Судьбу подозрительных посылок будут решать экспедиторы

8 августа 2024

В случае принятия законопроекта, деятельность могут прекратить 80% компаний, работающих «в тени»

Судьбу подозрительных посылок будут решать экспедиторы

У транспортно-экспедиционных компаний (ТЭК) из специального реестра появится право проверять и уничтожать отправления и посылки граждан в случае подозрения на содержание в них запрещенных предметов и веществ. Об этом пишет газета «Известия». Соответствующий законопроект внесли на рассмотрение Госдумы.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что с 2022 года фиксируется существенное увеличение выявляемых грузоотправлений граждан, содержащих наркотики, оружие, боеприпасы, драгоценности, контрафакт, а также товары двойного назначения, применимые для терактов. При этом ТЭК не несут за это ответственности.

Законопроект вводит юридический запрет на отправку гражданами сигнального, холодного, пневматического, газового оружия, боеприпасов, электрошокеров, искровых разрядников, элементов огнестрельного оружия, взрывных устройств, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых веществ и наркотических препаратов. В качестве груза нельзя отправлять животных и ядовитые растения. Экспедиторов обяжут задерживать и уничтожать грузы, если их содержимое представляет опасность для окружающих.

Для контроля над отправлениями ТЭК предложат закупить рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую аппаратуру. Для систематизации деятельности таких перевозчиков будет создан реестр экспедиторов, в который потребуется вносить наименование и форму организации, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, ФИО предпринимателя и прочее.

Экспедиторов обяжут хранить информацию о грузах, контейнерах и посылках в течение трех лет и предоставлять ее по первому запросу правоохранительных органов. Деятельность экспедиторов и ТЭК должна быть зарегистрированы в реестре.

Проект изменений в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» поступил в Госдуму за подписью депутатов Ириной Яровой и Евгения Москвичева 26 июля 2024 года и отправлен для оценки в правовое управление. Рассмотрение законопроекта в первом чтении может состояться уже в сентябре.

– Диверсию на Крымском мосту 8 октября 2022 году удалось организовать через агрегаторов ТЭК с использованием одного интернет-сервиса, – напомнил председатель организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) Олег Павлов. – Агрегаторы позволяют грузоотправителям размещать заказы иногда под вымышленными именами, без указания адреса и государственного регистрационного номера хозяйствующего субъекта, что не мешает им заключать договоры транспортной экспедиции и производить оплату услуг. Неудивительно, что находятся экспедиторы, готовые организовать перевозку сомнительных грузов без разрешительных документов.

ОПИ в октябре 2022-го направила на имя председателя правительства Михаила Мишустина письмо с предложением доработать законы, добавил он.

– Перевозка посылки в составе сборного груза от неизвестного грузоотправителя (ИП, физлица) несет большие риски из-за возможности принять запрещенный и контрафактный груз, – уверена исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. – Контроль должен включать скоринг грузоотправителя и проверку сопроводительных документов силами экспедитора и, возможно, проверку груза в присутствии перевозчика. Тут можно привести в пример перемещение грузов через границу.

Таможней разработан регламент выявления рисков и выборочного контроля грузов. Но участники рынка логистики не смогут оснастить свое оборудование наравне с таможенными постами.

– На данный момент более 80% игроков рынка – это посредники, которые не занимаются организацией перевозок, а просто принимают заказы и передают их другим, – поясняет президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. – Это создает риски, но в борьбе с ними необходимо избежать увеличения административной нагрузки на бизнес.

В отрасли сложилась запутанная система перевозок через «связанные фирмы», позволяющие скрывать доходы и уклоняться от налогов, путем дробления бизнеса и искусственного распределения выручки между несколькими подконтрольными лицами, пояснил Олег Павлов.

– На транспортно-экспедиционном рынке развивается недобросовестная конкуренция, – посетовал директор по логистике ПЭК Александр Дьяконов. – Тарифы компаний, работающих в прозрачном поле, несопоставимы со ставками игроков, демпингующих за счет «оптимизации» налогов. В результате добросовестные экспедиторы теряют большую долю заказов. Кроме того, недобросовестные посредники не несут ответственность за отправления, поэтому грузовладельцы при сотрудничестве с ними регулярно сталкиваются с повреждением и утратой грузов.

Согласно законопроекту, для недопущения к перевозке запрещенных грузов и веществ бизнесу необходимо будет установить соответствующее оборудование, что приведет к существенному росту затрат, например, стоимость одной рентгенотелевизионной досмотровой установки варьируется от ₽1 до ₽5 млн. Переоборудование каждого крупного склада, площадью 20 тыс. кв. м, с 6-10 зонами приема отправлений, может обойтись в ₽6-₽30 млн. Расходы на переоборудование всей складской сети будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Большинство игроков не смогут позволить себе таких инвестиций.

– Дополнительные издержки, с которыми столкнутся экспедиторы при включении в реестр, могут привести к разорению небольших игроков. Результатом станет нехватка ресурсов для доставки грузов по всей стране, рост тарифов на доставку и конечную стоимость продукции для российских потребителей, – сказал Вадим Филатов. Доля на российском рынке небольших компаний с автопарком менее 50 ТС составляет более 80%.

Введение реестра экспедиторов приведет к уходу большинства недобросовестных игроков, полагает Александр Дьяконов. Демпинг за счет оптимизации налогов и сборов станет недоступен, следовательно, средний уровень тарифов на транспортно-экспедиционном рынке увеличится. Компании, которые ранее сотрудничали с недобросовестными игроками, могут повысить цены на товары для конечных потребителей, считает участник рынка.

Документ носит рамочный характер и не уточняет ряд необходимых законодательных требований, среди которых порядок формирования и ведения реестра, правила включения в него, сроки проверок, а также ответственность за предоставление недостоверной информации, сказала Ольга Федоткина. Отсутствие этих критериев может нести репутационные и экономические риски для участников рынка, а также социальные для потребителя. По ее мнению, не стоит возлагать все обязанности и ответственность на экспедиторов.

Напомним, в России участились случаи преследования людей с помощью анонимных посылок. Неизвестные отправляют своим жертвам с помощью курьерских служб все что угодно: от похоронных венков до роя пчел. Люди жалуются и на еще один способ террора: на их адреса массово заказываются товары без предоплаты, и число таких доставок может исчисляться десятками в день. LR

Тэги: доставка посылок, экспедиторы, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх