ОСК хочет стать более причастной к МТК «Север-Юг»

7 декабря 2022

Также предлагается создать цифровую модель коридора

ОСК хочет стать более причастной к МТК «Север-Юг»

Правительство РФ прорабатывает план создания судоходной госкомпании для международного транспортного коридора «Север-Юг». На стадии обсуждения организационная форма, и кто этим займется: государство или судоходные компании. В проекте заинтересована, например, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Об этом сообщает «Российская газета».

В 2021 году через международный транспортный коридор перевезли около 14 миллионов тонн различных грузов. Согласно данным шефа иранской судоходной компании «Khazar Sea Shipping Lines» Камбиза Джаханбани, транзит товаров по МТК «Север-Юг» увеличился за первые семь месяцев 2022-го на 350% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

– Потенциал роста к 2030 году – практически двукратный, до 32 миллионов тонн. Переориентация грузопотоков сейчас важнейшая задача, поэтому необходимо усилить инфраструктуру портов Каспийского бассейна, модернизировать гидротехнические сооружения и портовые терминалы Астраханской области и Дагестана, – утверждает замминистра транспорта РФ Александр Пошивай.

Директор морского торгового порта «Оля» Александр Мельников на базе астраханских вузов предложил создать цифровую модель МТК «Север-Юг».

– Какой нужен флот? Какой контейнеровместимости? Какие должны быть складские площадки и терминалы для приема и разгрузки товаров? Сегодня, конечно, сказать сложно. Для анализа алгоритма движения контейнеров на всех участках коридора «Север-Юг», удобно иметь цифровую модель, – пояснил Мельников.

В Евразийском банке развития (ЕАБР) подсчитали стоимость инфраструктуры МТК и озвучили сумму в $38,2 млрд. Все инвестиционные проекты в ЕАБР разделили на три группы по степени их приоритетности. Для создания приоритетных объектов потребуется более $10 млрд. Эти расходы преимущественно лягут на плечи России.

– МТК включает четыре маршрута. Первый проложен по западному берегу Каспийского моря через Дагестан, Азербайджан и Иран. Он обеспечивает выход к портам Персидского залива, а это доступ к огромным рынкам Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива и Африки. Но задействован этот маршрут пока меньше других. Второй идет по восточному побережью Каспия, через Казахстан, Туркменистан в Иран. Путь через Каспий связывает порты прикаспийских стран. По идее это самый быстрый маршрут, но инфраструктура портов оставляет желать лучшего. И еще один маршрут – через Армению и Грузию. Для нас это самый привычный вариант, – поделился с «РГ» своим мнением кандидат экономических наук Южного федерального универсистема Юрий Пономарев.

Скорость движения по маршруту и его рентабельность, по оценке ЕАБР, сильно тормозят недостающие звенья и проблемы транспортной и логистической инфраструктуры, отсутствие скоординированного сквозного тарифа, бумажные процедуры на пересечении границ, а также отсутствие эффективной координации.

Директор по судоходной политике Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Анна Исаева отметила, что у РФ есть соглашения с Казахстаном 2009 года, с Туркменистаном 2013 года и с Ираном 1940 года. Из-за волокиты в наземных пограничных пунктах и в морских портах перевозки осуществляются с большими задержками, 50% времени уходит на пересечение границ.

В результате перевозка между Москвой и портом «Бендер-Аббас», которая по западному маршруту должна занимать шесть дней, из-за задержек на погранпереходах простаивает в два раза дольше. Еще существеннее растягивается время автомобильной перевозки по восточному маршруту. Так, дорога от Челябинска до Тегерана вместо четырех суток занимает 10-12.

В ЕАБР считают, что большая часть инвестиций (69%) должна быть направлена на модернизацию западного маршрута. На маршрут через Каспий приходится 19% инвестиций, на восточный – 12%.

На западном маршруте МТК «Север-Юг» реализуется большинство проектов первой, приоритетной, группы. Среди них, например, железнодорожный участок «Решт – Астара» в Иране. Сейчас двойная перегрузка с железной дороги на автомобильный транспорт на этом участке увеличивает стоимость и время доставки грузов до потери экономической целесообразности.

К числу приоритетных отнесено также строительство автомобильных обходов Владикавказа, Астрахани, Махачкалы, Дербента, Хасавюрта, модернизация железнодорожных линий «Алят – Астара» и «Сумгаит – Ялама». Немало объектов предполагается построить и в других странах. В итоге вложения в инфраструктуру потребуются не только в России, но и в Казахстане, Азербайджане, Иране и других государствах.

– В целях реализации общей политики правительства по развитию зарубежной торговли с Россией и другими странами Прикаспийского региона расширено число конечных пунктов для иранского экспорта. В настоящий момент в России, помимо порта «Солянка» прибавились три порта: порт в Махачкале и порты группы компаний ВТС, а также порт «Оля» в Астрахани», – сообщило агентство Tasnim со ссылкой на Организации морского флота Ирана.

Напомним, «Север-Юг» – мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Существует три маршрута МТК: Транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), западный и восточный (сухопутные). LR

Тэги: МТК, Север-Юг, стратегия развития, транспортные коридоры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх