Эксперт: «молочный» экспорт может вырасти на 15-20% по итогам года

1 июня 2021

Эксперт: «молочный» экспорт может вырасти на 15-20% по итогам года

Эксперт: «молочный» экспорт может вырасти на 15-20% по итогам года

В 2021 году рост экспорта, по прогнозам «Союзмолоко», составит порядка 15-20% в натуральном выражении.

Этому будет способствовать ряд факторов. Во-первых, в прошлом году для российской молочной продукции был открыт целый ряд новых рынков – Вьетнам, Саудовская Аравия, Алжир и др. Кроме того, стали возможны и уже начались поставки сухих молочных продуктов в Китай. Теперь для экспортеров доступно более 15 крупнейших стран-импортеров, не присоединившихся к западным санкциям, рассказал куратор направления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) «Союзмолоко» Глеб Самойлов.

Во-вторых, по словам эксперта, выход на проектную мощность возведенных объектов и реализация уже запущенных инвестиционных проектов в условиях снижения доходов населения и, следовательно, внутреннего потребления, обеспечивают прирост необходимой для экспорта товарной массы. В-третьих, внутри страны сохраняется высокий уровень конкуренции, а в некоторых подотраслях, например, в лидирующем сегодня по инвестициям сыроделии, конкуренция в ближайшие годы будет серьезно расти.


Более динамичному развитию российского экспорта препятствуют недостаток опыта работы на рынках дальнего зарубежья, а также относительно высокая себестоимость продукции, отметил Глеб Самойлов. Сегодня до 90% зарубежных поставок из РФ по-прежнему приходится на страны постсоветского пространства.

Здесь можно обходиться без формирования команд специалистов с сильными международными компетенциями, маркетинговые исследования проводить проще, а продвижение продукции не требуется вовсе или обходится дешевле. Это замедляет переход к востребованным в глобальном масштабе типам продукции и почти не влияет на ассортимент, добавил собеседник «Логируса».

Выходу за рубеж мешают и торговые барьеры – внешние и внутренние. Так, сохраняются трудности с аттестацией предприятий на открывающиеся рынки, с оформлением ветеринарных и прочих разрешительных документов. В отдельных странах, согласно словам эксперта, российские компании сталкиваются с неконкурентными пошлинами и ограничениями банковских операций.

– Мы фиксируем и сложности логистического характера, но в действительности они чаще объясняются тем, что компаниям-операторам ж/д и морских перевозок, привыкшим работать с сырьевыми грузами, необходимо время, чтобы перестроиться на поставки молочной продукции, требующей особых температурных условий и дальнейшего развития инфраструктуры, – пояснил Глеб Самойлов.

По его мнению, дальнейшее наращивание размера экспортных партий и устойчивая динамика поставок температурных грузов в страны дальнего зарубежья помогут преодолеть основные логистические ограничения.

При этом до 80% глобальной торговли молочной продукцией, которая оценивается в 40 млрд рублей, приходится на ингредиенты или так называемые «биржевые товары» – сухое молоко, сыворотку, сливочное масло и сыр. Самые популярные сыры – «Российский», «Пошехонский», «Костромской» – нигде больше, кроме стран постсоветского пространства, популярностью не пользуются. Мировая торговля сырами сосредоточена на универсальном чеддере, реже моцарелле, отметил спикер.

По оценкам «Союзмолоко», производство биржевых категорий молочной продукции характеризуется высокой инвестиционной емкостью и длинными сроками окупаемости проектов – в среднем 8-9 лет. В результате в России последние 20-30 лет сегмент остается недоинвестированным.

– Сейчас компании, производящие сухое молоко, сыр и масло, могут пользоваться только льготным кредитованием, которого в текущих условиях недостаточно для обеспечения оптимального значения индекса рентабельности инвестиций. Решением в данном случае может стать введение 25% компенсации капитальных затрат на строительство мощностей по глубокой переработке молока, – добавил куратор направления ВЭД.

Складывающаяся ситуация несет серьезные риски в области снижения инвестиционной привлекательности в секторе в результате сокращения доходности в производстве и переработке. В связи с этим именно экспорт может стать реальным способом для производителей продавать свою продукцию с более высокой маржой, считают в союзе.

По итогам 2020 года поставки молочной продукции за рубеж выросли на 20% в натуральном выражении – до 870 000 тонн в молочном эквиваленте, достигнув $365 млн. Эти цифры обусловлены трансформацией мер поддержки, отметил Глеб Самойлов.

В частности, со стороны РЖД появились скидки на рефрижераторные контейнеры, государство не первый год реализует программу льготного кредитования экспортно-ориентированных проектов, с 2020-го компенсирует до 25% затрат на экспортную логистику, причем включает в расчетную базу даже так называемое «международное плечо»1.

Также появилась компенсация затрат на сертификацию продукции для целей экспорта. Мера охватывает лабораторные испытания, доставку испытательных образцов, оценку соответствия условиям внешнеторгового контракта, а также сертификацию по системам «халяль» и «кошер» – экспортерам компенсируют от 50% до 90% затрат в зависимости от объема продукции. С этого года к мерам господдержки добавили возмещение части затрат на застройку стендов на международных выставках, в рамках которых нет национальной российской экспозиции.

Напомним, что российский экспорт продукции агропромышленного комплекса в 2020 году стал рекордным в современной истории. LR


1У каждого торгового потока международного уровня можно выделить как домашнее плечо (от места производства до места выбытия - для экспорта, и от места прибытия до места потребления - для импорта), так и собственно международное плечо (от места выбытия/прибытия до места назначения/происхождения).

Тэги: экспорт, экспорт молочной продукции, Союзмолоко, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх