Исход с рельсов: полмиллиона дополнительных фур выйдут на дороги ЕС из-за кризиса Deutsche Bahn

2 ноября 2025

Остановка терминалов, штрафы за сбои сети и рост тарифов на 35% делают железнодорожные перевозки невыгодными, провоцируя массовый возврат к автомобильному транспорту

Исход с рельсов: полмиллиона дополнительных фур выйдут на дороги ЕС из-за кризиса Deutsche Bahn

Крупнейшие операторы комбинированных перевозок Европы потребовали от немецких властей срочных мер для предотвращения коллапса железнодорожного грузового сообщения через Германию, сообщает TrasportoEuropa.

Компании Erfa, Fermerci, Hupac, Kombiverkehr, Sgkv, TX Logistik и ассоциация Uirr направили открытое письмо министру транспорта Германии Патрику Шнидеру и генеральному директору Deutsche Bahn Эвелин Палле, в котором предупреждают о резком сокращении объёмов интермодальных перевозок в стране и во всем Европейском союзе.

Подписанты письма констатируют, что интермодальные перевозки годами были основным драйвером роста железнодорожных грузоперевозок с ежегодным приростом от 3 до 7%. Однако теперь прогрессирующее ухудшение состояния железнодорожной инфраструктуры привело к системному снижению производительности и надежности. Ситуацию усугубляют массовые отмены поездов, вынужденные изменения маршрутов и хронические задержки. К этим проблемам добавляются масштабные работы по восстановлению коридоров, которые приведут к долгосрочным полным закрытиям и экономически неэффективным изменениям логистических цепочек.

Эксперты подчеркивают, что планируемые изменения часто характеризуются сокращением времени хода поездов, неподходящим профилем линий и увеличением протяженности маршрутов. Эти факторы в совокупности затрудняют поддержание конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Ситуация уже спровоцировала значительное перераспределение перевозок с железной дороги на автомобильный транспорт. Дополнительное давление оказывает стремительный рост стоимости использования железнодорожной сети: с 2023 года тарифы выросли на 19%, а к 2026 году ожидается дальнейшее повышение на 25–35%. Подписанты также критикуют практику штрафов за краткосрочную отмену рейсов, даже когда она вызвана перебоями в работе сети, и отмечают рост стоимости отстоя вагонов.

Аналитики обращают внимание на парадоксальную ситуацию: пока железнодорожные расходы систематически растут, затраты на автомобильные перевозки остаются стабильными или снижаются. Эта диспропорция напрямую ведет к потере конкурентоспособности железных дорог. В результате грузовые перевозки массово возвращаются на автомобильный транспорт, и этот процесс может стать необратимым. Статистика подтверждает тревожную тенденцию: в долине Рейна и по всей Швейцарии объем комбинированных перевозок сократился на 7,6%, тогда как объем автомобильных перевозок вырос на 7,2%. Это эквивалентно появлению на дорогах примерно 86 000 дополнительных грузовых автомобилей. В ближайшие годы ожидается снижение пропускной способности железных дорог на 20–30%, что приведет к сотням тысяч дополнительных автомобильных перевозок. Только по основным трансальпийским коридорам через Австрию и Швейцарию прогнозируется около 500 000 дополнительных грузоперевозок автомобильным транспортом.

В письме содержится предупреждение, что возобновление массового автомобильного движения сведет на нет десятилетия государственных инвестиций в инфраструктуру терминалов комбинированных перевозок и поставит под угрозу окупаемость таких мегапроектов, как Готардский и Бреннерский базисные тоннели. Эти объекты строились с расчетом на способность Германии поддерживать адекватный уровень эффективности железнодорожных перевозок, необходимый для конкурентоспособности европейской логистики.

Отраслевые организации призывают к немедленному принятию комплекса мер. Требования включают заморозку железнодорожных сборов на 2026 год, законодательную гарантию пропускной способности не менее 90% от текущего уровня на период восстановительных работ и модернизацию объездных путей до стандартов, эквивалентных основным линиям. Также компании настаивают на назначении маршрутов движения поездов с учетом реальных потребностей рынка, введении компенсаций за сложные условия эксплуатации и отмене штрафов за отмену рейсов до полного восстановления приемлемого качества сети.

Напомним, согласно опросу «Промжелдортранс», в 2025 году 44% грузовладельцев думают переключиться на автодоставку с железнодорожной, а 12% уже приняли такое решении. LR

Тэги: Германия, железнодорожные грузоперевозки, переток грузов







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх