Иранский расчет: чей флаг поднимут над Астраханью?
1 июля 2025Nasim Bahr Kish могла инициировать сделку для консолидации контроля над портом перед долгосрочными инвестициями

Иранская Nasim Bahr Kish, владеющая 53,66% акций ПАО «Астраханский порт», направила обязательное предложение о выкупе долей остальных акционеров, сообщает «Коммерсантъ».
Акционеры, получившие предложение, вправе продать свои доли, но не обязаны это делать, пояснил источник «Коммерсанта» в госструктурах. В 2017 году Росимущество пыталось продать 25,5% порта за 105,75 млн рублей, однако аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок. На конец 2024 года вторым крупным акционером оставалось государство с 25,5% акций. В декабре 2024 года президент России Владимир Путин подписал указ о передаче этого пакета госкорпорации «Ростех». Вопрос о возможной реакции государства на предложение Nasim Bahr Kish остается открытым: ни в Астраханском порту, ни в Росимуществе, ни в «Ростехе» не прокомментировали ситуацию.
Среди других акционеров порта – кипрская Volga-Vaster-West Ltd (3,33%), иранская Fanavaran Darya Gostar Jonob Arvand (1,52%) и Tamalaris Consolidated Limited (1,82%). Последняя, согласно документам Евросоюза, связана с иранской государственной судоходной компанией Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL). Владельцами Nasim Bahr Kish, согласно отчетности порта, являются граждане Ирана Зиба Шафегат, Мохсен Асгари и Мохсен Долатабади – каждому принадлежит по 33%. Попытки издания связаться с иранскими компаниями для комментариев не увенчались успехом.
Более 90% грузопотока Астраханского порта приходится на торговлю с Ираном. Основные экспортные товары – лес, зерно и растительное масло. Эксперты, опрошенные изданием, предполагают, что Nasim Bahr Kish могла инициировать сделку для консолидации контроля над портом перед долгосрочными инвестициями. По их мнению, крупные акционеры обычно подают обязательное предложение, либо получив сигналы о заинтересованности миноритариев, либо рассчитывая на привлекательность цены. Однако дальнейшие шаги участников рынка будут зависеть от реакции государства и миноритарных акционеров, включая кипрские и иранские структуры.
Напомним, морские грузоперевозки из Ирана осуществляются из трех основных портов: Бендер-Энзели, Шахид Раджаи (он же Бендер-Аббас) и Амирабад. Вся необходимая для перевалки грузов инфраструктура здесь имеется, отметил Александр Шаров. А размер сервисных сборов за портовые услуги – на 20-50% ниже аналогичных в РФ. LR
Фото: © Ula Ulachka / Фотобанк Лори
История вопроса
Иран: логистические сказки Востока
Страны-транзитеры МТК «Север-Юг» согласились зарабатывать меньше
Согласно сообщению компании, Nasim Bahr Kish готова приобрести 46,3% обыкновенных и 48,7% привилегированных акций. Цена предложения составляет 37 800 рублей за бумагу, а общая стоимость сделки может достичь 437,5 млн рублей. Финансовую гарантию на эту сумму предоставил «Мир Бизнес Банк», учрежденный иранским Bank Melli.Иран: логистические сказки Востока
Страны-транзитеры МТК «Север-Юг» согласились зарабатывать меньше
Акционеры, получившие предложение, вправе продать свои доли, но не обязаны это делать, пояснил источник «Коммерсанта» в госструктурах. В 2017 году Росимущество пыталось продать 25,5% порта за 105,75 млн рублей, однако аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок. На конец 2024 года вторым крупным акционером оставалось государство с 25,5% акций. В декабре 2024 года президент России Владимир Путин подписал указ о передаче этого пакета госкорпорации «Ростех». Вопрос о возможной реакции государства на предложение Nasim Bahr Kish остается открытым: ни в Астраханском порту, ни в Росимуществе, ни в «Ростехе» не прокомментировали ситуацию.
Среди других акционеров порта – кипрская Volga-Vaster-West Ltd (3,33%), иранская Fanavaran Darya Gostar Jonob Arvand (1,52%) и Tamalaris Consolidated Limited (1,82%). Последняя, согласно документам Евросоюза, связана с иранской государственной судоходной компанией Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL). Владельцами Nasim Bahr Kish, согласно отчетности порта, являются граждане Ирана Зиба Шафегат, Мохсен Асгари и Мохсен Долатабади – каждому принадлежит по 33%. Попытки издания связаться с иранскими компаниями для комментариев не увенчались успехом.
Более 90% грузопотока Астраханского порта приходится на торговлю с Ираном. Основные экспортные товары – лес, зерно и растительное масло. Эксперты, опрошенные изданием, предполагают, что Nasim Bahr Kish могла инициировать сделку для консолидации контроля над портом перед долгосрочными инвестициями. По их мнению, крупные акционеры обычно подают обязательное предложение, либо получив сигналы о заинтересованности миноритариев, либо рассчитывая на привлекательность цены. Однако дальнейшие шаги участников рынка будут зависеть от реакции государства и миноритарных акционеров, включая кипрские и иранские структуры.
Напомним, морские грузоперевозки из Ирана осуществляются из трех основных портов: Бендер-Энзели, Шахид Раджаи (он же Бендер-Аббас) и Амирабад. Вся необходимая для перевалки грузов инфраструктура здесь имеется, отметил Александр Шаров. А размер сервисных сборов за портовые услуги – на 20-50% ниже аналогичных в РФ. LR
Фото: © Ula Ulachka / Фотобанк Лори
Тэги: Иран, Астраханский порт, инвестиции
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

