Пандемия коронавируса «укоротила» глобальные цепочки поставок
26 августа 2021Данный тренд особенно актуален для Европы и Северной Америки

Пандемия не в равной степени повлияла на отраслевые цепочки поставок. Наиболее серьезно от COVID-19 пострадала автомобильная промышленность, следует из аналитического отчета, подготовленного Economist Intelligence Unit и банком Citigroup. Документ имеется в распоряжении редакции.
Аналитический отчет основан, в частности, на опросе ведущих менеджеров, участвующих в логистических процессах. Всего в ходе исследования было опрошено 175 ведущих менеджеров: 125 человек из Азиатско-Тихоокеанского региона, и по 25 специалистов из Европы и Северной Америки соответственно. Исследование проводилось по шести отраслям промышленности: автомобилестроение, обувь и одежда, продукты питания и напитки, производство, IT-технологии и электроника, а также здравоохранение, фармацевтика и биотехнологии.
На втором месте по негативному воздействию пандемии на цепочки поставок оказались производители одежды и обуви: 43% респондентов заявили об «очень существенных» нарушениях. А наименее пострадавшей отраслью стала IT-индустрия. Лишь 3% менеджеров, работающих в этой сфере, заявили о «существенных нарушениях» в цеепочках поставок.
Отдельно в исследовании отмечаются высокотехнологичные отрасли, которым оказалось гораздо труднее осуществить кардинальные изменения в своих цепочках поставок из-за сложных процессов, высоких затрат и необходимости специализированных производственных мощностей, которые нелегко перенести на новые площадки.
В целом исследователи приходят к выводу, что пандемия привела к желанию переосмыслить и перестроить цепочки поставок. При том, что изменения в торговых потоках происходили и раньше в силу геополитических и экономических факторов, и COVID-19 лишь ускорил некоторые из них.
Опрошенные менеджеры Европы и Северной Америки и менеджеры Азиатско-Тихоокеанского региона по-разному реагировали на нарушения логистических процессов.
Европейские и североамериканские компании идут по пути диверсификации и отказа от длинных глобальных цепочек поставок для повышения устойчивости торговых потоков. При этом компании с меньшим уровнем капитализации стремятся также к локализации торговых потоков с учетом изоляционной политики, которая стала мировым трендом во время пандемии. Среди опрошенных западных менеджеров 52% высказали обеспокоенность в связи с нарушениями в логистических процессах.
Компании Азиатско-Тихоокеанского региона гораздо оптимистичнее смотрят на процессы глобализации и длинных международных цепочек поставок и вкладывают средства в развитие цифровизации в логистических процессах. Среди менеджеров азиатского региона лишь 9% переживают из-за нарушения глобальных торговых потоков.
Что касается развития цифровизации в логистических процессах, то исследование показало разное отношение и в этом вопросе. Если среди азиатских менеджеров больше 40% опрошенных подтвердили, что увеличили инвестиции в развитие цифровых технологий на 50%, то только 8% среди американских менеджеров и 16% среди европейских менеджеров последовали примеру азиатско-тихоокеанских коллег.
В целом, в качестве рецепта от будущих потрясений все опрошенные сходятся во мнении, что необходимо адаптировать цепочки поставок к более широкому кругу поставщиков для снижения зависимости и, соответственно, снижению уязвимости логистических процессов и активнее развивать цифровизацию. И главный вывод, который сделали многие участники опроса – необходимо стремиться к повышению устойчивости торговых потоков, иногда даже в ущерб экономической эффективности.
Напомним, согласно прогнозу аналитиков Высшей школы экономики, спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии может вырасти до 626,6 млрд рублей. LR
Аналитический отчет основан, в частности, на опросе ведущих менеджеров, участвующих в логистических процессах. Всего в ходе исследования было опрошено 175 ведущих менеджеров: 125 человек из Азиатско-Тихоокеанского региона, и по 25 специалистов из Европы и Северной Америки соответственно. Исследование проводилось по шести отраслям промышленности: автомобилестроение, обувь и одежда, продукты питания и напитки, производство, IT-технологии и электроника, а также здравоохранение, фармацевтика и биотехнологии.
История вопроса
Эксперт: за три года большинство логистических компаний перейдут в блокчейн
Эксперт: ЧП в Суэцком канале ускорит изменение глобальных цепочек поставок
Складские игры с интеллектом
Почти 52% менеджеров, участвующих в организации автомобильных поставок, заявили о том, что сбои, связанные с пандемией, были значительными. А еще 30% сказали, что нарушения были «существенными». Основной причиной сбоев в цепочке поставок в автомобильной промышленности по мнению опрошенных являлись остановки производства (48%), контроль за экспортом (24%), ограничения доступа к сырью и основным ресурсам (12%), а также недостаточное планирование.Эксперт: за три года большинство логистических компаний перейдут в блокчейн
Эксперт: ЧП в Суэцком канале ускорит изменение глобальных цепочек поставок
Складские игры с интеллектом
На втором месте по негативному воздействию пандемии на цепочки поставок оказались производители одежды и обуви: 43% респондентов заявили об «очень существенных» нарушениях. А наименее пострадавшей отраслью стала IT-индустрия. Лишь 3% менеджеров, работающих в этой сфере, заявили о «существенных нарушениях» в цеепочках поставок.
Отдельно в исследовании отмечаются высокотехнологичные отрасли, которым оказалось гораздо труднее осуществить кардинальные изменения в своих цепочках поставок из-за сложных процессов, высоких затрат и необходимости специализированных производственных мощностей, которые нелегко перенести на новые площадки.
В целом исследователи приходят к выводу, что пандемия привела к желанию переосмыслить и перестроить цепочки поставок. При том, что изменения в торговых потоках происходили и раньше в силу геополитических и экономических факторов, и COVID-19 лишь ускорил некоторые из них.
Опрошенные менеджеры Европы и Северной Америки и менеджеры Азиатско-Тихоокеанского региона по-разному реагировали на нарушения логистических процессов.
Европейские и североамериканские компании идут по пути диверсификации и отказа от длинных глобальных цепочек поставок для повышения устойчивости торговых потоков. При этом компании с меньшим уровнем капитализации стремятся также к локализации торговых потоков с учетом изоляционной политики, которая стала мировым трендом во время пандемии. Среди опрошенных западных менеджеров 52% высказали обеспокоенность в связи с нарушениями в логистических процессах.
Компании Азиатско-Тихоокеанского региона гораздо оптимистичнее смотрят на процессы глобализации и длинных международных цепочек поставок и вкладывают средства в развитие цифровизации в логистических процессах. Среди менеджеров азиатского региона лишь 9% переживают из-за нарушения глобальных торговых потоков.
Что касается развития цифровизации в логистических процессах, то исследование показало разное отношение и в этом вопросе. Если среди азиатских менеджеров больше 40% опрошенных подтвердили, что увеличили инвестиции в развитие цифровых технологий на 50%, то только 8% среди американских менеджеров и 16% среди европейских менеджеров последовали примеру азиатско-тихоокеанских коллег.
В целом, в качестве рецепта от будущих потрясений все опрошенные сходятся во мнении, что необходимо адаптировать цепочки поставок к более широкому кругу поставщиков для снижения зависимости и, соответственно, снижению уязвимости логистических процессов и активнее развивать цифровизацию. И главный вывод, который сделали многие участники опроса – необходимо стремиться к повышению устойчивости торговых потоков, иногда даже в ущерб экономической эффективности.
Напомним, согласно прогнозу аналитиков Высшей школы экономики, спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии может вырасти до 626,6 млрд рублей. LR
Тэги: цепочки поставок, аналитика, Economist Intelligence Unit
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

