«Закодированная» гармония, вести о «Весте» и ресторан «на вынос»

Обсуждаем основные транспортные, таможенные и инфраструктурные новости, которые влияют на рынок логистики



Новая товарная номенклатура ВЭД, «покрасневший» рейтинг логистической компании «Веста» и коммерческий успех Fura за рубежом – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Что делать, если партнер задерживает оплату перевозки?

  • • Какие риски несет в себе новая товарная номенклатура ВЭД?

  • • Как новые правила перевозки повлияют на бизнес-модель онлайн-агрегаторов?

  • • И в чем секрет экономически успешной dark kitchen?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Людмила Симонова
управляющий партнер M.A. Research
Людмила Симонова
Павел Мартынченко
налоговый адвокат, партнер юридической фирмы SGC
Павел Мартынченко
Оксана Курочкина
адвокат АК «Право для бизнеса», эксперт Совета ТПП РФ по таможенной политике
Оксана Курочкина
Дмитрий Аржаных
генеральный директор «Сервисной логистической компании»
Дмитрий Аржаных
Тарас Коваль
президент Ассоциация транспортных экспертов и специалиястов
Тарас Коваль
Святослав Вильде
основатель и директор ATI.SU
Святослав Вильде
Владимир Малышев
основатель компании TutGruz
Владимир Малышев
Анатолий Фомин
консультант-наставник пищевых производств
Анатолий Фомин

«Зардевшаяся» «Веста»

Суть:

В декабре 2021 года перевозчики выставили претензии на сумму в 10 млн 529 тыс. рублей компаниям «Веста», «Веста: комплексные решения» и ООО «ВАТ», следует из данных платформы ATI.SU.



По состоянию на 12 января 2022 года все три юридических лица имеют 5 красных звезд от онлайн-биржи. Сервис начисляет антибаллы за каждую подтвержденную, проверенную модератором или опубликованную претензию. Если платеж по претензии просрочен более чем на месяц, красный балл становится больше в полтора раза. Если просрочен более, чем на два месяца – в 2 раза. И так далее.

По данным «Контур Фокус», транспортной компании «Веста» предъявлено 14 судебных исков на общую сумму 9 миллионов 100 тысяч рублей. При этом по данным на 23 декабря 2021 года были заблокированы счета только одного юридического лица – ООО «Логистическая компания ВЕСТА».

Как рассказал собеседник «Логируса», ситуация может быть связана с арестом счетов компании и задолженностью по налоговым выплатам. При этом в 2020 году выручка транспортной компании «Веста» составила 7 млрд рублей.

«Веста» – международная компания, которая занимается комплексной логистикой: перевозками, складской обработкой и таможенным оформлением. На рынке компания более 15 лет. Как указано на сайте, у «Весты» собственный парк в Европе и России. Также компания управляет складскими комплексами в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и других городах.

«Веста» входит в ТОП-15 крупнейших компаний логистического рынка. Об этом напоминает управляющий партнер M. A. Research Людмила Симонова. По ее словам, компания оперирует парком, порядка 15 тыс. автопоездов, а штатная численность сотрудников – более 1 тыс. человек.

По словам Людмилы Симоновой, в 2019 году логистическая компания «Веста» (ЛК «Веста») показала максимальный результат. Если в 2017 году ее выручка была 7,4 млрд рублей, то в 2020 году она снизилась до 460 млн рублей. В то же время транспортная компания «Веста» (ТК «Веста) за этот же период нарастила выручку с 510 млн рублей до почти 7 млрд рублей.

– Думаю, что проблемы, скорее всего, связаны с реорганизацией компании, и они будут решены, – считает эксперт. – Кроме того, у «Весты» очень большие активы: помимо собственного транспорта есть тенты и рефрижераторы плюс еще 800 единиц вагонов и контейнеров в управлении. В целом автопарк составляет более 15 тыс. машин. Компания занимает существенное место в сегменте перевозок негабаритных и скоропортящихся грузов.

У «Весты» очень большие активы: помимо собственного транспорта она обладает тентам и рефрижераторами, а также имеет в управлении 800 единиц вагонов и контейнеров

По словам Людмилы Симоновой, реорганизация – то есть перевод активов из одной компании в другую с тем же собственником – довольно частая ситуация при консолидации бизнеса и оптимизации финансовых схем.

В транспортной и строительной отрасли нередко встречаются случаи, когда формируется так называемая «техническая кредиторская задолженность» перед поставщиками, которые в реальности своих обязательств не исполняли. Об этом говорит налоговый адвокат, партнер юридической фирмы SGC Павел Мартынченко.

– Не могу подтвердить или опровергнуть факт того, что задолженность «Весты» образовалась именно таким образом, – отмечает эксперт. – Но с точки зрения защиты интересов необходимо убедиться в том, что ваш партнер является непосредственным заказчиком по договору.

Также эксперт подчеркивает, что можно взять поручительство от генерального директора либо какого-то контролирующего лица, у которого есть в том числе свои активы.

– Кроме того, следует избегать каких-либо заключений договоров с компаниями-посредниками, если вы, например, являетесь индивидуальным предпринимателем, – советует адвокат.

Помочь вернуть долги может претензионный порядок и судебное взыскание, резюмировал Павел Мартыченко. А если задолженность превышает 300 тыс. рублей, то после получения судебного решения, стоит обратиться за признанием должника, в том числе и заказчика, банкротом.

«Код гармонии»

Суть:

С 1 января 2022 году вступает в силу новая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и единый таможенный тариф ЕАЭС, следует из решения Совета Евразийской экономической комиссии.

Изменения вводятся вслед за новеллами, опубликованными в новом издании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Номенклатуру пересматривает Всемирная таможенная организация каждые 5 лет. В новой редакции ставки пошлин останутся прежними.

Всего в документе 350 исправлений, которые затрагивают все товарные позиции, субпозиции и примечания. Часть исключили, но добавилось 8 новых позиций и 100 субпозиций. Критерии: актуальность товара на рынке и объем его оборота.

Например, есть несколько новых позиций для высокотехнологичных товаров, таких как 3D принтеры, смартфоны, новые табачные изделия, в том числе вейпы. И, конечно, – беспилотные летательные аппараты. В документе сказано, что такие аппараты могут быть «предназначены для перевозки полезных грузов или оснащены стационарными цифровыми камерами, а также другим оборудованием, позволяющим выполнять утилитарные функции в процессе полета».

Порой компании сталкиваются с ситуацией, когда они долго возят какой-то товар, а потом таможенный орган меняет код ТН ВЭД после проверки, и это приводит к изменению таможенной пошлины. Об этом рассказывает адвокат АК «Право для бизнеса», эксперт Совета ТПП РФ по таможенной политике Оксана Курочкина.

– Часто бывает так, что Евразийская экономическая комиссия принимает решение, в соответствии с которым этот товар теперь классифицируются другим образом, – продолжает эксперт. –Таможня начинает проверку за прошлые периоды и доначисляет компаниям платежи за 3 года.

По словам эксперта, классификация товаров во многом осуществляется, исходя из устаревших пояснений. Они теряют свою актуальность очень быстро, так как технический прогресс не стоит на месте. В итоге участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с проблемами.

– Мне бы хотелось надеяться, что принятые изменения будут в лучшую сторону, что более современная система определения кода ТН ВЭД позволит участникам внешнеэкономической деятельности избежать доначислений таможенных платежей за прошлые периоды и каким-то образом обезопасить свои поставки на будущее, – выразила надежды Оксана Курочкина.

С 1 января 2022 году вступает в силу новая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и единый таможенный тариф ЕАЭС. В новой редакции 350 исправлений, которые затрагивают все товарные позиции, субпозиции и примечания

Товарная номенклатура ВЭД пересматривается довольно часто, подтверждает генеральный директор «Сервисной логистической компании» Дмитрий Аржаных. Нынешняя редакция – седьмая.

– Мы понимаем, что появятся коды, которые сильно облегчат декларирование товаров, – отмечает эксперт. – Правда на некоторые коды поменяются ставки импортных пошлин. Это лесоматериалы, хлопчатобумажные ткани, продукты для кормления животных.

Есть необходимость вводить конкретные коды на сложное оборудование, к примеру, электронные сигареты и фитнес-браслеты и другие высокотехнологичные товары, добавил Дмитрий Аржаных. Это бы упростило таможенное оформление.

– В первое время возможна неразбериха по причине того, что все стоимостные риски привязаны к коду ТН ВЭД, – предупредил Дмитрий Аржаных.

