Порт за госсчет: у «Металлоинвеста» появится сверхдорогой терминал в Новороссийске
2 июня 2025Это даст компании логистическое преимущество для экспорта горячебрикетированного железа и окатышей на рынки Ближнего Востока и Индии

Строительство морского терминала в Новороссийске для перевалки генеральных и навалочных грузов столкнулось с необходимостью масштабного государственного участия, сообщает «РБК».
Проект реализует ООО «Универсальный перегрузочный комплекс Новороссийский судоремонтный завод» (УПК НСРЗ). 75% компании принадлежит «дочке» Новороссийского морского торгового порта (контролируется «Транснефтью»), остальные 25% – структурам «Металлоинвеста». Часть объектов терминала создается по концессии, подписанной между УПК НСРЗ и Росморречфлотом в марте 2024 года сроком на 49 лет.
До 2022 года «Металлоинвест» экспортировал продукцию через украинские порты Южный и Ильичевск, где компания пользовалась льготными тарифами. Источник РБК на логистическом рынке отмечает, что это сдерживало переход в другие порты. Ранее «Металлоинвест» рассматривал строительство терминалов в Усть-Луге и Тамани, но от обоих проектов отказался.
По словам Бориса Красножена, начальника управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка, до 2022 года стратегия «Металлоинвеста» была ориентирована на европейские рынки, но теперь компании необходимо активнее выходить на рынки стран глобального Юга. «Наличие порта на Черном море дает логистическое преимущество для экспорта горячебрикетированного железа (ГБЖ) и окатышей на рынки Ближнего Востока и Индии, где можно ожидать рост спроса в среднесрочной перспективе», – поясняет он.
Первоначальные параметры проекта, анонсированные в 2022 году, предполагали перевалку 12 млн т металлопродукции в год при стоимости свыше 55 млрд руб. Сейчас утвержденные мощности выросли до 20 млн т широкой номенклатуры генеральных и навалочных грузов.
Владислав Онищенко, гендиректор Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ), отмечает, что в условиях высоких процентных ставок запуск крупных инфраструктурных проектов без господдержки практически невозможен. «При текущих уровнях ставки ни один подобный проект не может быть окупаем: коммерческие банки не выдадут кредит на рыночных условиях», – говорит он. По его словам, ограничения сохранятся, пока ключевая ставка не опустится до 12–15%.
Механизм Фабрики проектного финансирования предполагает синдицированный кредит с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ по субсидируемой ставке. Проект также может получить государственные гарантии. Отбор проходит на конкурсной основе: стоимость проекта должна превышать 3 млрд руб., срок окупаемости – до 30 лет, а доля собственных средств – не менее 20%.
Александра Веролайнен из «Эксперт РА» согласна, что текущие ставки делают проектное финансирование практически недоступным. «Инфраструктурные проекты сейчас реализуемы только при господдержке», – подчеркивает она.
В 2024 году «Металлоинвест» сократил производство железной руды на 2,7%, до 35,9 млн т, а поставки внешним потребителям упали на 4,9%, до 26,9 млн т. Компания объясняет это ремонтами оборудования. По данным годового отчета, основными рынками сбыта стали страны СНГ, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, тогда как поставки в Европу прекратились из-за санкций.
Вадим Тедеев из IPM Consulting отмечает, что «Металлоинвест» сейчас использует мощности различных российских портов, включая Новороссийск и Тамань. «Зависимость от тарифов и загруженности чужих терминалов делает собственный порт стратегически важным», – говорит он. По его мнению, проект позволит компании оптимизировать логистику, сократить простои судов и снизить операционные расходы.
Сергей Фролов из Neft Research уточняет, что в 2024 году «Металлоинвест» экспортировал через порты около 6 млн т продукции, а за четыре месяца 2025 года – 2,2 млн т через Новороссийск, Усть-Лугу и Мурманск. Однако он подчеркивает, что успех проекта зависит от железнодорожных подходов к порту. «РЖД планирует сократить инвестиции в инфраструктуру Азово-Черноморского бассейна с 511,6 млрд до 13,3 млрд руб.», – отмечает эксперт.
Источник на логистическом рынке указывает, что еще несколько лет назад аналогичный терминал можно было построить за 20–30 млрд руб. Рост стоимости он связывает с долгими сроками реализации и дорогим финансированием.
ВЭБ.РФ, Сбербанк и Газпромбанк отказались от комментариев. «Транснефть» не ответила на запрос «РБК».
Напомним, в феврале 2025 года Евросоюз запретил любые операции с пятью морскими портами: Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. LR
Фото: © Анна Кривицкая / Фотобанк Лори
История вопроса
Банки, аэропорты, автоперевозки: ЕС туго набил юбилейный трехлетний пакет антироссийских санкций
Суда в Новороссийске почти неделю ждут выгрузки
Общий бюджет проекта оценивается в 120,7 млрд руб., из которых 20% – собственные средства инвесторов. Уже вложено 17,5 млрд руб., остальное планируется привлечь за счет заемного финансирования. ВЭБ.РФ может выделить средства через Фабрику проектного финансирования уже в 2026 году. Институт развития сейчас структурирует сделку со Сбербанком и Газпромбанком. Власти также рассматривают возможность создания особой экономической зоны в Новороссийске.Банки, аэропорты, автоперевозки: ЕС туго набил юбилейный трехлетний пакет антироссийских санкций
Суда в Новороссийске почти неделю ждут выгрузки
Проект реализует ООО «Универсальный перегрузочный комплекс Новороссийский судоремонтный завод» (УПК НСРЗ). 75% компании принадлежит «дочке» Новороссийского морского торгового порта (контролируется «Транснефтью»), остальные 25% – структурам «Металлоинвеста». Часть объектов терминала создается по концессии, подписанной между УПК НСРЗ и Росморречфлотом в марте 2024 года сроком на 49 лет.
До 2022 года «Металлоинвест» экспортировал продукцию через украинские порты Южный и Ильичевск, где компания пользовалась льготными тарифами. Источник РБК на логистическом рынке отмечает, что это сдерживало переход в другие порты. Ранее «Металлоинвест» рассматривал строительство терминалов в Усть-Луге и Тамани, но от обоих проектов отказался.
По словам Бориса Красножена, начальника управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка, до 2022 года стратегия «Металлоинвеста» была ориентирована на европейские рынки, но теперь компании необходимо активнее выходить на рынки стран глобального Юга. «Наличие порта на Черном море дает логистическое преимущество для экспорта горячебрикетированного железа (ГБЖ) и окатышей на рынки Ближнего Востока и Индии, где можно ожидать рост спроса в среднесрочной перспективе», – поясняет он.
Первоначальные параметры проекта, анонсированные в 2022 году, предполагали перевалку 12 млн т металлопродукции в год при стоимости свыше 55 млрд руб. Сейчас утвержденные мощности выросли до 20 млн т широкой номенклатуры генеральных и навалочных грузов.
Владислав Онищенко, гендиректор Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ), отмечает, что в условиях высоких процентных ставок запуск крупных инфраструктурных проектов без господдержки практически невозможен. «При текущих уровнях ставки ни один подобный проект не может быть окупаем: коммерческие банки не выдадут кредит на рыночных условиях», – говорит он. По его словам, ограничения сохранятся, пока ключевая ставка не опустится до 12–15%.
Механизм Фабрики проектного финансирования предполагает синдицированный кредит с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ по субсидируемой ставке. Проект также может получить государственные гарантии. Отбор проходит на конкурсной основе: стоимость проекта должна превышать 3 млрд руб., срок окупаемости – до 30 лет, а доля собственных средств – не менее 20%.
Александра Веролайнен из «Эксперт РА» согласна, что текущие ставки делают проектное финансирование практически недоступным. «Инфраструктурные проекты сейчас реализуемы только при господдержке», – подчеркивает она.
В 2024 году «Металлоинвест» сократил производство железной руды на 2,7%, до 35,9 млн т, а поставки внешним потребителям упали на 4,9%, до 26,9 млн т. Компания объясняет это ремонтами оборудования. По данным годового отчета, основными рынками сбыта стали страны СНГ, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, тогда как поставки в Европу прекратились из-за санкций.
Вадим Тедеев из IPM Consulting отмечает, что «Металлоинвест» сейчас использует мощности различных российских портов, включая Новороссийск и Тамань. «Зависимость от тарифов и загруженности чужих терминалов делает собственный порт стратегически важным», – говорит он. По его мнению, проект позволит компании оптимизировать логистику, сократить простои судов и снизить операционные расходы.
Сергей Фролов из Neft Research уточняет, что в 2024 году «Металлоинвест» экспортировал через порты около 6 млн т продукции, а за четыре месяца 2025 года – 2,2 млн т через Новороссийск, Усть-Лугу и Мурманск. Однако он подчеркивает, что успех проекта зависит от железнодорожных подходов к порту. «РЖД планирует сократить инвестиции в инфраструктуру Азово-Черноморского бассейна с 511,6 млрд до 13,3 млрд руб.», – отмечает эксперт.
Источник на логистическом рынке указывает, что еще несколько лет назад аналогичный терминал можно было построить за 20–30 млрд руб. Рост стоимости он связывает с долгими сроками реализации и дорогим финансированием.
ВЭБ.РФ, Сбербанк и Газпромбанк отказались от комментариев. «Транснефть» не ответила на запрос «РБК».
Напомним, в феврале 2025 года Евросоюз запретил любые операции с пятью морскими портами: Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. LR
Фото: © Анна Кривицкая / Фотобанк Лори
Тэги: морские порты, Новороссийск, инвестиции
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

