Разворот на Восток страны откладывается на пару лет

23 июня 2025

Сроки строительства третьей очереди Восточного полигона перенесут: лимит финансирования по ряду инфраструктурных проектов уже полностью использован

Разворот на Восток страны откладывается на пару лет

РЖД перенесут сроки строительства третьей очереди Восточного полигона на один-два года, сообщает «РБК» со ссылкой на заместителя гендиректора монополии Андрея Макарова.

Ранее РЖД планировала начать работы в начале этого года (согласно предыдущим планам – в 2024 году), однако сокращение инвестпрограммы, включая уменьшение финансирования на развитие провозной способности БАМа, Транссиба и Красноярской железной дороги до 110 млрд руб. против 400 млрд руб. в предыдущем году, уже указывало на корректировку сроков следующего этапа реконструкции, сообщили «РБК».

Как отметил господин Макаров, общий объем инвестпрограммы в этом году уменьшился до 880 млрд руб. по сравнению с 1,6 трлн руб. в 2024 году. Хотя в конце прошлого года совет директоров РЖД утвердил ее на уровне 890,9 млрд руб. В частности, расходы на строительство упали более чем на 400 млрд руб., составив «чуть больше» 300 млрд руб., а лимит финансирования по ряду инфраструктурных проектов уже полностью использован. Привлечь заемные средства компания не может из-за правительственных ограничений на размер долговой нагрузки.

– Мы не останавливаем работу практически ни на одном объекте, но если говорить о транспортных коридорах, то «Север – Юг» – это Азово-Черноморский бассейн – в прошлом году мы выполнили там работ на 40 млрд руб.: это в первую очередь большой проект обхода Саратова и подходы к портам Новороссийска, Тамани. В этом году лимит составляет 9 млрд руб., в принципе, я думаю, июлем месяцем мы его полностью заканчиваем вырабатывать. Аналогичная ситуация у нас по северо-западу – тоже с 17 млрд до 4 млрд руб. мы опустились, в принципе тоже уже июнем-июлем практически заканчиваем все работы, которые у нас теперь запланированы в этом году, – поделился Макаров.

Макаров выразил опасения, что для компаний-партнеров РЖД, задействованных в этих проектах, второе полугодие может оказаться критическим. В качестве примера он привел ситуацию со строительством Восточного полигона, где из первоначальных 36 тыс. рабочих в текущем году осталось чуть более 10 тыс. человек. Он отметил, что, несмотря на общий спрос на рабочую силу в восточных регионах, безработица там увеличилась на фоне сложившейся тенденции, что негативно сказывается на бюджетах Амурской области и Хабаровского края. Это связано с тем, что подрядчики РЖД, такие как «Нацпроектстрой», являются крупными налогоплательщиками. Макаров пояснил, что сокращение объемов работ сразу отражается на наполнении бюджетов, поскольку компания выступает важным экономическим драйвером, а приостановка строительства инфраструктуры и незавершение объектов высокой степени готовности усугубляет ситуацию.

Одновременно РЖД сокращают объемы грузоперевозок, включая высокодоходные, на которых компания планировала сделать акцент в этом году. В октябре 2024 года генеральный директор холдинга Олег Белозеров обратился к президенту Владимиру Путину с предложением рассмотреть вопрос о непродлении соглашений с угольными регионами о гарантированном экспортном вывозе твердого топлива в восточном направлении (в прошлом году квота составляла около 100 млн тонн). Это объяснялось тем, что данные соглашения могли препятствовать транспортировке грузов высокого предела.

В результате было решено сохранить подобные договоренности исключительно с Кузбассом в объеме 54,1 млн т. Уже в январе 2025 года РЖД зафиксировали увеличение экспорта неугольных грузов на 14,3%. В настоящее время лимит на развитие Красноярской железной дороги «выработан полностью». Макаров сообщил, что подрядчики завершили все работы еще в мае из-за многократного сокращения лимита. По его словам, работы на проектах БАМа планируется завершить к сентябрю-октябрю текущего года.

За январь-май 2025 года объем погрузки в РЖД сократился на 7,3%, составив 465,2 млн т. Основной вклад в отрицательную динамику внесли снижение перевозок строительных материалов, металлургических и нефтяных грузов.

Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов, прогнозирует, что даже при переносе сроков строительства третьего этапа Восточного полигона объемы перевозок останутся на прежнем уровне. Однако в первую очередь это затронет низкоприоритетные для РЖД грузы, в частности уголь. Эксперт отметил, что смягчить последствия сдвига сроков можно за счет стимулирования перевозок в северо-западном и южном направлениях, например, путем снижения тарифов.

В конце мая 2025 года правительство одобрило антикризисные меры для угольной отрасли, включая 12-процентные скидки на железнодорожные перевозки угля в порты южного и северо-западного направлений для ряда компаний. Как сообщил 18 июня заместитель министра энергетики Дмитрий Исламов, в отдельных случаях размер скидки может быть увеличен. Потери доходов РЖД от предоставления этих льгот могут быть частично компенсированы субсидиями в размере 6 млрд руб. Ранее рассматривалась возможность выделения 60 млрд руб. на эти цели, но Минфин отказался от этой идеи, сославшись на отсутствие необходимых средств в бюджете.

Напомним, ранее руководство порта Восточный в Находке обратилось к президенту России Владимиру Путину с просьбой обеспечить загрузку терминала углем в 2025 году на уровне 35 млн тонн, что на 40% выше, чем по итогам 2024 года, т.к. порт загружен менее чем на половину, пишет «РБК» со ссылкой на декабрьское обращение управляющего директора АО «Восточный порт» Вадима Байбака. LR

Фото: © Mark Agnor / Фотобанк Лори

Тэги: Восточный полигон, РЖД, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх