Кризис на малых НПЗ может иметь большие ценовые последствия

18 марта 2025

Эксперты предлагают разработать и утвердить графики транспортировки нефтепродуктов на экспорт

Кризис на малых НПЗ может иметь большие ценовые последствия

Владельцы независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) обратились в Госдуму, добиваясь пересмотра регуляторных условий с аргументами о критическом давлении на сектор, пишут «Известия».

Заместитель председателя комитета по энергетике Юрий Станкевич подтвердил изданию, что в марте запланировано заседание с участием представителей отрасли для оценки налоговых и неналоговых инициатив. Поводом стали жалобы на дисбаланс закупочных и отпускных цен, логистические издержки и экспортные ограничения, которые, по словам игроков, ставят под угрозу стабильность бизнеса.

Главной проблемой независимые НПЗ называют ценовые «ножницы»: закупка сырья по международным котировкам Argus при продаже продукции по заниженным внутренним ценам.

– Мы покупаем нефть по 45 рублей за литр, а продаем прямогонный бензин дочерним предприятиям СИБУРа по 36 рублей, – привел пример представитель мини-НПЗ.

Такой разрыв, по его словам, заставляет компании работать в минус и оправдываться перед налоговыми органами. Дополнительные сложности создают удвоившиеся за три года расходы на логистику и ключевая ставка, ограничивающая доступ к кредитным ресурсам. Экспортный запрет для непроизводителей – трейдеров, нефтебаз и НПЗ мощностью менее 1 млн тонн в год – усугубляет ситуацию, лишая сектор альтернативных рынков сбыта.

По данным «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора», независимые НПЗ обеспечивают 14% российской нефтепереработки, производя 88% полимерно-битумных вяжущих, 50% гудрона и 25% нефтебитума – критически важных для дорожного строительства, включая новые регионы. При этом их доля в выпуске моторного топлива остается минимальной: 5% бензина, 6% дизеля, 3% авиакеросина.

– Указанная продукция является стратегически важной для восстановления дорожно-транспортной инфраструктуры, прежде всего, новых российских регионов, производства битумосодержащих и кровельных материалов, – отметила генеральный директор агентства Тамара Сафонова.

В Минэнерго воздержались от комментариев, оставив вопрос открытым до мартовского заседания. В СИБУРе подчеркнули, что закупки у мини-НПЗ носят нерегулярный характер: 14% от общего объема сырья.

– Совокупный объем производства газового бензина (БГС) российскими мини-НПЗ составляет около 1,3 млн тонн. СИБУР покупает на спотовом рынке чуть более четверти этого объема, – отметили в компании.

Предложения отрасли по отмене экспортного запрета и возврату НДС вряд ли получат одобрение правительства из-за рисков дефицита топлива и роста цен, уверен Юрий Станкевич, напомнив о практике Минэнерго, которое ранее заключало соглашения с независимым НПЗ в обмен на модернизацию мощностей.

– Предлагаемый подход – разрешение экспорта непроизводителям и возврат НДС – самый очевидный шаг в поддержку независимых НПЗ в экономической логике. Но правительство однозначно не поддержит его в нынешних условиях, опасаясь неконтролируемого роста цен на внутреннем рынке и потенциального дефицита топлива по причинам, изложенным выше, – полагает Юрий Станкевич.

Альтернативой, считает Тамара Сафонова, может стать квотирование экспорта по аналогии с графиками транспортировки нефти, что позволит балансировать внутренние и внешние поставки.

Эксперт также призвала пересмотреть таможенные пошлины для малых НПЗ, введенные осенью 2023 года (50 тыс. рублей за тонну), которые подрывают их конкурентоспособность.

– Традиционные топлива, выпускаемые мини-НПЗ, а именно – мазуты, бензиновые и дизельные фракции – по-прежнему востребованы на внешнем рынке, а прибыльность от реализации выше относительно внутреннего рынка, – пояснила она.

Сокращение активности независимых НПЗ, по оценкам Тамары Сафоновой, грозит цепной реакцией: дефицитом сырья для химической промышленности, ростом цен на топливо и потерей 20 тыс. рабочих мест.

Напомним, что оптовая цена бензинов снова начала расти после трех дней падения, по данным торгов на СПбМТСБ. Стоимость марки АИ-92 10 марта поднялась на 1,48%, до 50 тыс. рублей за тонну, АИ-95 подорожал на 0,7%, до 56,2 тыс. рублей за тонну. LR

Фото: © Rumo / Фотобанк Лори

Тэги: топливо, НПЗ







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх