности авиакомпаний, однако вопрос о дальнейшем развитии ситуации остается открытым.

Напомним, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) разрабатывает предложения по изменениям в Налоговом кодексе, чтобы защитить три десятка авиакомпаний, обеспечивающих 26% пассажирских перевозок внутри России, от разорения из-за долгов за лизинг иностранных самолетов. LR

Тэги: самолеты, лизинг, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх