Уголь не хочет уходить морем
2 апреля 2025Поставки в КНР за первую половину марта 2025 года сократились почти вдвое

Экспорт угля в марте значительно сократился сразу в нескольких крупных портах России, а наибольшее снижение фиксируется на северо-западе страны, сообщает «Коммерсантъ».
– Просадка спроса на перевалку угля уже происходит в портах юга (ОТЭКО), нечем заполнить новый порт Лавна в Мурманской области. Это направления с наименьшим нетбэком по углю, – поделился эксперт по транспортной логистике Института экономики роста имени П. А. Столыпина Мария Никитина.
Стагнацию в годовом сравнении показал экспорт угля из Мурманска, сохранившись на уровне 1,2 млн тонн. Отгрузки из портов Ванино, Посьет, Вера и Суходол в марте выросли в годовом сравнении. В общем за прошедший месяц из этих портов экспортировано 3,9 млн тонн угля.
В основном российский уголь поставляют в Турцию, Индию и Китай. Тем не менее, поставки в КНР за первую половину марта сократились почти вдвое, пишет «Ъ».
Эксперты из Института энергетики и финансов выделяют несколько причин сокращения морского экспорта в марте. Котировки энергетического угля на Балтике в прошлом месяце упали до минимального показателя с июня 2024 года – $63-66 за тонну, хотя в феврале еще были в диапазоне $67-70 за тонну, по данным Центра ценовых индексов. Так, по мнению экспертов, Балтика становится наименее доходным направлением экспорта. Сохранить рентабельность в этом направлении будет возможно только угледобывающим компаниям, обладающим собственными мощностями по перевалке угля, уточнил специалист Института энергетики и финансов Александр Титов. Кроме того, еще одной проблемой эксперты считают борьбу ОАО «РЖД» с порожними вагонами на сети.
В целях поддержки угольной отрасли в южном и северо-западном направлении государство планирует выделить 73 млрд руб. и 28 млрд руб. субсидий соответственно. Доходность экспорта коксующегося угля во вторую неделю марта упала на 7-10% неделя к неделе из-за снижения мировых цен и ослабления рубля, сообщает «Ъ», приводя данные NEFT Research.
Некоторые угледобывающие компании выразили желание приостановить морской экспорт. Так, например, заместитель гендиректора компании «Русский уголь», советник гендиректора Кузбасской топливной компании (КТК) по логистике Вячеслав Абашкин сообщил о том, что в апреле компания полностью отказывается от экспортных перевозок. Улучшение ситуации, по оценкам директора, стоит ожидать с началом энергетического сезона, в июле–августе, когда рынки начнут запасаться углем к осени-зиме. Абашкин уточнил, что решение компании связано с низкими индексами продаж. А экспортные поставки планируется осуществлять только через погранпереходы. Он также добавил, что перевозки, реализуемые внутри страны, до сих пор рентабельны и компания рассчитывает на их наращивание.
Опрошенные «Ъ» эксперты утверждают, что давление на рентабельность угольного экспорта оказывает и фактор сезонности, увеличение доли ВИЭ на европейском рынке и общее снижение экономической активности. На рынке коксующегося угля цены уменьшаются из-за сокращения выплавки стали в Китае. Укрепление рубля также влияет на доходность российских экспортеров. А вот расширять бизнес на восток представляется невозможным, в связи с высокой конкуренцией на этом направлении.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров уверен, что сложившуюся проблему с сокращением потребления угля на глобальном рынке никакие меры господдержки не решат.
Напомним, в 2025 году объем согласований ОАО «РЖД» с угольными регионами заметно снизился: из Кузбасса вывезут не менее 54,1 млн тонн угля, из других регионов вывозить будут без приоритетов. LR
Фото: © Павел Просянов / Фотобанк Лори
История вопроса
Угольные квоты мешают другим грузам на железной дороге
Попытка РЖД откреститься от угля не удалась
По данным систем отслеживания балкеров, за март экспорт коксующегося и энергетического угля из порта Усть-Луга упал на 30% год к году, до 2,4 млн тонн. Поставки из Находки и порта Восточный суммарно уменьшились на 21%, до 3,7 млн тонн, следует из подсчетов аналитиков Института энергетики и финансов.Угольные квоты мешают другим грузам на железной дороге
Попытка РЖД откреститься от угля не удалась
– Просадка спроса на перевалку угля уже происходит в портах юга (ОТЭКО), нечем заполнить новый порт Лавна в Мурманской области. Это направления с наименьшим нетбэком по углю, – поделился эксперт по транспортной логистике Института экономики роста имени П. А. Столыпина Мария Никитина.
Стагнацию в годовом сравнении показал экспорт угля из Мурманска, сохранившись на уровне 1,2 млн тонн. Отгрузки из портов Ванино, Посьет, Вера и Суходол в марте выросли в годовом сравнении. В общем за прошедший месяц из этих портов экспортировано 3,9 млн тонн угля.
В основном российский уголь поставляют в Турцию, Индию и Китай. Тем не менее, поставки в КНР за первую половину марта сократились почти вдвое, пишет «Ъ».
Эксперты из Института энергетики и финансов выделяют несколько причин сокращения морского экспорта в марте. Котировки энергетического угля на Балтике в прошлом месяце упали до минимального показателя с июня 2024 года – $63-66 за тонну, хотя в феврале еще были в диапазоне $67-70 за тонну, по данным Центра ценовых индексов. Так, по мнению экспертов, Балтика становится наименее доходным направлением экспорта. Сохранить рентабельность в этом направлении будет возможно только угледобывающим компаниям, обладающим собственными мощностями по перевалке угля, уточнил специалист Института энергетики и финансов Александр Титов. Кроме того, еще одной проблемой эксперты считают борьбу ОАО «РЖД» с порожними вагонами на сети.
В целях поддержки угольной отрасли в южном и северо-западном направлении государство планирует выделить 73 млрд руб. и 28 млрд руб. субсидий соответственно. Доходность экспорта коксующегося угля во вторую неделю марта упала на 7-10% неделя к неделе из-за снижения мировых цен и ослабления рубля, сообщает «Ъ», приводя данные NEFT Research.
Некоторые угледобывающие компании выразили желание приостановить морской экспорт. Так, например, заместитель гендиректора компании «Русский уголь», советник гендиректора Кузбасской топливной компании (КТК) по логистике Вячеслав Абашкин сообщил о том, что в апреле компания полностью отказывается от экспортных перевозок. Улучшение ситуации, по оценкам директора, стоит ожидать с началом энергетического сезона, в июле–августе, когда рынки начнут запасаться углем к осени-зиме. Абашкин уточнил, что решение компании связано с низкими индексами продаж. А экспортные поставки планируется осуществлять только через погранпереходы. Он также добавил, что перевозки, реализуемые внутри страны, до сих пор рентабельны и компания рассчитывает на их наращивание.
Опрошенные «Ъ» эксперты утверждают, что давление на рентабельность угольного экспорта оказывает и фактор сезонности, увеличение доли ВИЭ на европейском рынке и общее снижение экономической активности. На рынке коксующегося угля цены уменьшаются из-за сокращения выплавки стали в Китае. Укрепление рубля также влияет на доходность российских экспортеров. А вот расширять бизнес на восток представляется невозможным, в связи с высокой конкуренцией на этом направлении.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров уверен, что сложившуюся проблему с сокращением потребления угля на глобальном рынке никакие меры господдержки не решат.
Напомним, в 2025 году объем согласований ОАО «РЖД» с угольными регионами заметно снизился: из Кузбасса вывезут не менее 54,1 млн тонн угля, из других регионов вывозить будут без приоритетов. LR
Фото: © Павел Просянов / Фотобанк Лори
Тэги: морские порты, уголь, экспорт, статистика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

