Поставщики лекарств разрешили параллельный импорт сами себе

28 июля 2015

Но серьезной проблемы такие поставки пока не представляют

Поставщики лекарств разрешили параллельный импорт сами себе

С параллельным импортом лекарственных препаратов сталкиваются не только представители «биг-фармы», но и компании второго-третьего эшелона. Об этом «Логирусу» рассказал директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» Николай Беспалов.

В 2015 году всплеск активности «параллельных импортеров» лекарств пришелся на февраль, свидетельствуют выводы аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» по результатам исследования об интенсивности процессов параллельного импорта лекарственных препаратов в Россию за период с января 2014 года по май 2015-го. Так, за исследуемый период выявлена в общей сложности 61 поставка в РФ импортной продукции с признаками «параллельности», из них 52 случая пришлись на прошлый год.

– Под параллельным импортом мы понимаем, – уточнили в «АРЭНСИ Фарма», – процесс ввоза в Россию оригинальной продукции без специального согласия правообладателя товарного знака. Порядок установления признаков «параллельности» для конкретных поставок определялся с помощью специального алгоритма, разработанного специалистами RNC Pharma индивидуально для каждой компании. Анализ проводился по более чем десяти критериям, в числе которых контрагенты, условия поставок, финансовые условия сделок, логистические схемы поставок и др.

По словам экспертов, активность «параллельных импортеров» не имеет четко выраженной сезонности, однако наиболее значимые пики поставок отмечены по итогам марта, мая, сентября и декабря прошлого года. В 2015 году всплеск активности «параллельных импортеров» пришелся на февраль.

Суммарный объем лекарственных препаратов, завозимых по «параллельным» схемам в 2014 году составил 353,9 млн руб., за первые 5 месяцев текущего года пока ввезли продукции «всего» на 36,5 млн руб.

– Сейчас с этой проблемой сталкивается каждая 30-я компания, официально поставляющая свою продукцию в нашу страну, – утверждают эксперты компании. – Причем масштаб и рыночные позиции производителей особой роли не играют. С явлением параллельного импорта сталкиваются как представители «биг-фармы» («Санофи», «Новартис», «Берингер Ингельхайм»), так и компании второго-третьего эшелона.

Безусловным лидером по количеству поставок продукции с признаками «параллельности» является Пабяницкий фармацевтический завод «Польфа», он же лидирует по ассортименту торговых марок, поставки которых имеют признаки параллельного импорта. Из крупных производителей, свидетельствует отчет аналитической компании, с параллельным импортом чаще других сталкиваются «Фрезениус АГ» и «Октафарма АГ» – 10 и 7 поставок соответственно.

По словам директора по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» Николая Беспалова, пути ввоза таких препаратов в Россию могут быть разными. «По сути, это некие оптовые покупатели, приобретшие небольшие партии товара в других странах тоже у каких-то оптовых компаний, которые продают этот товар для неких локальных рынков, – полагает собеседник «Логируса». – Пока какой-то глобальной проблемы нет. Речь идет о достаточно небольшой доле в общем объеме поставок, но, тем не менее, для отдельных компаний это достаточно серьезная проблема, как с точки зрения деловой репутации, так и с точки зрения возможности влиять на политику ценообразования.

Поскольку параллельный импорт в России законодательно запрещен, отметил Беспалов, компании, которые с данной проблемой сталкиваются, могут обратиться к импортерам, нарушившим закон, и потребовать прекратить нарушения, или обратиться в суд. Если компания – законный правообладатель, то решение суда будет положительным.

– В ближайшее время, возможно, параллельный импорт в России могут разрешить законодательно. По крайней мере, разговоры об этом идут, и вопрос обсуждается на самом высоком уровне, – напомнил собеседник «Логируса». – Если правительство легализует параллельные поставки, в Россию хлынет поток продукции, часть которой может иметь весьма сомнительное происхождение. В том числе, под видом параллельных поставок может завозиться откровенный контрафакт.

Николай Беспалов считает, что относиться к параллельному импорту можно по-разному. «С одной стороны, это достаточно действенный фактор в отношении регулирования ценовой политики компаний – в странах Европы, и многих других странах это явление разрешено. С другой стороны, возникает опасность, что вырастет доля подделок, которые выйдут на рынок», – рассматривает проблему эксперт.

– Какого-то универсального решения, наверное, на этот счет не существует, но если выработать четкие правила и ввести меры ответственности за ввоз подделок, то, конечно, удастся свести к минимуму вероятность попадания на рынок поддельных препаратов и одновременно воздействовать на ценовую политику иностранных компаний – производителей лекарственных средств, – подытожил Николай Беспалов. LR

Тэги: параллельный импорт, АРЭНСИ Фарма, Санофи, Новартис, Берингер Ингельхайм







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх