Бизнес раскритиковал законопроект о кибермошенничестве
17 марта 2025Больше всего споров возникло вокруг запрета на массовые обзвоны, ограничений виртуальных АТС до 10 штук на сотрудника и требований к его идентификации

Ассоциация цифровых платформ (АЦП), объединяющая «Яндекс», «Сбер», Wildberries, Ozon и «Авито», заявила о значительных рисках для российского бизнеса из-за текущей редакции законопроекта о борьбе с кибермошенничеством, пишет «РБК».
Законопроект «О создании государственных информационных систем для противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» (ист.), внесенный правительством в феврале, предусматривает запрет на использование зарубежных мессенджеров для служебного общения, обязательную идентификацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) для продавцов на маркетплейсах, маркировку звонков с международных номеров, а также внедрение биометрической аутентификации.
АЦП выделила ключевые проблемы: запрет «массовых полезных звонков», ограничение виртуальных АТС до 10 номеров на сотрудника и требования к биометрии.
– Введение запрета на массовые звонки помешает информировать клиентов о задержках доставки или изменениях в заказе. Это критично для логистики и сервисов, – подчеркивается в обращении.
Ассоциация предложила создать «белый реестр» компаний, которым разрешат до 1000 номеров на сотрудника, а также исключить обязательную биометрию через Единую биометрическую систему (ЕБС) из-за высоких затрат: подключение к системе оценивается в десятки миллионов рублей, а ежегодные расходы – до миллиардов.
Каждая аутентификация через ЕБС стоит от 8,5 до 20 рублей.
Ещё один спорный пункт – идентификация продавцов на маркетплейсах исключительно через «Госуслуги». Wildberries предупреждает о сокращении импортных товаров, а «Авито» – о бегстве продавцов в соцсети. АЦП настаивает на альтернативных вариантах, например через банковские ID, и продлении сроков внедрения всей системы до 2027 года, так как интеграция с «Госуслугами» требует согласований с ФСБ и ФСТЭК.
Власти заявили о готовности к диалогу. Представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко отметил, что рассматривается поэтапная биометрия для финансовых операций и смягчение правил для маркетплейсов. Но выполнение поручения президента о защите пользователей – в приоритете.
В Минцифры подтвердили, что законопроект дорабатывается. По словам представителя ведомства, все предложенные меры не должны привести к существенным издержкам бизнеса, они призваны создать прозрачные и безопасные условия. А цель законопроекта – компромисс, который обеспечит защиту пользователей и сохранит комфортные условия для работы отрасли.
Операторы связи заняли осторожную позицию. T2 (Tele2) поддержал ограничения на SIM-боксы, но предложил стать посредником для «белых» звонков бизнеса. «ВымпелКом» («Билайн») призвал сохранить баланс между регулированием и удобством, чтобы не нарушить работу легальных сервисов.
Напомним, что в первые два месяца 2025 года рынок e-commerce вырос на 26% год к году. Так, за январь-февраль 2025 года объем онлайн-продаж составил 1,5 млрд заказов, что в денежном эквиваленте составляет 2 трлн рублей. LR
Фото: © Sergey Grishin / Фотобанк Лори
История вопроса
AliExpress вылетел из большой онлайн-десятки
По итогам 2025 года рынок e-grocery вырастет на треть в штуках и рублях
В письмах в Минэкономразвития, Минцифры, администрацию президента и Госдуму ассоциация указала, что инициатива может усложнить коммуникации с клиентами, увеличить издержки компаний и снизить эффективность борьбы с правонарушениями.AliExpress вылетел из большой онлайн-десятки
По итогам 2025 года рынок e-grocery вырастет на треть в штуках и рублях
Законопроект «О создании государственных информационных систем для противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» (ист.), внесенный правительством в феврале, предусматривает запрет на использование зарубежных мессенджеров для служебного общения, обязательную идентификацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) для продавцов на маркетплейсах, маркировку звонков с международных номеров, а также внедрение биометрической аутентификации.
АЦП выделила ключевые проблемы: запрет «массовых полезных звонков», ограничение виртуальных АТС до 10 номеров на сотрудника и требования к биометрии.
– Введение запрета на массовые звонки помешает информировать клиентов о задержках доставки или изменениях в заказе. Это критично для логистики и сервисов, – подчеркивается в обращении.
Ассоциация предложила создать «белый реестр» компаний, которым разрешат до 1000 номеров на сотрудника, а также исключить обязательную биометрию через Единую биометрическую систему (ЕБС) из-за высоких затрат: подключение к системе оценивается в десятки миллионов рублей, а ежегодные расходы – до миллиардов.
Каждая аутентификация через ЕБС стоит от 8,5 до 20 рублей.
Ещё один спорный пункт – идентификация продавцов на маркетплейсах исключительно через «Госуслуги». Wildberries предупреждает о сокращении импортных товаров, а «Авито» – о бегстве продавцов в соцсети. АЦП настаивает на альтернативных вариантах, например через банковские ID, и продлении сроков внедрения всей системы до 2027 года, так как интеграция с «Госуслугами» требует согласований с ФСБ и ФСТЭК.
Власти заявили о готовности к диалогу. Представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко отметил, что рассматривается поэтапная биометрия для финансовых операций и смягчение правил для маркетплейсов. Но выполнение поручения президента о защите пользователей – в приоритете.
В Минцифры подтвердили, что законопроект дорабатывается. По словам представителя ведомства, все предложенные меры не должны привести к существенным издержкам бизнеса, они призваны создать прозрачные и безопасные условия. А цель законопроекта – компромисс, который обеспечит защиту пользователей и сохранит комфортные условия для работы отрасли.
Операторы связи заняли осторожную позицию. T2 (Tele2) поддержал ограничения на SIM-боксы, но предложил стать посредником для «белых» звонков бизнеса. «ВымпелКом» («Билайн») призвал сохранить баланс между регулированием и удобством, чтобы не нарушить работу легальных сервисов.
Напомним, что в первые два месяца 2025 года рынок e-commerce вырос на 26% год к году. Так, за январь-февраль 2025 года объем онлайн-продаж составил 1,5 млрд заказов, что в денежном эквиваленте составляет 2 трлн рублей. LR
Фото: © Sergey Grishin / Фотобанк Лори
Тэги: e-commerce, законодательство
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

