Асфальт трещит по швам: бизнес требует больше денег на дороги
25 апреля 2025Национальная ассоциация инфраструктурных компаний предлагает направлять часть сборов от системы «Платон» на эксплуатацию автотрасс

Представители бизнеса предложили правительству пересмотреть нормы финансирования содержания федеральных трасс и направлять на их эксплуатацию сборы с системы «Платон». По мнению представителей отрасли, текущее недофинансирование может привести не только к ухудшению состояния дорог, но и к банкротству подрядчиков, пишет «РБК».
С таким предложением выступила Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК, объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности, «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и другие). Ассоциация также предложила скорректировать методику расчета финансирования содержания дорог, а также учитывать интенсивность трафика при распределении бюджетных средств и перехода от расчета по километрам к подсчету площади дорожного покрытия в квадратных метрах. Это позволит точнее учитывать сложные участки с развязками и примыканиями. Также предлагается направлять часть сборов от системы «Платон» на эксплуатацию автотрасс.
Только в 2025 году, по оценкам НАИК и НИУ ВШЭ, потребуется 616,3 млрд рублей, а дефицит составляет 272,5 млрд рублей. В 2026–2027 годах нехватка средств составит 209,7 и 157,5 млрд рублей соответственно. Общий дефицит на три года составляет почти 640 млрд рублей при общем финансировании в 1,96 трлн рублей.
Сокращается и доля средств, направляемых на содержание федеральной дорожной сети. Если в 2019 году на эти цели направлялось 16,4% расходов Федерального дорожного фонда, то к 2024 году показатель снизился до 14%. В ценах 2019 года в 2024 году расходы относительно 2019 года упали на 2,6%, следует из данных презентации НАИК и НИУ ВШЭ.
Авторы исследования предупреждают, что сокращение финансирования может напрямую привести к росту чрезвычайных ситуаций на дорогах. Недостаточное содержание дорог увеличивает риск серьезных ДТП – последствия возникновения причин увеличиваются в 2,4 раза при неработающем или неисправном освещении, в 1,7 раза – при отсутствии временных ограждений на ремонтируемых участках, в 1,6 раза – при неровном покрытии. Также негативное влияние оказывают недостатки зимнего содержания: рост риска увеличивается на 24% и плохая видимость разметки – на 15-25%.
– Имеется статистическая зависимость между расходами на содержание дорог и относительными показателями аварий: чем больше объем дорожных фондов, в том числе части на содержание, тем меньше аварий, – считают авторы презентации.
Авторы исследования фиксируют негативную динамику положения участников отрасли. Если в 2020 году доля убыточных предприятий в области составляла 12%, то к 2024 году она выросла до 23%, говорится в презентации НАИК и НИУ ВШЭ. По данным СПАРК, количество компаний с убытками среди 869 организаций, специализирующихся на эксплуатации автодорог и автомагистралей, увеличилось со 112 в 2020 году до 199 в 2024-м. При этом, на 1 апреля 2025 года уже 51 из 1397 таких компаний официально находится в стадии банкротства.
Генеральный директор «Автобан – эксплуатация» Игорь Рубахин сообщил, что контракты компании закладывают уровень рентабельности, который в течение лет может привести к неожиданному результату. Соучредитель Борисоглебского дорожно-ремонтного строительного управления № 2 (Воронеж) Дмитрий Хвастунов, отметил резкий рост затрат на материалы. Например, цена технической соли выросла с 3 тыс. до 6,5 тыс. рублей за тонну. Хвастунов также сказал, что «зарабатывает на строительстве дорог, а на содержание тратит». Исполнительный директор «Мостотрест-Сервиса» (входит в «Нацпроектстрой») Валерий Дорган добавил, что компания вынуждена ежегодно платить 50–70 млн руб. штрафов, что также отрицательно сказывается на ее финансовом положении.
Научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, полагает, что основная опасность хронического недофинансирования содержания автодорог заключается не столько в возможных банкротствах профильных компаний, сколько в деградации дорожной инфраструктуры. В итоге это может привести к необходимости полного восстановления трасс с нуля. При этом предложенные НАИК меры, по мнению эксперта, вряд ли смогут радикально изменить ситуацию с нехваткой финансирования.
– В бюджете сегодня нет средств на поддержание дорожной сети. Одна из основных причин – в том, что наши 60 млн владельцев автомобилей сильно не доплачивают за ее пользование. Значительной части водителей придется больше платить, пусть это и непопулярная мера. Для этого, возможно, нужно будет изменить систему платежей, отказавшись от акциза и перейдя на оплату за километр пробега, – считает эксперт.
Напомним, в 2025 году в России расширят до четырех полос около 290 км федеральных трасс. LR
Фото: © Анна Мартынова / Фотобанк Лори
С таким предложением выступила Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК, объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности, «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и другие). Ассоциация также предложила скорректировать методику расчета финансирования содержания дорог, а также учитывать интенсивность трафика при распределении бюджетных средств и перехода от расчета по километрам к подсчету площади дорожного покрытия в квадратных метрах. Это позволит точнее учитывать сложные участки с развязками и примыканиями. Также предлагается направлять часть сборов от системы «Платон» на эксплуатацию автотрасс.
История вопроса
В проектирование дорожных проектов инвестируют рекордное количество миллиардов
Регионам посулили дополнительные миллиарды на дороги
Согласно действующему распоряжению правительства № 768-р, на содержание федеральных дорог до 2030 года планируется выделить 2,48 трлн рублей. Потребность по текущим нормативам составляет почти на 1,73 трлн больше, чем по действующим нормативам – дефицит достигает 42%.В проектирование дорожных проектов инвестируют рекордное количество миллиардов
Регионам посулили дополнительные миллиарды на дороги
Только в 2025 году, по оценкам НАИК и НИУ ВШЭ, потребуется 616,3 млрд рублей, а дефицит составляет 272,5 млрд рублей. В 2026–2027 годах нехватка средств составит 209,7 и 157,5 млрд рублей соответственно. Общий дефицит на три года составляет почти 640 млрд рублей при общем финансировании в 1,96 трлн рублей.
Сокращается и доля средств, направляемых на содержание федеральной дорожной сети. Если в 2019 году на эти цели направлялось 16,4% расходов Федерального дорожного фонда, то к 2024 году показатель снизился до 14%. В ценах 2019 года в 2024 году расходы относительно 2019 года упали на 2,6%, следует из данных презентации НАИК и НИУ ВШЭ.
Авторы исследования предупреждают, что сокращение финансирования может напрямую привести к росту чрезвычайных ситуаций на дорогах. Недостаточное содержание дорог увеличивает риск серьезных ДТП – последствия возникновения причин увеличиваются в 2,4 раза при неработающем или неисправном освещении, в 1,7 раза – при отсутствии временных ограждений на ремонтируемых участках, в 1,6 раза – при неровном покрытии. Также негативное влияние оказывают недостатки зимнего содержания: рост риска увеличивается на 24% и плохая видимость разметки – на 15-25%.
– Имеется статистическая зависимость между расходами на содержание дорог и относительными показателями аварий: чем больше объем дорожных фондов, в том числе части на содержание, тем меньше аварий, – считают авторы презентации.
Авторы исследования фиксируют негативную динамику положения участников отрасли. Если в 2020 году доля убыточных предприятий в области составляла 12%, то к 2024 году она выросла до 23%, говорится в презентации НАИК и НИУ ВШЭ. По данным СПАРК, количество компаний с убытками среди 869 организаций, специализирующихся на эксплуатации автодорог и автомагистралей, увеличилось со 112 в 2020 году до 199 в 2024-м. При этом, на 1 апреля 2025 года уже 51 из 1397 таких компаний официально находится в стадии банкротства.
Генеральный директор «Автобан – эксплуатация» Игорь Рубахин сообщил, что контракты компании закладывают уровень рентабельности, который в течение лет может привести к неожиданному результату. Соучредитель Борисоглебского дорожно-ремонтного строительного управления № 2 (Воронеж) Дмитрий Хвастунов, отметил резкий рост затрат на материалы. Например, цена технической соли выросла с 3 тыс. до 6,5 тыс. рублей за тонну. Хвастунов также сказал, что «зарабатывает на строительстве дорог, а на содержание тратит». Исполнительный директор «Мостотрест-Сервиса» (входит в «Нацпроектстрой») Валерий Дорган добавил, что компания вынуждена ежегодно платить 50–70 млн руб. штрафов, что также отрицательно сказывается на ее финансовом положении.
Научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, полагает, что основная опасность хронического недофинансирования содержания автодорог заключается не столько в возможных банкротствах профильных компаний, сколько в деградации дорожной инфраструктуры. В итоге это может привести к необходимости полного восстановления трасс с нуля. При этом предложенные НАИК меры, по мнению эксперта, вряд ли смогут радикально изменить ситуацию с нехваткой финансирования.
– В бюджете сегодня нет средств на поддержание дорожной сети. Одна из основных причин – в том, что наши 60 млн владельцев автомобилей сильно не доплачивают за ее пользование. Значительной части водителей придется больше платить, пусть это и непопулярная мера. Для этого, возможно, нужно будет изменить систему платежей, отказавшись от акциза и перейдя на оплату за километр пробега, – считает эксперт.
Напомним, в 2025 году в России расширят до четырех полос около 290 км федеральных трасс. LR
Фото: © Анна Мартынова / Фотобанк Лори
Тэги: дороги, инвестиции, Платон
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

