Оптовым ценам на топливо может надоесть «топтаться на одном месте»

11 января 2021

Стоимость автобензина уже растет – с декабря 2020 года

Оптовым ценам на топливо может надоесть «топтаться на одном месте»

В январе вслед за ростом цены нефти в России могут резко повыситься и оптовые цены на топливо, сообщает «Коммерсантъ».

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) стоимость автобензина возобновила рост в конце 2020 года. В частности, цена на АИ-95 и АИ-92 увеличилась на 7,7% и 8,4% с начала декабря – до 49,1 тысяч рублей и 47,6 тысяч рублей за тонну соответственно. Тогда как в ноябре стоимость этих марок устойчиво сокращалась.

Повышение оптовых цен на топливо обуславливается снижением предложения на внутреннем рынке, согласно данным «Петромаркета». Так, объем продаж бензина на СПбМТСБ с 21 по 25 декабря в среднесуточном выражении упал на 15%, в сравнении с предыдущей неделей. Вероятно, что производители нарастили отгрузки продукта за рубеж, потому как внутренний рынок уже на протяжении 6,5 недели проигрывает в доходности экспортной альтернативе, считают в исследовательской группе.

По информации Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), выпуск бензина в стране вырос на 2,6% с 16 по 22 декабря относительно предыдущей недели. А его поставки на внутренний рынок уменьшились на 2,2%, запасы на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах – на 3,6%.

По мнению экспертов «Петромаркета», предложение топлива снижалось на фоне рядового предновогоднего оживления спроса со стороны отечественных автомобилистов. Повышенный спрос демонстрируют также независимые операторы мелкооптового рынка автобензина, подгоняемые ожиданием роста цен в январе из-за повышения с 2021 года акцизов на моторные топлива.

Тренд на повышение стоимости бензина может закрепиться благодаря росту цен на нефть. Последние увеличились в начале января года почти на 10% – до 56 долларов за баррель. При этом курс рубля к доллару практически не укрепился. В таком случае экспорт бензина предстает для нефтекомпаний еще более выгодным.

Для уменьшения зависимости внутренних цен от экспортной альтернативы, в последние годы российские власти ввели так называемый демпфирующий механизм.

– Когда цены на нефть высокие, тогда демпфер платится из бюджета, а когда цены, наоборот, ниже, как сегодня это происходит, компания доплачивает в бюджет. Уровень, когда это нулевой баланс – примерно 50-55 долларов за баррель, – пояснял работу системы вице-премьер РФ Александр Новак.

Стоимость бензина в рознице на текущий момент сдерживается за счет нефтяников, по словам консультанта Vygon Consulting Евгения Тыртова. Но с начала 2021 года подобных компенсаций может не хватить, так как параметры демпфера корректировались еще в середине 2019 года при совсем других условиях и не соответствуют сегодняшней рыночной ситуации.

В итоге, с ростом внешних котировок, демпфер «отстает» от реальных цен на рынке, и вместо получения компенсаций нефтяникам самостоятельно приходится платить в бюджет, неся убытки, резюмирует эксперт.

Напомним, а августе 2020 года Приморские власти просили зафиксировать объемы продаваемого на бирже топлива для Дальневосточного федерального округа для стабилизации ценовой ситуации в регионе. LR

Тэги: топливо, статистика, экспорт







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх