Грош цена: ветхие речные порты «уйдут с молотка» по рублю
10 марта 2021Данную идею пытались реализовать еще в 2016 году
Правительство вновь вернулось к идее о приватизации объектов речных портов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, за 1 рубль, сообщает «Коммерсантъ».
Идея обсуждалась ранее. По итогам Госсовета, в августе 2016 года, Президент России Владимир Путин поручал предложить упрощенный и ускоренный порядок вовлечения таких объектов в хозяйственный оборот.
По данным «Ъ», доработанный законопроект подготовлен Минтрансом. Он предусматривает внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта и закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Документ в марте одобрен главным правовым управлением администрации РФ и согласован профильным первым вице-премьером Андреем Белоусовым.
Согласно тексту законопроекта, объекты речного порта, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, предлагается выставлять на конкурс с начальной ценой 1 рубль.
Теперь главной проблемой могут стать поправки, внесенные в законопроект по настоянию ФСБ.
Согласно им, невостребованными могут быть признаны объекты лишь тех речных портов, у которых установлены границы. Сейчас границы речных портов (в отличие от морских) официально вообще не установлены. Пока лишь предполагается, что границы будут определены для тех речных портов, где есть или появится пункт пропуска через госграницу.
По мнению собеседника «Ъ» на зерновом рынке, в Волго-Донском бассейне однозначно найдутся порты, которые могут быть интересны экспортерам зерна: в Поволжье, Волгоградской и Ростовской областях. С другой стороны, еще один источник газеты считает, что такая приватизация может быть интересна в единичных случаях на Крайнем Севере или Дальнем Востоке. Успешные порты в состоянии найти десятки миллионов рублей, чтобы выкупить у государства причалы, а те, кому не хватает денег, не будут покупать и за 1 рубль, полагает он. Большинство речных портов расположено в центре городов, эти территории выгоднее застроить.
В собственности государства много объектов, в которые за последние 30 лет не было вложено никаких средств, рассуждает президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. Например, речной порт фактически перестал существовать в Нижнем Новгороде, но причальная стенка там осталась, не востребована причальная стенка и в центральном грузовом районе в Волгограде, есть такие объекты в Чебоксарах, Перми, поясняет господин Зайцев. Однако границ у речных портов сейчас нет, а требование их наличия создаст дополнительные ограничения, считает он. Установить границы речные порты смогут, если работают с внешнеторговыми грузами, а таких портов очень немного, заключает он.
Напомним, что первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в декабре 2020 года поручил Минтрансу проработать вопрос целесообразности создания единого оператора внутренних водных путей. К 30 июня 2021 года Минтранс должен представить в Правительство его концепцию. LR
Идея обсуждалась ранее. По итогам Госсовета, в августе 2016 года, Президент России Владимир Путин поручал предложить упрощенный и ускоренный порядок вовлечения таких объектов в хозяйственный оборот.
По данным «Ъ», доработанный законопроект подготовлен Минтрансом. Он предусматривает внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта и закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Документ в марте одобрен главным правовым управлением администрации РФ и согласован профильным первым вице-премьером Андреем Белоусовым.
Согласно тексту законопроекта, объекты речного порта, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, предлагается выставлять на конкурс с начальной ценой 1 рубль.
История вопроса
«Донречфлот» доплыл до банкротства
Водный транспорт «утонет» без участия в перечне наиболее пострадавших
Российскому речному флоту нужно более 200 «новобранцев», чтобы не растерять грузооборот
По украинским рекам перестанут «ходить» российские флаги
Инвестор будет обязан использовать порт по назначению (обслуживание пассажиров и грузов), а также устранить причины, по которым его состояние признано неудовлетворительным. Срок выполнения условий конкурса не должен превышать пять лет. Как отмечается в пояснительной записке, отсутствие бюджетного финансирования на содержание причальных сооружений, а также отсутствие у эксплуатирующих организаций правовой основы для использования собственных средств на их ремонт привело к запрету эксплуатации причалов в московском Западном порту, тюменском, якутском и ульяновском портах. Ряд портов закрылись. Приватизации их мешает «отсутствие экономически обоснованного интереса к заключению сделки по цене, определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости».«Донречфлот» доплыл до банкротства
Водный транспорт «утонет» без участия в перечне наиболее пострадавших
Российскому речному флоту нужно более 200 «новобранцев», чтобы не растерять грузооборот
По украинским рекам перестанут «ходить» российские флаги
Теперь главной проблемой могут стать поправки, внесенные в законопроект по настоянию ФСБ.
Согласно им, невостребованными могут быть признаны объекты лишь тех речных портов, у которых установлены границы. Сейчас границы речных портов (в отличие от морских) официально вообще не установлены. Пока лишь предполагается, что границы будут определены для тех речных портов, где есть или появится пункт пропуска через госграницу.
По мнению собеседника «Ъ» на зерновом рынке, в Волго-Донском бассейне однозначно найдутся порты, которые могут быть интересны экспортерам зерна: в Поволжье, Волгоградской и Ростовской областях. С другой стороны, еще один источник газеты считает, что такая приватизация может быть интересна в единичных случаях на Крайнем Севере или Дальнем Востоке. Успешные порты в состоянии найти десятки миллионов рублей, чтобы выкупить у государства причалы, а те, кому не хватает денег, не будут покупать и за 1 рубль, полагает он. Большинство речных портов расположено в центре городов, эти территории выгоднее застроить.
В собственности государства много объектов, в которые за последние 30 лет не было вложено никаких средств, рассуждает президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. Например, речной порт фактически перестал существовать в Нижнем Новгороде, но причальная стенка там осталась, не востребована причальная стенка и в центральном грузовом районе в Волгограде, есть такие объекты в Чебоксарах, Перми, поясняет господин Зайцев. Однако границ у речных портов сейчас нет, а требование их наличия создаст дополнительные ограничения, считает он. Установить границы речные порты смогут, если работают с внешнеторговыми грузами, а таких портов очень немного, заключает он.
Напомним, что первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в декабре 2020 года поручил Минтрансу проработать вопрос целесообразности создания единого оператора внутренних водных путей. К 30 июня 2021 года Минтранс должен представить в Правительство его концепцию. LR
Тэги: речные порты, водный транспорт, инвестиции, экономика, Минтранс
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости