ГИС для ритейла: цифровой рай или бюрократический ад?
5 июня 2025Бизнес и отраслевые эксперты разошлись в оценке

Cоздание единой государственной информационной системы (ГИС) для ритейла станет подспорьем для снижения издержек бизнеса на интеграцию с реестрами, а для федеральной власти – существенной экономией бюджетных средств, заявил директор по взаимодействию с органами власти «Купер» Павел Глухов, выступая на «Неделе российского ритейла».
– Нам бы хотелось иметь единую ГИС, который бы аккумулировал все сертификаты, лицензии и прочую разрешительную документацию на товары. Таким образом, эта система должна стать гарантией, что все товары, внесенные в нее, имеют право на жизнь, – перечислил Павел Глухов.
Эксперт подчеркнул, что для онлайн-платформ с миллионами SKU (LR. сокращ. от Stock Keeping Unit – это уникальный код, который описывает единицу ассортимента) и скоростными транзакциями такое технологическое решение – единственная альтернатива «ручной проверке».
Однако директор по GR X5 Group Василий Пушкин настроен более скептически.
– Государство даже по «Госуслугам» до конца не сделало единую ГИС. Если оно решит создать единый каталог товаров, компаниям с собственными классификаторами придется нести огромные издержки на интеграцию, – считает эксперт.
Василий Пушкин привел пример проблем с электронными накладными: более 20 млн ЭТрН в год регистрируется, но у дорожных инспекторов нет инструментов для их проверки. Эксперт предложил сделать фокус на стандартизации интерфейсов и данных между существующими системами, а также двусторонний обмен информацией с госорганами.
– Бизнес готов проактивно отрабатывать риски. Ритейл сейчас вносит огромное количество данных в государственную информационную систему при приемке товаров. И это работает в одну сторону. Очень хочется, чтобы работа была двусторонней, потому что на основе данных, которые мы вносим, формируется рискориентированная модель для контрольно-надзорных органов, – отметил спикер.
Глава Национального института аккредитации (ФАУ НИА) Денис Сухецкий назвал идею единой ГИС «гениальной, но амбициозной». Он указал на существующий прогресс в интеграции между бизнесом и государством.
– Уже 30 млн товаров в ритейле привязаны к сертификатам в реестре Росаккредитации, – констатировал эксперт.
По мнению Дениса Сухецкого, синергия бизнеса и государства уже дает результаты. Однако объединение систем требует «пирамиды верифицированных данных» и координации множества ведомств.
Напомним, что по словам директора по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекс» Дмитрия Русакова, главная проблема отрасли e-commerce в том, что число внешних информационных систем, с которыми приходится интегрироваться бизнесу, постоянно растет. LR
Фото: © Elnur / Фотобанк Лори
История вопроса
Бизнес раскритиковал законопроект о кибермошенничестве
Эксперт: 6 из 10 клиентов бросают корзину из-за сложностей с оплатой
По словам эксперта, текущая ситуация с разрозненными системами, часть из которых «до сих пор на уровне Word-файлов», затрудняет борьбу с контрафактом.Бизнес раскритиковал законопроект о кибермошенничестве
Эксперт: 6 из 10 клиентов бросают корзину из-за сложностей с оплатой
– Нам бы хотелось иметь единую ГИС, который бы аккумулировал все сертификаты, лицензии и прочую разрешительную документацию на товары. Таким образом, эта система должна стать гарантией, что все товары, внесенные в нее, имеют право на жизнь, – перечислил Павел Глухов.
Эксперт подчеркнул, что для онлайн-платформ с миллионами SKU (LR. сокращ. от Stock Keeping Unit – это уникальный код, который описывает единицу ассортимента) и скоростными транзакциями такое технологическое решение – единственная альтернатива «ручной проверке».
Однако директор по GR X5 Group Василий Пушкин настроен более скептически.
– Государство даже по «Госуслугам» до конца не сделало единую ГИС. Если оно решит создать единый каталог товаров, компаниям с собственными классификаторами придется нести огромные издержки на интеграцию, – считает эксперт.
Василий Пушкин привел пример проблем с электронными накладными: более 20 млн ЭТрН в год регистрируется, но у дорожных инспекторов нет инструментов для их проверки. Эксперт предложил сделать фокус на стандартизации интерфейсов и данных между существующими системами, а также двусторонний обмен информацией с госорганами.
– Бизнес готов проактивно отрабатывать риски. Ритейл сейчас вносит огромное количество данных в государственную информационную систему при приемке товаров. И это работает в одну сторону. Очень хочется, чтобы работа была двусторонней, потому что на основе данных, которые мы вносим, формируется рискориентированная модель для контрольно-надзорных органов, – отметил спикер.
Глава Национального института аккредитации (ФАУ НИА) Денис Сухецкий назвал идею единой ГИС «гениальной, но амбициозной». Он указал на существующий прогресс в интеграции между бизнесом и государством.
– Уже 30 млн товаров в ритейле привязаны к сертификатам в реестре Росаккредитации, – констатировал эксперт.
По мнению Дениса Сухецкого, синергия бизнеса и государства уже дает результаты. Однако объединение систем требует «пирамиды верифицированных данных» и координации множества ведомств.
Напомним, что по словам директора по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекс» Дмитрия Русакова, главная проблема отрасли e-commerce в том, что число внешних информационных систем, с которыми приходится интегрироваться бизнесу, постоянно растет. LR
Фото: © Elnur / Фотобанк Лори
Тэги: e-commerce, ГИС
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

