Кризис на малых НПЗ может иметь большие ценовые последствия
18 марта 2025Эксперты предлагают разработать и утвердить графики транспортировки нефтепродуктов на экспорт

Владельцы независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) обратились в Госдуму, добиваясь пересмотра регуляторных условий с аргументами о критическом давлении на сектор, пишут «Известия».
Главной проблемой независимые НПЗ называют ценовые «ножницы»: закупка сырья по международным котировкам Argus при продаже продукции по заниженным внутренним ценам.
– Мы покупаем нефть по 45 рублей за литр, а продаем прямогонный бензин дочерним предприятиям СИБУРа по 36 рублей, – привел пример представитель мини-НПЗ.
Такой разрыв, по его словам, заставляет компании работать в минус и оправдываться перед налоговыми органами. Дополнительные сложности создают удвоившиеся за три года расходы на логистику и ключевая ставка, ограничивающая доступ к кредитным ресурсам. Экспортный запрет для непроизводителей – трейдеров, нефтебаз и НПЗ мощностью менее 1 млн тонн в год – усугубляет ситуацию, лишая сектор альтернативных рынков сбыта.
По данным «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора», независимые НПЗ обеспечивают 14% российской нефтепереработки, производя 88% полимерно-битумных вяжущих, 50% гудрона и 25% нефтебитума – критически важных для дорожного строительства, включая новые регионы. При этом их доля в выпуске моторного топлива остается минимальной: 5% бензина, 6% дизеля, 3% авиакеросина.
– Указанная продукция является стратегически важной для восстановления дорожно-транспортной инфраструктуры, прежде всего, новых российских регионов, производства битумосодержащих и кровельных материалов, – отметила генеральный директор агентства Тамара Сафонова.
В Минэнерго воздержались от комментариев, оставив вопрос открытым до мартовского заседания. В СИБУРе подчеркнули, что закупки у мини-НПЗ носят нерегулярный характер: 14% от общего объема сырья.
– Совокупный объем производства газового бензина (БГС) российскими мини-НПЗ составляет около 1,3 млн тонн. СИБУР покупает на спотовом рынке чуть более четверти этого объема, – отметили в компании.
Предложения отрасли по отмене экспортного запрета и возврату НДС вряд ли получат одобрение правительства из-за рисков дефицита топлива и роста цен, уверен Юрий Станкевич, напомнив о практике Минэнерго, которое ранее заключало соглашения с независимым НПЗ в обмен на модернизацию мощностей.
– Предлагаемый подход – разрешение экспорта непроизводителям и возврат НДС – самый очевидный шаг в поддержку независимых НПЗ в экономической логике. Но правительство однозначно не поддержит его в нынешних условиях, опасаясь неконтролируемого роста цен на внутреннем рынке и потенциального дефицита топлива по причинам, изложенным выше, – полагает Юрий Станкевич.
Альтернативой, считает Тамара Сафонова, может стать квотирование экспорта по аналогии с графиками транспортировки нефти, что позволит балансировать внутренние и внешние поставки.
Эксперт также призвала пересмотреть таможенные пошлины для малых НПЗ, введенные осенью 2023 года (50 тыс. рублей за тонну), которые подрывают их конкурентоспособность.
– Традиционные топлива, выпускаемые мини-НПЗ, а именно – мазуты, бензиновые и дизельные фракции – по-прежнему востребованы на внешнем рынке, а прибыльность от реализации выше относительно внутреннего рынка, – пояснила она.
Сокращение активности независимых НПЗ, по оценкам Тамары Сафоновой, грозит цепной реакцией: дефицитом сырья для химической промышленности, ростом цен на топливо и потерей 20 тыс. рабочих мест.
Напомним, что оптовая цена бензинов снова начала расти после трех дней падения, по данным торгов на СПбМТСБ. Стоимость марки АИ-92 10 марта поднялась на 1,48%, до 50 тыс. рублей за тонну, АИ-95 подорожал на 0,7%, до 56,2 тыс. рублей за тонну. LR
Фото: © Rumo / Фотобанк Лори
История вопроса
Бензин просидит под «домашним арестом» до конца лета
Дело запахло керосином: авиакомпании заявили о рисках локального дефицита
Заместитель председателя комитета по энергетике Юрий Станкевич подтвердил изданию, что в марте запланировано заседание с участием представителей отрасли для оценки налоговых и неналоговых инициатив. Поводом стали жалобы на дисбаланс закупочных и отпускных цен, логистические издержки и экспортные ограничения, которые, по словам игроков, ставят под угрозу стабильность бизнеса.Бензин просидит под «домашним арестом» до конца лета
Дело запахло керосином: авиакомпании заявили о рисках локального дефицита
Главной проблемой независимые НПЗ называют ценовые «ножницы»: закупка сырья по международным котировкам Argus при продаже продукции по заниженным внутренним ценам.
– Мы покупаем нефть по 45 рублей за литр, а продаем прямогонный бензин дочерним предприятиям СИБУРа по 36 рублей, – привел пример представитель мини-НПЗ.
Такой разрыв, по его словам, заставляет компании работать в минус и оправдываться перед налоговыми органами. Дополнительные сложности создают удвоившиеся за три года расходы на логистику и ключевая ставка, ограничивающая доступ к кредитным ресурсам. Экспортный запрет для непроизводителей – трейдеров, нефтебаз и НПЗ мощностью менее 1 млн тонн в год – усугубляет ситуацию, лишая сектор альтернативных рынков сбыта.
По данным «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора», независимые НПЗ обеспечивают 14% российской нефтепереработки, производя 88% полимерно-битумных вяжущих, 50% гудрона и 25% нефтебитума – критически важных для дорожного строительства, включая новые регионы. При этом их доля в выпуске моторного топлива остается минимальной: 5% бензина, 6% дизеля, 3% авиакеросина.
– Указанная продукция является стратегически важной для восстановления дорожно-транспортной инфраструктуры, прежде всего, новых российских регионов, производства битумосодержащих и кровельных материалов, – отметила генеральный директор агентства Тамара Сафонова.
В Минэнерго воздержались от комментариев, оставив вопрос открытым до мартовского заседания. В СИБУРе подчеркнули, что закупки у мини-НПЗ носят нерегулярный характер: 14% от общего объема сырья.
– Совокупный объем производства газового бензина (БГС) российскими мини-НПЗ составляет около 1,3 млн тонн. СИБУР покупает на спотовом рынке чуть более четверти этого объема, – отметили в компании.
Предложения отрасли по отмене экспортного запрета и возврату НДС вряд ли получат одобрение правительства из-за рисков дефицита топлива и роста цен, уверен Юрий Станкевич, напомнив о практике Минэнерго, которое ранее заключало соглашения с независимым НПЗ в обмен на модернизацию мощностей.
– Предлагаемый подход – разрешение экспорта непроизводителям и возврат НДС – самый очевидный шаг в поддержку независимых НПЗ в экономической логике. Но правительство однозначно не поддержит его в нынешних условиях, опасаясь неконтролируемого роста цен на внутреннем рынке и потенциального дефицита топлива по причинам, изложенным выше, – полагает Юрий Станкевич.
Альтернативой, считает Тамара Сафонова, может стать квотирование экспорта по аналогии с графиками транспортировки нефти, что позволит балансировать внутренние и внешние поставки.
Эксперт также призвала пересмотреть таможенные пошлины для малых НПЗ, введенные осенью 2023 года (50 тыс. рублей за тонну), которые подрывают их конкурентоспособность.
– Традиционные топлива, выпускаемые мини-НПЗ, а именно – мазуты, бензиновые и дизельные фракции – по-прежнему востребованы на внешнем рынке, а прибыльность от реализации выше относительно внутреннего рынка, – пояснила она.
Сокращение активности независимых НПЗ, по оценкам Тамары Сафоновой, грозит цепной реакцией: дефицитом сырья для химической промышленности, ростом цен на топливо и потерей 20 тыс. рабочих мест.
Напомним, что оптовая цена бензинов снова начала расти после трех дней падения, по данным торгов на СПбМТСБ. Стоимость марки АИ-92 10 марта поднялась на 1,48%, до 50 тыс. рублей за тонну, АИ-95 подорожал на 0,7%, до 56,2 тыс. рублей за тонну. LR
Фото: © Rumo / Фотобанк Лори
Тэги: топливо, НПЗ
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

