Хочешь ехать – плати: фуры могут стать новыми «донорами» дорожного бюджета

16 апреля 2025

Для запуска механизма потребуется принять федеральный закон и определить операторов в регионах

Хочешь ехать – плати: фуры могут стать новыми «донорами» дорожного бюджета

Российские регионы могут получить законодательное право устанавливать плату за проезд большегрузов массой свыше 12 тонн по региональным и муниципальным дорогам. Этот вопрос поднимался на расширенном заседании Президиума Государственного Совета, посвященного вопросам развития инфраструктуры для жизни, стенограмма которого опубликована на сайте Кремля.

Инициатива, озвученная главой комиссии Госсовета по направлению «Эффективная транспортная система» Алексеем Цыденовым, призвана закрыть финансовые пробелы в шестилетней программе модернизации дорожной сети. Ее бюджет до 2030 года составляет 9,2 трлн рублей, но уже сейчас регионы сигнализируют о необходимости дополнительных источников.

Ключевая проблема, по словам эксперта, – миграция грузового трафика с федеральных трасс, где действует система «Платон», на бесплатные региональные дороги.

– В некоторых субъектах региональные дороги идут параллельно с федеральными. Грузовики уходят туда, чтобы не платить, а нагрузка на инфраструктуру растет, – пояснил Алексей Цыденов.

Решение – дать регионам инструмент для создания собственных платных коридоров с гибкими условиями: субъекты смогут выбирать участки, устанавливать тарифы и вводить льготы для соцзначимых перевозок, например, для мусоровозов или транспортировки стройматериалов к объектам образования и здравоохранения.

Ожидается, что доходы от нововведения будут варьироваться в зависимости от транзитной нагрузки. Так, Краснодарский край, через который проходит поток грузов в Крым и на Кавказ, может получать до 2,5 млрд рублей ежегодно, тогда как менее загруженные регионы – около 100 млн рублей.

Для запуска механизма потребуется принять федеральный закон и определить операторов в регионах – эту работу комиссия Госсовета готова начать уже в ближайшие месяцы.

Идея расширения «платности» на региональные дороги обсуждается с 2023 года, когда глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев предложил включить в платную сеть 70 тыс. км опорных трасс.

Однако в правительстве подчеркивают: решение о передаче полномочий регионам пока не принято.

– Принцип «пользователь платит» остается в приоритете, но детали требуют проработки, поэтому такая мера вряд ли будет реализована в текущем году, – заявил замдиректора департамента строительства Григорий Волков.

Напомним, что ранее сообщалось о том, что до конца 2024 года Минтранс представит расчеты по расширению государственной системы «Платон», которую в Госдуме предложили распространить на 70 тыс. км региональных дорог. LR

Фото: © Илья Илмарин / Фотобанк Лори

Тэги: платные трассы, регионы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх