От DNS с любовью: совладелец ритейлера разобрал «по косточкам» бизнес-модель OZON

30 апреля 2025

Почти 400 тыс. работников маркетплейса формально не являются штатными сотрудниками OZON, что позволяет компании минимизировать фискальную нагрузку

От DNS с любовью: совладелец ритейлера разобрал «по косточкам» бизнес-модель OZON

OZON фактически построил распределенную розничную инфраструктуру, сопоставимую по масштабам с крупнейшими торговыми сетями России. К такому выводу пришел совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев, проанализировав в своем Telegram-канале операционную модель маркетплейса.

При формальном отсутствии собственных магазинов OZON использует 1,6 млн кв. м коммерческих площадей через 65 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ), что соответствует совокупной площади магазинов сети DNS, подчеркнул Дмитрий Алексеев.

Содержание такой сети, продолжает эксперт, требует значительных трудовых ресурсов. Расчеты Алексеева показывают, что для работы ПВЗ необходимо минимум 163,5 тыс. сотрудников – больше, чем у DNS (25 тысяч). При средней площади точки в 25 кв. м и арендных ставках выше рыночных (из-за требований к локации), многие франчайзи работают в убыток. При отчислениях в 5% от оборота средний ПВЗ получает около 213 тыс. рублей ежемесячно, что едва покрывает операционные расходы, отмечает Дмитрий Алексеев. Кроме того, из 600 тыс. продавцов на платформе 80% оборота обеспечивают лишь 20% селлеров, тогда как остальные в среднем генерируют всего 116 тыс. рублей месячного оборота.

По оценкам Дмитрия Алексеева, складская инфраструктура OZON площадью 3,6 млн кв. м требует содержания примерно 120 тыс. кладовщиков, плюс курьерская служба – еще 100 тыс. сотрудников для обработки 25% заказов.

Ключевая особенность бизнес-модели маркетплейса – отсутствие прямых трудовых обязательств. Все 385 тыс. работников (ПВЗ, склады, логистика) формально не являются штатными сотрудниками OZON, работая как самозанятые, ИП или по договорам ГПХ, подчеркивает Дмитрий Алексеев. Это позволяет компании минимизировать фискальную нагрузку.

«Я ни в коей мере не отрицаю знаковое место маркетплейсов в розничной торговле. OZON – прекрасная компания. Это действительно новое слово, и множество товаров просто не были бы куплены, если бы не OZON. Однако магия с ценами на маркетплейсах объясняется не особенной эффективностью экономики или низкими издержками, а тем, что они дотируются со стороны государства, которое позволяет им не платить НДС, не трудоустраивать работников и не заморачиваться контрафактом», – резюмировал свои рассуждения Дмитрий Алексеев.

Напомним, лидером рейтинга крупнейших российских интернет-магазинов в 2024 году по версии Data Insight девятый год подряд стал Wildberries. На второй позиции закрепился Ozon, увеличивший оборот на 62% до 2,52 трлн рублей, со средним чеком в 1 790 рублей (+7%) и 1,41 млн заказов. Бронзу взял «Яндекс.Маркет» с 535,3 млрд рублей выручки (+45%), выделившись самым высоким в тройке средним чеком – 4 250 рублей (+11%) при 126 тыс. заказов. LR

Фото: © Александр Поташев / Фотобанк Лори

Тэги: OZON, маркетплейсы, НДС, кадры, DNS







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх