От складов до заводов: бюджет на зарубежную инфраструктуру вырос в 13 раз
30 октября 2025В Минпромторге уже обсуждают хабы в ОАЭ и Иране, а в Таджикистане стройка начнется в следующем году
Россия в 13 раз увеличит финансирование программы по созданию зарубежной логистической и промышленной инфраструктуры для поддержки экспорта. В 2028 году на эти цели направят 10,5 млрд рублей против 837 млн рублей в 2025 году и 2 млрд рублей в 2026-м, следует из материалов к проекту федерального бюджета. Основной фокус экспансии смещается на страны Азии, Африки, Ближнего Востока и СНГ.
Бюджет проекта распределяется по нескольким направлениям. Около 7 млрд рублей за три года направят на компенсацию потерь логистическим операторам из-за скидок на перевозку по приоритетным международным маршрутам. Еще 4 млрд рублей предусмотрено для помощи компаниям, создающим транспортно-логистические центры и промзоны. Дополнительно 4,5 млрд рублей планируется выделить ВЭБ.РФ для развития российской промышленной зоны на территории Суэцкого канала в Египте.
Правительство уже определяет конкретные площадки для новых объектов. В 2025 году Россия завершила переговоры с Египтом о создании Российской промышленной зоны в экономической зоне Суэцкого канала. Участок площадью 50 га в районе Айн-Сохна арендован на 49 лет и предоставляет резидентам налоговые льготы. Как отмечает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев, приоритетными направлениями для этой промзоны станут фармацевтика, химия, агропромышленный комплекс, автомобилестроение и машиностроение.
К 2030 году в рамках федерального проекта планируется построить 13 объектов зарубежной инфраструктуры. После 2027 года Россия рассмотрит возможность создания логистического хаба в Иране, как сообщил замглавы Минпромторга Роман Чекушов. Он подчеркнул, что конкретные проекты, например в Бендер-Аббасе, пока отсутствуют, так как задача зависит от запуска международного транспортного коридора «Север – Юг». Также Минпромторг обсуждает возможность создания логистического хаба в Объединенных Арабских Эмиратах. В августе директор департамента международной кооперации ведомства Дмитрий Кусков сообщил, что в следующем году планируется начать строительство промзоны в Таджикистане.
Эксперты видят в резком увеличении бюджета проекта стратегический ответ на переориентацию российской внешней торговли. Игорь Расторгуев поясняет, что за последние четыре года доля дружественных стран в экспорте РФ выросла с 44% до 85%, а объем несырьевого экспорта за девять месяцев 2025 года достиг $111,4 млрд. Для российских экспортеров развитие зарубежной инфраструктуры означает снижение логистических затрат и прямой выход на региональные рынки. Транспортно-логистические центры в опорных странах позволяют размещать склады, проводить первичную обработку и дистрибуцию товаров без необходимости отправлять их напрямую из России. Компенсации за перевозки по приоритетным коридорам делают российскую продукцию более конкурентоспособной по цене. Расторгуев уточняет, что это системное решение, направленное на увеличение объема несырьевого экспорта до $248 млрд к 2030 году.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов добавляет, что такие инвестиции ускоряют модернизацию производства. Выход компаний на внешние рынки заставляет их повышать качество продукции, снижать себестоимость и расширять производство. Это, в свою очередь, ведет к расширению рынков сбыта, увеличению валютной выручки, созданию новых рабочих мест и технологическому развитию отраслей. Баранов подчеркивает, что развитие зарубежной инфраструктуры повышает конкурентоспособность России, укрепляет отношения с другими странами и повышает устойчивость экономики к внешним вызовам и геополитическим рискам.
Напомним, российские власти прорабатывают создание национальной страховой компании для судов, перевозящих экспортное сырье. Соответствующая мера содержится в проекте Стратегии развития Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора до 2050 года. LR
История вопроса
Битва полисов: Россия создаст собственный «Ллойд» для Севморпути
Дешевле купить: Россия не выдерживает конкуренции с Китаем в судостроении
С 2025 года в России действует федеральный проект «Создание зарубежной инфраструктуры». Его цель – помочь отечественным компаниям быстрее и эффективнее продвигать свою продукцию на внешние рынки путем строительства транспортно-логистических центров и российских промышленных зон. Согласно паспорту проекта, он призван распространить российскую инфраструктуру на 26 «опорных стран», включая государства БРИКС (Китай, Бразилия), СНГ (Азербайджан, Узбекистан), а также таких партнеров, как Пакистан, Турция и Венесуэла.Битва полисов: Россия создаст собственный «Ллойд» для Севморпути
Дешевле купить: Россия не выдерживает конкуренции с Китаем в судостроении
Бюджет проекта распределяется по нескольким направлениям. Около 7 млрд рублей за три года направят на компенсацию потерь логистическим операторам из-за скидок на перевозку по приоритетным международным маршрутам. Еще 4 млрд рублей предусмотрено для помощи компаниям, создающим транспортно-логистические центры и промзоны. Дополнительно 4,5 млрд рублей планируется выделить ВЭБ.РФ для развития российской промышленной зоны на территории Суэцкого канала в Египте.
Правительство уже определяет конкретные площадки для новых объектов. В 2025 году Россия завершила переговоры с Египтом о создании Российской промышленной зоны в экономической зоне Суэцкого канала. Участок площадью 50 га в районе Айн-Сохна арендован на 49 лет и предоставляет резидентам налоговые льготы. Как отмечает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев, приоритетными направлениями для этой промзоны станут фармацевтика, химия, агропромышленный комплекс, автомобилестроение и машиностроение.
К 2030 году в рамках федерального проекта планируется построить 13 объектов зарубежной инфраструктуры. После 2027 года Россия рассмотрит возможность создания логистического хаба в Иране, как сообщил замглавы Минпромторга Роман Чекушов. Он подчеркнул, что конкретные проекты, например в Бендер-Аббасе, пока отсутствуют, так как задача зависит от запуска международного транспортного коридора «Север – Юг». Также Минпромторг обсуждает возможность создания логистического хаба в Объединенных Арабских Эмиратах. В августе директор департамента международной кооперации ведомства Дмитрий Кусков сообщил, что в следующем году планируется начать строительство промзоны в Таджикистане.
Эксперты видят в резком увеличении бюджета проекта стратегический ответ на переориентацию российской внешней торговли. Игорь Расторгуев поясняет, что за последние четыре года доля дружественных стран в экспорте РФ выросла с 44% до 85%, а объем несырьевого экспорта за девять месяцев 2025 года достиг $111,4 млрд. Для российских экспортеров развитие зарубежной инфраструктуры означает снижение логистических затрат и прямой выход на региональные рынки. Транспортно-логистические центры в опорных странах позволяют размещать склады, проводить первичную обработку и дистрибуцию товаров без необходимости отправлять их напрямую из России. Компенсации за перевозки по приоритетным коридорам делают российскую продукцию более конкурентоспособной по цене. Расторгуев уточняет, что это системное решение, направленное на увеличение объема несырьевого экспорта до $248 млрд к 2030 году.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов добавляет, что такие инвестиции ускоряют модернизацию производства. Выход компаний на внешние рынки заставляет их повышать качество продукции, снижать себестоимость и расширять производство. Это, в свою очередь, ведет к расширению рынков сбыта, увеличению валютной выручки, созданию новых рабочих мест и технологическому развитию отраслей. Баранов подчеркивает, что развитие зарубежной инфраструктуры повышает конкурентоспособность России, укрепляет отношения с другими странами и повышает устойчивость экономики к внешним вызовам и геополитическим рискам.
Напомним, российские власти прорабатывают создание национальной страховой компании для судов, перевозящих экспортное сырье. Соответствующая мера содержится в проекте Стратегии развития Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора до 2050 года. LR
Тэги: экспорт, господдержка, инвестиции
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


