Эксперт: пользователи цифровых сервисов РЖД не могут получить скан накладной

29 апреля 2025

Это ставит под удар судебные иски: без оригинала накладной, подтверждающей факт просрочки, требования отклоняют

Эксперт: пользователи цифровых сервисов РЖД не могут получить скан накладной

При подаче претензии к РЖД об оплате неустойки за нарушение сроков доставки сторона перевозки не может получить железнодорожные накладные, которые являются доказательством нарушения перевозчиком обязательств. Об этом на конференции «Цифровизация железнодорожного транспорта» заявила юрист, директор ростовского филиала ООО «ЖД Консалтинг» Светлана Буцаленко.

По словам юриста, цифровые платформы, призванные упростить взаимодействие, превратились в «лабиринт бюрократии», лишающий клиентов правовой защиты.

Клиенты, использующие личный кабинет РЖД для подачи претензий, сталкиваются с невозможностью получить графические копии железнодорожных накладных – ключевого документа для взыскания неустойки.

– Система требует вручную вводить номера накладных, даже если их сотни. При этом список выдает десятки идентичных номеров без указания сроков перевозки. Клиент вынужден выбирать накладную наугад, а главное – даже при успешном поиске не получает скана документа. Это ставит под удар судебные иски: без оригинала накладной, подтверждающей факт просрочки, требования отклоняют, – объяснила Светлана Буцаленко.

Еще одна проблема – правовой статус документов, подписанных через систему автосогласования. По словам эксперта, клиентам на согласование ключевых документов выделяются крайне сжатые сроки. Например, памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов или передаточная ведомость (ГУ-41) должны быть подписаны в течение 12 часов, коммерческий акт – за 3 часа, а уведомление о готовности к уборке вагонов – всего за 2 часа.

– Если клиент не успевает в эти сроки подтвердить или оспорить документ, он автоматически получает статус согласованного, – отметила Светлана Буцаленко. – Но суды массово отказываются признавать такие документы, ссылаясь на противоречие с законом об электронной подписи.

Корень проблем, по мнению Светланы Буцаленко, – в отсутствии нормативной базы. Так, Закон о железнодорожном транспорте и Устав железных дорог не содержат понятия цифровизации. Внедрение электронного документооборота идет стихийно, без учета требований ГК РФ или Закона об электронной подписи. Кроме того, в судах не принимают электронные версии документов.

– Мы обязаны предоставлять копии документов, на которые ссылаемся, надлежащим образом заверенные. А иногда даже суд обязывает предоставить оригиналы, которые есть у перевозчика. Поэтому даже сейчас мы не уходим мы от бумажных форматов документов, – резюмировала юрист.

Напомним, что девятый арбитражный апелляционный суд постановил взыскать со структуры Объединенной вагоностроительной компании (ОВК) в пользу угольной компании СУЭК неустойку в размере ₽964,8 млн за неисполнение контракта на поставку 12 тыс. полувагонов. LR

Фото: © Виктор Карасев / Фотобанк Лори

Тэги: РЖД, цифровизация, судебные споры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх