Трансграничную инфраструктуру в ЕАЭС хотят развивать в складчину

9 июня 2023

Однако проекты ГЧП потребует создания специального правового режима и подписания межправсоглашений, предупреждают эксперты

Трансграничную инфраструктуру в ЕАЭС хотят развивать в складчину

Развивать инфраструктуру в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кавказа в Евразийском банке развития (ЕАБР) предлагают за счет проектов трансграничного государственно-частного партнерства. Традиционно ГЧП реализуется в национальных проектах, однако привлечение нескольких сторон и частного инвестора помогут решить проблему нехватки средств для развития трансграничной инфраструктуры, пишет «Коммерсантъ» на основании доклада банка «Трансграничные государственно-частные партнерства», который будет представлен на Евразийском конгрессе.

Отрицательная сторона таких инициатив в увеличении рисков для инвесторов за счет масштаба проектов, валютных расчетов, числа сторон и сложности и потенциальной нестабильности правового регулирования.

В ЕАЭС трансграничное ГЧП использовалось при строительстве автомобильного моста через Амур. Российским концедентом выступило правительство Амурской области, китайским – правительство провинции Хэйлунцзян, концессионером стала российско-китайская совместная компания с ограниченной ответственностью по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)». Соглашение было подписано еще в 1995 году, в 2015-м к нему был добавлен дополнительный протокол.

Такой механизм может использоваться для финансирования проектов, относящихся к международным транспортным коридорам, а также для совместного использования ГЭС, прокладки трубопроводов и телекоммуникационных сетей, полагают в ЕАБР. Перспективными в банке видят проекты строительства и последующей эксплуатации железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомобильной дороги Алматы-Иссык-Куль, ЛЭП Россия-Юг Казахстана, а также пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе.

Национальные законы о ГЧП стран ЕАЭС регулируют внутренние проекты ГЧП, не предусматривая возможности совместной реализации проектов несколькими государствами, указывают авторы доклада, рекомендуя «подчинять их международному договору либо устанавливать в своих национальных законах о ГЧП единый правовой режим для трансграничных ГЧП». Гармонизация законов потребуется и для эксплуатации трансграничной инфраструктуры. Частный партнер при этом выступает в качестве координатора обязательств по обе стороны границы. Предполагается, что это могут быть банки развития (они же могут отвечать за подготовку технико-экономического обоснования проекта).

Основные преимущества трансграничных проектов видятся в развитии экономической связности стран, логистических путей и внешнеэкономической деятельности. Например, для РФ с ее общей границей со многими странами Азии такие проекты могут быть интересны не только на уровне приграничного, но и межгосударственного сотрудничества. К рискам таких проектов управляющий директор Национального центра ГЧП Артем Володькин относит отсутствие единого стратегического планирования развития инфраструктуры в странах-соседях. По его мнению, международные банки развития могут стать интеграторами и «единым окном» для отбора и реализации проектов.

В мире реализовано лишь несколько десятков подобных проектов – чаще всего это транспортные связи нескольких стран (самый известный пример – скоростная железнодорожная магистраль Китай-Лаос), трубопроводы (Западноафриканский газопровод) и ГЭС (совместный проект Таиланда и Лаоса). В рамках трансграничного ГЧП создавалась и система кабельных линий в Коралловом море (соглашение Австралии, Папуа-Новой Гвинеи и Соломоновых Островов).

Напомним, фактические расходы на строительство не менее половины проектов государственно-частного партнерства, которые планируют ввести в эксплуатацию до конца 2025 года, могут оказаться выше плановых на 20-40%. Такой прогноз содержится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства. LR

Тэги: ГЧП, инфраструктура, ЕАЭС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх