Дальний Восток стремится к топливному суверенитету

5 июня 2025

При годовом потреблении около 6 млн тонн регион производит порядка 4 млн тонн

Дальний Восток стремится к топливному суверенитету

На Дальнем Востоке планируют построить несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Сейчас в работе два проекта – на Сахалине, реализуемый «Газпромом», и в Хабаровском крае, где разработкой занимается Независимая нефтяная компания (ННК). Первый проект уже находится на этапе обоснования инвестиций, а решение по второму будет принято осенью. Эксперты отмечают, что запуск новых нефтеперерабатывающих мощностей способен значительно повлиять на топливное обеспечение региона, поскольку сейчас до 50% потребностей покрывается за счет поставок из других регионов страны, сообщают «Известия».

По данным источника, близкого к проекту «Газпрома», рассматривалось около десяти вариантов переработки газового конденсата на этом предприятии с мощностью от 2,989 до 4,890 млн т в год. При этом эксперты, изначально участвовавшие в разработке, указывали на «плохую экономику проекта». Однако, как сообщил собеседник «Известий», в настоящее время процедура обоснования инвестиций (ОБИН) готовит «НИИгазэкономика».

Также ранее сообщалось о планах ННК по строительству второй очереди Хабаровского НПЗ мощностью до 10 млн т. На данный момент у существующего завода мощность составляет 5 млн т, поделился министр энергетики Хабаровского края Герман Тютюков, добавив, что проект находится на этапе разработки, а комментарии по этому поводу можно давать не раньше осени.

Создание новых перерабатывающих мощностей – обоснованное решение, учитывая значительный дефицит нефтепродуктов на Дальнем Востоке. Как отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, при годовом потреблении около 6 млн т регион производит порядка 4 млн т. Таким образом, примерно 2 млн т нефтепродуктов ежегодно завозится из Сибири и центральных регионов России.

– Учитывая ограниченную пропускную способность железнодорожных магистралей, а также высокие тарифы РЖД, это приводит к перебоям поставок и к росту цен на нефтепродукты для населения. Кстати, именно Хабаровский край в конце мая нынешнего года стал рекордсменом в России по повышению стоимости бензина, – сообщил Андрианов.

По словам эксперта, в настоящее время Сахалинская область полностью зависит от поставок топлива с материка несмотря на то, что в регионе ведется добыча нефти. Он также отметил, что, по имеющимся данным, новый завод сможет выпускать авиакеросин для обеспечения нужд региональной авиакомпании «Аврора».

Планы развития экономики Дальнего Востока в рамках общей стратегии «поворота на Восток» российской экономики требуют улучшения топливного обеспечения региона. В связи с этим создание новых перерабатывающих предприятий представляет собой крайне важную задачу. Кроме того, Андрианов подчеркнул, что увеличение мощностей региональной нефтепереработки может стимулировать реализацию добычных проектов на востоке страны.

В настоящее время на Дальнем Востоке функционируют только два крупных НПЗ завода - Комсомольский и Хабаровский. Согласно статистике за 2023 год, эти предприятия произвели всего 3% от общероссийского объема бензина, то есть 1,2 млн т из 43,9 млн т, и 2% дизельного топлива, 2 млн т из 88,1 млн т. Основная часть топлива поставляется из других регионов, главным образом из Сибири.

Согласно информации Росстата, в период с 20 по 26 мая 2025 года рост цен на бензин наблюдался в 34 регионах страны, причем наиболее значительный - в Хабаровском крае (+1,4%). Средние цены составили 56,62 рубля за литр АИ-92, 61,87 рубля за АИ-95 и 71,35 рубля за дизельное топливо. Наиболее высокие цены были зафиксированы на Дальнем Востоке и в Якутии, где литр АИ-92 стоил 72,03 рубля, АИ-95 - 75,35 рубля, а дизтопливо - 92,84 рубля. При этом самые низкие цены в ДФО отмечались в Хабаровском крае, несмотря на рост цен: 60,14 рубля за АИ-92, 62,55 рубля за АИ-95 и 76,23 рубля за литр дизтоплива.

В прошлом году вице-премьер России Александр Новак заявлял об отсутствии планов по строительству новых НПЗ, включая восточные регионы страны. Он пояснял, что это связано с существующими избыточными мощностями и реализацией масштабной программы модернизации действующих НПЗ.

Согласно положениям Энергетической стратегии России, объемы нефтепереработки в стране до 2050 года будут определяться возможностями эффективного экспорта при условии удовлетворения внутреннего спроса.

В документе указывается, что по целевому сценарию предполагается поддержание объемов переработки на уровне не менее 283 млн т в год. В то же время инерционный сценарий предусматривает возможное сокращение экспортных возможностей и усиление мировой конкуренции, что может привести к снижению объемов переработки до 272 млн т к 2036 году. При этом отмечается, что даже при таком сокращении модернизированные мощности полностью обеспечат потребности внутреннего рынка.

По данным Александра Новака, объем переработки в 2024 году составил 266,5 млн т.

– Развитие нефтегазопереребатывающих мощностей на Дальнем Востоке может позволить обеспечить регион высококачественным топливом, сократить логистические издержки при транспортировке топлива потребителям, обеспечить экспорт продукции с добавленной стоимостью, заместив экспорт сырья, – считает гендиректор аналитического независимого агентства «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.

Зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев подчеркнул, что увеличение нефтеперерабатывающих мощностей в Хабаровском крае не только улучшит обеспечение топливом местного рынка, но и создаст дополнительные возможности для экспорта нефтепродуктов в страны Азиатского региона.

Валерий Андрианов считает, что для реализации подобных проектов необходимы специальные налоговые условия. Он привел в пример проект ВНХК, который был заморожен из-за недостаточного объема налоговых преференций. По мнению эксперта, при успешной реализации этого проекта Дальний Восток уже достиг бы топливной самодостаточности и даже мог бы экспортировать нефтепродукты.

Тамара Сафонова отметила, что в условиях высоких процентных ставок сроки окупаемости таких проектов значительно увеличиваются. Она подчеркнула, что без государственной поддержки, в том числе в виде инвестиционных субсидий, рентабельность проекта может оказаться отрицательной.

Напомним, в Госдуме предлагают ввести квотирование поставок бензина на внутренний рынок, а также увеличить долю продаж топлива на бирже с 13% до 20%, чтобы не допустить серьезного роста цен на бензин в рознице. LR

Фото: © ФотоИнтеллект / Фотобанк Лори

Тэги: топливо, НПЗ, Дальний Восток







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх