Эксперт: сертификация – самая болезненная тема для российских экспортеров



Эксперт: сертификация – самая болезненная тема для российских экспортеров

18 мая 2021

Процесс может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет

Эксперт: сертификация – самая болезненная тема для российских экспортеров

Основные проблемы, связанные с экспортом российских товаров, лежат в правовой плоскости, рассказал «Логирусу» член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков.

В частности, выходу отечественной продукции за рубеж препятствуют нехватка информации о международных нормах, правилах торговли (в том числе делового оборота), непонимание таможенных норм и требований сертификации, добавила основатель ООО «Камертон+», член президиума Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель.

– Я бы назвала сертификацию самой болезненной темой, так как сам этот процесс может занять от нескольких месяцев до нескольких лет, а стоимость – доходить до десятков тысяч долларов или евро, – отметила Ирина Заседатель.

По словам эксперта, участник внешнеэкономической деятельности изначально не понимает, каким требованиям и нормам должен соответствовать экспортируемый товар, может ли он вообще пройти сертификацию без изменения технологического процесса.

Также немало издержек несет в себе адаптация товаров, рекламная кампания для их продвижения и логистика, указал Алексей Мостовщиков.

– Основной проблемой экспортной логистики является низкий спрос на нее, вызванный низкой ориентацией российской экономики на развитие экспортных направлений, – подчеркнул вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров.

Согласно опросу предприятий, проведенным Банком России, в экспортную деятельность в стране более вовлечены крупные компании. Как отметил господин Кошкаров, речь идет о более зрелых предприятиях, которые прошли существенный путь внутреннего развития и осознали стратегические преимущества от присутствия на высококонкурентных рынках. Вместе с тем экспорту мешает развиваться внутренняя незрелость потенциальных экспортеров.

– Большинство компаний, которые являются потенциальными экспортерами, даже не знают о существующих мерах государственной поддержки, и тем более о юридических и таможенных тонкостях, – пояснила Ирина Заседатель.

Существует некий информационный вакуум о традициях и особенностях ведения бизнеса в той или иной стране, добавил Алексей Мостовщиков.

Основными проблемами развития российского экспорта являются не экономические и регуляторные барьеры, следует из исследования Банка России. Так, выход за рубеж ограничен не столько внешними факторами, сколько недостаточной конкурентоспособностью производимой в стране продукции. Зачастую российские предприниматели рассматривают экспорт с позиций краткосрочной рыночной конъюнктуры, отметили аналитики.

– В такой ситуации устранение транспортно-логистических проблем и снижение высокой регуляторной нагрузки при осуществлении экспортной деятельности и барьеров на внешних рынках не решит проблему создания в России конкурентоспособных производств – нужны структурные изменения в экономике, – сделали вывод в исследовании.

По мнению Евгения Кошкарова, на отечественном рынке уровень конкуренции значительно ниже, чем на глобальном. Поэтому многим компаниям для работы на российском внутреннем рынке не нужно увеличение производительности труда, инвестиций в технологии и т.д. Но для присутствия на внешних рынках не обойтись без подобного, подчеркнул эксперт.

– Все это не может существовать в условиях низкой конкуренции на внутреннем рынке, и важной задачей государства является создание условий для развития конкурентной экономики, – считает вице-президент ГК «Аривист».

Однако конкурентоспособность товаров обеспечивается не только такими факторами, как цена, качество, отдельные полезные свойства продукции, но и за счет эффективности ее транспортировки и распределения, времени выхода на рынок, добавила руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра (РЭЦ) Галина Эрендженова.

По мнению Ирины Заседатель, транспортная логистика все же не является препятствием развития экспорта. По ее словам, до 80% ее стоимости компенсируется государством по программе поддержки экспорта. Существуют группы товаров с низкой ценой, где стоимость доставки порой превышает стоимость самого товара.

– Динамика снижения регуляторных барьеров и увеличения экспорта показывает, что предел ресурсов для увеличения экспорта уже пройден. Также и транспортно-логистическая инфраструктура развита и абсолютно соответствует требованиям, которые могут выдвигать экспортно-ориентированные компании, – отметил Евгений Кошкаров.

При этом Россия в виду таких объективных факторов, как особенности географического положения, площадь территории, сложные климатические условия и рельеф, входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек. В настоящее время вдобавок существует ряд узких мест в имеющейся транспортной инфраструктуре, требующие расшивки, подчеркнула Галина Эрендженова.

Так, перспективным для российских экспортеров несырьевых товаров является восточное направление: Китай, Япония, Республика Корея и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где с каждым годом отмечается существенный дефицит провозных мощностей, вызванный резервированием части пропускной способности инфраструктуры под перевозки сырьевых грузов. Дисбаланс между растущим потенциалом инфраструктуры портов Дальневосточного бассейна и снижающейся пропускной способностью Восточного полигона благоприятствует наращиванию темпов перевозок продукции высокого передела, пояснила представительница РЭЦ.

Экспортерам вместе с тем приходится искать альтернативные пути вывоза товарной массы, что негативно сказывается на стоимости логистики и срокам доставки товаров. Также в российских портах Балтийского бассейна пропускные способности причалов преимущественно ориентированы под погрузку судов с сырьевой продукцией и продукцией нефтехимической промышленности.

– В связи с недостаточными мощностями по хранению пищевых грузов, занятостью терминалов под потребности крупных компаний, а также недостаточным развитием железнодорожных подходов к портам создаются дополнительные препятствия для экспорта несырьевой продукции, – отметила Галина Эрендженова.

По ее словам, для повышения конкурентоспособности российских товаров в мировых масштабах важно развитие контейнерных мультимодальных экспортных маршрутов. Такой подход позволяет комплексно механизировать весь процесс погрузочно-разгрузочных операций на всех этапах перемещения продукции, исключить лишние операции, сократить простои и повысить производительность транспортных средств и механизмов, существенно сократить сроки доставки и повысить качество сервиса.

Наряду с этим для снижения транспортной составляющей в стоимости российских экспортных товаров на внешних рынках необходимо стремиться разрабатывать уникальные комплексные предложения, ориентированные на потребности экспортеров. Объединение сервисов в цепочках поставок влечет снижение издержек потребителей логистических услуг, резюмировала собеседница «Логируса».

Напомним, что в рамках обновленной программы господдержки экспортеры смогут компенсировать до 80% затрат на сертификацию на иностранных рынках медицинской продукции и, в зависимости от статьи расходов, от 50% до 80% затрат на сертификацию лекарственных средств. LR

Тэги: экспорт, ограничения, сертификация







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх