Цифровизация по-русски: обновляй систему «в живую» и туши пожары
28 апреля 2025Нововведения в системе публикуются за 2-3 недели до ввода, что не оставляет операторам морских терминалов времени на адаптацию

Несмотря на то, что все операторы морских терминалов, к которым подведена железная дорога, подключены к цифровым сервисам РЖД, информационные системы управления портом в основном не синхронизированы с автоматизированными системами железнодорожников. Об этом на конференции «Цифровизация железнодорожного транспорта» заявил директор по взаимодействию с государственными органами представительства АСОП в Москве Дмитрий Бухаров.
Одной из ключевых проблем Дмитрий Бухаров назвал процедуру обновлений «ЭТРАН»: нововведения публикуются за 2-3 недели до ввода, что не оставляет времени на адаптацию.
– Операторы физически не успевают тестировать изменения. В итоге все внедряется «в живую», что приводит к сбоям, остановкам работы и вынужденным откатам системы. Решением этого вопроса стало создание тестовой базы «ЭТРАН» для отладки взаимодействия с терминальными системами, – пояснил эксперт.
Еще одна проблема взаимодействия между портами и железной дорогой – «слепые зоны» в работе платформы. Например, при прибытии в порт вагонов, отцепленных в пути, «ЭТРАН» не фиксирует их автоматически, что парализует оформление и приходится вручную вводить данные. Кроме того, система не всегда корректно отражает дислокацию поездов и расстояний, но над этим вопросом работают в РЖД.
– Отдельный вызов – отсутствие синхронизации данных по выгрузке. Фактический момент выгрузки не фиксируется в «ЭТРАН», хотя это ключевой элемент сквозной логистики. Документы не соответствуют реальности, что создает хаос в планировании, – заявил директор по взаимодействию с государственными органами представительства АСОП в Москве.
Ситуацию усугубляет то, что операторы терминалов зачастую не являются участниками перевозки в системе. Особую остроту приобретает проблема в международных перевозках.
– Грузы из Казахстана «исчезают» из системы до прибытия в РФ. Операторы узнают о них только на припортовой станции, – рассказал Дмитрий Бухаров.
Критике подверглась и служба поддержки РЖД. По словам эксперта, при ошибках в данных операторы терминалов остаются один на один с проблемой. Единая служба не всегда доступна, приходится самостоятельно искать ответственных в разных подразделениях.
Несмотря на проблемы, Дмитрий Бухаров признал, что взаимодействие операторов и РЖД «выстроено достаточно эффективно», а профицит мощностей портов позволяет обрабатывать растущие объемы. Но без решения вопросов с системой «ЭТРАН», цифровизация может стать фикцией.
Напомним, что к переходу на обязательное использование электронных перевозочных документов РЖД готовы. Об этом на TransRussia 2025 заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. К 2025 году монополия перевела порядка 90% грузоотправителей на электронный документооборот. LR
Фото: © Parmenov Pavel / Фотобанк Лори
История вопроса
Через год в РФ появится мультимодальная накладная
Из коносаментов «вынесут бумагу» через год
По словам эксперта, управление грузопотоками, достигшими в 2024 году 352,8 млн тонн завезенных и 22,3 млн тонн вывезенных из портов грузов, невозможно без устранения системных проблем в работе автоматизированной системой «ЭТРАН».Через год в РФ появится мультимодальная накладная
Из коносаментов «вынесут бумагу» через год
Одной из ключевых проблем Дмитрий Бухаров назвал процедуру обновлений «ЭТРАН»: нововведения публикуются за 2-3 недели до ввода, что не оставляет времени на адаптацию.
– Операторы физически не успевают тестировать изменения. В итоге все внедряется «в живую», что приводит к сбоям, остановкам работы и вынужденным откатам системы. Решением этого вопроса стало создание тестовой базы «ЭТРАН» для отладки взаимодействия с терминальными системами, – пояснил эксперт.
Еще одна проблема взаимодействия между портами и железной дорогой – «слепые зоны» в работе платформы. Например, при прибытии в порт вагонов, отцепленных в пути, «ЭТРАН» не фиксирует их автоматически, что парализует оформление и приходится вручную вводить данные. Кроме того, система не всегда корректно отражает дислокацию поездов и расстояний, но над этим вопросом работают в РЖД.
– Отдельный вызов – отсутствие синхронизации данных по выгрузке. Фактический момент выгрузки не фиксируется в «ЭТРАН», хотя это ключевой элемент сквозной логистики. Документы не соответствуют реальности, что создает хаос в планировании, – заявил директор по взаимодействию с государственными органами представительства АСОП в Москве.
Ситуацию усугубляет то, что операторы терминалов зачастую не являются участниками перевозки в системе. Особую остроту приобретает проблема в международных перевозках.
– Грузы из Казахстана «исчезают» из системы до прибытия в РФ. Операторы узнают о них только на припортовой станции, – рассказал Дмитрий Бухаров.
Критике подверглась и служба поддержки РЖД. По словам эксперта, при ошибках в данных операторы терминалов остаются один на один с проблемой. Единая служба не всегда доступна, приходится самостоятельно искать ответственных в разных подразделениях.
Несмотря на проблемы, Дмитрий Бухаров признал, что взаимодействие операторов и РЖД «выстроено достаточно эффективно», а профицит мощностей портов позволяет обрабатывать растущие объемы. Но без решения вопросов с системой «ЭТРАН», цифровизация может стать фикцией.
Напомним, что к переходу на обязательное использование электронных перевозочных документов РЖД готовы. Об этом на TransRussia 2025 заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. К 2025 году монополия перевела порядка 90% грузоотправителей на электронный документооборот. LR
Фото: © Parmenov Pavel / Фотобанк Лори
Тэги: РЖД, ЭТРАН, цифровизация логистики, морские порты
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