Furа катит по миру

Суть:

«Не долго смеялись уважаемые эксперты-логисты над «хипстерами из Fura». Я уже писал, что ребята в США, где они сделали уже более 14 тыс. перевозок, вышли на оборот $20 млн, – заявил на Facebook генеральный директор Retail Transport Agency Хаким Ибрагимов. – Fura имеет доступ к рынкам труда, которые дешевле американских, платформа позволяет диспетчерам работать удаленно. Они сократили расходы на зарплатный фонд диспетчеров в несколько раз по сравнению с американскими компаниями. Сервис планирует и в дальнейшем агрессивно расти в США, конкурировать с Uber Freight, Convoy и другими ведущими игроками за счет более эффективных операционных затрат».



Под постом разгорелась очень горячая дискуссия. Одни вдохновились взлетом Fura. А пользователь под ником Владимир Владимирович, менеджер по логистике Renault, даже решил рассмотреть сервис для спотовых перевозок.

Тарас Коваль, президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) написал: «По-прежнему утверждаю, что подобные проекты в России работают исключительно на нарушении транспортного законодательства». Согласно действующему законодательству, экспедитор – это тот, кто принимает груз к перевозке и передает его получателю. Все остальное – это оказание информационных услуг или по сути «цифровая табуретка». По информации эксперта, Налоговая служба уже усилила проверки на предмет того, какие реальные услуги по перевозке оказывались, кто их оказывал и можно ли применить статью 166 Гражданского кодекса РФ «Оспоримые и ничтожные сделки».

Координатор ECR Community Елена Ткаченко также напоминает, что по новым правилам, в транспортной накладной грузоотправителем может быть только тот, кто сам передал груз перевозчику. А если он работает удаленно, как диспетчер, вписать его туда уже не могут.

С точки зрения бизнеса, оборот в один миллиард рублей вызывает искреннее уважение, но с точки зрения оценки деятельности возникает вопрос – является ли эта компания логистической или оказывает другие услуги, подчеркнул президент АТЭС Тарас Коваль.

– Если компания не принимает груз к перевозке и не выдает его грузополучателю, то компания не является экспедитором, – поясняет эксперт. – Подобные требования в законодательстве присутствует не только в России, но и в европейских странах. И я предполагаю, что на американском рынке имеется аналогичный закон.

С передачей груза и его приемом после перевозки у перевозчика возникает ответственность, и вместе с грузом экспедитор принимает ее на себя, добавил Тарас Коваль. При этом эксперт не видит никаких преимуществ, за счет которых можно сократить оперативные издержки при работе с онлайн-сервисом.

– Я не считаю, что здесь речь идет о перспективах выхода на рынки США. Скорее, о том, что это перспектива создания модных сервисов, которые имеют очень высокую стоимость на бирже, – продолжает эксперт. – Отдельный вопрос, как влияет работа онлайн-сервисов на законодательство? Недавно, 30 ноября, вышло постановление Правительства №1216 (ист.). В нем, наконец-то отражена технология заполнения новой транспортной накладной. По ней возникает очень много вопросов.

Некоторые эксперты считают, что у Fura нет отдельной бизнес-модели. Это обычный цифровой экспедитор, а не агрегатор 

На самом деле ошибочно считать, что у Fura какая-то отдельная бизнес-модель по типу онлайн-агрегаторов в такси, считает основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде. По мнению эксперта, Furа – это цифровой экспедитор, а не агрегатор.

– Они работают достаточно стандартно, – продолжает собеседник «Логируса». – Единственное, что отличает их от большинства участников рынка – это использование большего числа IT-технологий. Если мы говорим о Furа, то операционные издержки сокращаются за счет выстраивания более эффективных внутренних процессов с максимальной автоматизацией. И для грузовладельцев нет никаких дополнительных рисков в части безопасности, так как Furа – это экспедитор.

По словам эксперта, с учетом того, что Furа работает в основном с крупными грузоотправителями, у которых есть отсрочка по оплате до двух месяцев, то грузовладельцы таким образом страхуют все риски, удерживая эту дебиторскую задолженность.

Furа работает с достаточно крупными клиентами, которые заказывают через них машины, добавляет основатель компании TutGruz Владимир Малышев. Эта схема вполне рабочая, так как крупным клиентам неинтересно работать с небольшими перевозчиками.

– Во-первых, так сложно обеспечить безопасность, и, честно говоря, достаточно сложно с ними взаимодействовать. В том числе, с точки зрения налогообложения, – говорит эксперт. – Многие маленькие перевозчики работают без НДС или хотят получать оплату наличными. С Furа клиентам проще работать: заплатил с НДС и все в порядке. Вот поэтому для грузовладельцев работа с электронным экспедитором означает, что вся ответственность лежит на них, но это нужно уточнить в содержании договора.

В случае с Furа, скорее всего, ответственность по перевозке лежит именно на этом сервисе, полагает Владимир Малышев.

– Операционные издержки компании снижены по отношению к диспетчерским компаниям США, так как в России зарплаты меньше, – считает Святослав Вильде. – Благодаря этому Furа может выходить на зарубежный рынок.

Ресторан «на вынос»

Суть:

Сервис Tik Tok вместе с компанией Virtual Dining Concepts создает сеть ресторанов, которые будут работать только на доставку, сообщает агентство «Bloomberg».

К началу 2022 году планируется открыть порядка 300 ресторанов и еще более тысячи – до конца следующего года, рассказал сооснователь Virtual Dining Concepts Роберт Эрл. Он подчеркнул, что впервые такой бренд выходит на рынок доставки готовой еды.

В TikTok Kitchen также будут работать американские национальные сети ресторанов, такие как Buca di Beppo и Bertucci's. А основой меню станут самые популярные в США блюда, такие как запеченная паста с фетой, чипсы из пасты, гамбургеры, кукурузные ребрышки, приготовленные из очищенных кусочков кукурузы и покрытые специями и пармезаном.

Представители Tik Tok отметили, что прибыль от проекта будет направлена на поддержку кулинарных талантов пользователей.

В США рынок доставки в формате dark kitchen уже сформирован отдельными ресторанами. Поэтому идея Tik Tok взялась не на пустом месте. Об этом говорит консультант-наставник пищевых производств Анатолий Фомин.

Формат dark kitchen появился в 2020 году, когда он использовался как вариант снижения расходов для общепита. Но в России он не получил широкого распространения, добавил эксперт. Самый яркий пример – сервис «Кухня на районе».

– Для того чтобы понять, за счет чего dark kitchen в Соединенных Штатах получил преимущества перед обычными ресторанами, необходимо погрузиться в такое понятие как «себестоимость производимой кулинарной продукции», – поясняет Фомин. – В данном показателе основная доля затрат приходится на себестоимость продуктов, затем следуют издержки на аренду помещений, фонд оплаты труда, коммунальные платежи и налоговые отчисления. И для того, чтобы снизить расходы на выпуск кулинарной продукции, необходимо снижать эксплуатационные расходы предприятия. И в первую очередь – затраты на аренду.

Для того, чтобы снизить расходы на выпуск кулинарной продукции, необходимо снижать эксплуатационные расходы предприятия. И в первую очередь – затраты на аренду 

По словам Анатолия Фомина, в США аренда помещения на центральной улице площадью в 200 квадратных метров обойдется примерно в $200 тыс. Если брать такую же площадь в промышленном районе, то издержки можно снизить примерно в 10 раз.

– Следующая статья расходов, которая позволяет развиваться dark kitchen, – это отсутствие затрат на ремонт торгового зала, – продолжает Анатолий Фомин. – И еще один очень важный момент – можно больше внимания уделять производственным вопросам. Если корректно выстроить маркетинг на digital-основе, можно выделить предпочтение этих потребителей и применить их к экономике пищевого производства dark kitchen.

Также эксперт отмечает, что в контуре пищевого производства есть более выгодные блюда, а есть менее.

– Например, винегрет кажется простым, но это очень сложно с точки зрения производства в контуре dark kitchen, поскольку там требуется очень много тепловой обработки. И, наоборот, модное у молодежи поке1– это блюдо с низкими издержками. У него только механическая обработка. Соответственно, подбор сбалансированного ассортимента в матрице поможет получить достаточно интересное предложение с точки зрения формирования экономически выгодного меню, – резюмировал Анатолий Фомин.

1Поке - блюдо гавайской кухни, сырая рыба, нарезанная кубиками, которую подают или как закуску, или как основное блюдо

Тэги: Итоги недели, M.A. Research, SGC, АК «Право для бизнеса», ТПП РФ, Сервисная логистическая компания, АТЭС, ATI.SU, TutGruz, Тарас Коваль
12.01.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх