ГИС для ритейла: цифровой рай или бюрократический ад?

5 июня 2025

Бизнес и отраслевые эксперты разошлись в оценке

ГИС для ритейла: цифровой рай или бюрократический ад?

Cоздание единой государственной информационной системы (ГИС) для ритейла станет подспорьем для снижения издержек бизнеса на интеграцию с реестрами, а для федеральной власти – существенной экономией бюджетных средств, заявил директор по взаимодействию с органами власти «Купер» Павел Глухов, выступая на «Неделе российского ритейла».

По словам эксперта, текущая ситуация с разрозненными системами, часть из которых «до сих пор на уровне Word-файлов», затрудняет борьбу с контрафактом.

– Нам бы хотелось иметь единую ГИС, который бы аккумулировал все сертификаты, лицензии и прочую разрешительную документацию на товары. Таким образом, эта система должна стать гарантией, что все товары, внесенные в нее, имеют право на жизнь, – перечислил Павел Глухов.

Эксперт подчеркнул, что для онлайн-платформ с миллионами SKU (LR. сокращ. от Stock Keeping Unit – это уникальный код, который описывает единицу ассортимента) и скоростными транзакциями такое технологическое решение – единственная альтернатива «ручной проверке».

Однако директор по GR X5 Group Василий Пушкин настроен более скептически.

– Государство даже по «Госуслугам» до конца не сделало единую ГИС. Если оно решит создать единый каталог товаров, компаниям с собственными классификаторами придется нести огромные издержки на интеграцию, – считает эксперт.

Василий Пушкин привел пример проблем с электронными накладными: более 20 млн ЭТрН в год регистрируется, но у дорожных инспекторов нет инструментов для их проверки. Эксперт предложил сделать фокус на стандартизации интерфейсов и данных между существующими системами, а также двусторонний обмен информацией с госорганами.

– Бизнес готов проактивно отрабатывать риски. Ритейл сейчас вносит огромное количество данных в государственную информационную систему при приемке товаров. И это работает в одну сторону. Очень хочется, чтобы работа была двусторонней, потому что на основе данных, которые мы вносим, формируется рискориентированная модель для контрольно-надзорных органов, – отметил спикер.

Глава Национального института аккредитации (ФАУ НИА) Денис Сухецкий назвал идею единой ГИС «гениальной, но амбициозной». Он указал на существующий прогресс в интеграции между бизнесом и государством.

– Уже 30 млн товаров в ритейле привязаны к сертификатам в реестре Росаккредитации, – констатировал эксперт.

По мнению Дениса Сухецкого, синергия бизнеса и государства уже дает результаты. Однако объединение систем требует «пирамиды верифицированных данных» и координации множества ведомств.

Напомним, что по словам директора по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции «Яндекс» Дмитрия Русакова, главная проблема отрасли e-commerce в том, что число внешних информационных систем, с которыми приходится интегрироваться бизнесу, постоянно растет. LR

Фото: © Elnur / Фотобанк Лори

Тэги: e-commerce, ГИС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх