Эксперт: отказаться от иностранного ПО в системе ФТС, это «как заменить сердце бегущему человеку»
29 апреля 2025ФТС внедряет элементы ИИ точечно: масштабирование невозможно без изменения архитектуры ЕАИС

Программное обеспечение Федеральной таможенной службы (ФТС) содержит иностранные компоненты и отказаться от них в пользу отечественных решений можно только полностью остановив систему, которая работает в режиме 24/7. Об этом на конференции «Цифровизация железнодорожного транспорта» заявил заместитель начальника ГУИТ ФТС России Руслан Нажимов.
– Наши программные средства, к сожалению, включают иностранное ПО. Отказаться от него можно лишь остановив информационную систему. Это как менять двигатель у едущего автомобиля – или сердце у бегущего человека, – подчеркнул эксперт.
Однако переход к полноценному использованию искусственного интеллекта, по его словам, требует осторожности, ведь даже российские платформы несут риски случайной утечки данных. Для госорганов последствия таких инцидентов катастрофичны.
– Пока ФТС внедряет элементы ИИ точечно. Например, для распознавания изображений и анализа данных. Мы используем семантику и нейросети в отдельных процессах, но масштабирование невозможно без изменения архитектуры Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, – добавил Руслан Нажимов.
Заместитель начальника отдела разработки перспективных таможенных технологий ГУИТ ФТС Павел Хлюпин связал будущее ведомства с развитием «регламентной модели управления» на базе смарт-контрактов.
– Расширение спецификации взаимодействия – наш главный фокус. Это позволит бизнесу бесшовно провозить товары, а государству – инвазивно контролировать процессы и взимать платежи, – добавил эксперт.
При этом, Руслан Нажимов считает, что создание собственной платформы в интересах одной лишь ФТС и развертывание на ее борту отдельного искусственного интеллекта, на сегодняшний момент достаточно затратное, дорогостоящее, и не факт, что целесообразное экономически мероприятие.
Напомним, что ученые российской компании Smart Engines разработали инновационную систему для автоматического контроля грузовых контейнеров с помощью очков дополненной реальности (AR). Решение позволяет сотрудникам логистических компаний и таможенных служб получать полную информацию о грузе всего за один взгляд, исключая необходимость ручных проверок. LR
Фото: © Losevsky Pavel / Фотобанк Лори
– Наши программные средства, к сожалению, включают иностранное ПО. Отказаться от него можно лишь остановив информационную систему. Это как менять двигатель у едущего автомобиля – или сердце у бегущего человека, – подчеркнул эксперт.
История вопроса
ФТС закупит 18 новых инспекционно-досмотровых комплексов для крупногабарита
Исчерпав физические лимиты по ускорению операций, таможня подключает «интеллект»
Ключевым направлением развития Нажимов назвал потенциальную интеграцию через платформу КПС «Портал Морской порт», отметив, что работа с электронными накладными и автоматизация их обработки – это существенный шаг для логистики и таможенного контроля, который сократит участие человека и откроет путь к цифровизации.ФТС закупит 18 новых инспекционно-досмотровых комплексов для крупногабарита
Исчерпав физические лимиты по ускорению операций, таможня подключает «интеллект»
Однако переход к полноценному использованию искусственного интеллекта, по его словам, требует осторожности, ведь даже российские платформы несут риски случайной утечки данных. Для госорганов последствия таких инцидентов катастрофичны.
– Пока ФТС внедряет элементы ИИ точечно. Например, для распознавания изображений и анализа данных. Мы используем семантику и нейросети в отдельных процессах, но масштабирование невозможно без изменения архитектуры Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, – добавил Руслан Нажимов.
Заместитель начальника отдела разработки перспективных таможенных технологий ГУИТ ФТС Павел Хлюпин связал будущее ведомства с развитием «регламентной модели управления» на базе смарт-контрактов.
– Расширение спецификации взаимодействия – наш главный фокус. Это позволит бизнесу бесшовно провозить товары, а государству – инвазивно контролировать процессы и взимать платежи, – добавил эксперт.
При этом, Руслан Нажимов считает, что создание собственной платформы в интересах одной лишь ФТС и развертывание на ее борту отдельного искусственного интеллекта, на сегодняшний момент достаточно затратное, дорогостоящее, и не факт, что целесообразное экономически мероприятие.
Напомним, что ученые российской компании Smart Engines разработали инновационную систему для автоматического контроля грузовых контейнеров с помощью очков дополненной реальности (AR). Решение позволяет сотрудникам логистических компаний и таможенных служб получать полную информацию о грузе всего за один взгляд, исключая необходимость ручных проверок. LR
Фото: © Losevsky Pavel / Фотобанк Лори
Тэги: ФТС, цифровизация, стратегия развития
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

