Великий грузовой исход, пит-стоп в режиме ожидания и лекарства без отсрочки

Итоги логистической недели глазами участников рынка



Утраченные грузы, инфляция-торопыга, кадровый прилив и дефицит европейских колесы – об этих и других значимых логистических событиях читайте в новом выпуске Итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Цепочки поставок каких товаров стали самым слабым звеном?

  • • Кто сможет извлечь максимум выгоды из «кадрового прилива»?

  • • Насколько уже подорожали запчасти?

  • • С каких моделей грузовиков в России «смахнут пыль»?

  • • Что мешает переводу расчетов на юани?

  • • На какие меры поддержки рассчитывает транспортно-логистическая отрасль?

Ответы на эти и другие вопросы «Логирусу» помогали искать:


Александр Тимофеев
исполнительный директор Pony Express
Александр Тимофеев
Людмила Симонова
управляющий партнёр M.A. Research
Людмила Симонова
Наталья Хмельницкая
основатель сервиса «ТутЖдут»
Наталья Хмельницкая
Алексей Захаров
президент рекрутингового портала Superjob
Алексей Захаров
Сергей Владимиров
председатель Объединения перевозчиков России
Сергей Владимиров
Илез Хамурзиев
технический директор компании DENTRO
Илез Хамурзиев
Андрей Алешин
директор производственной компании «Акцент»
Андрей Алешин
Тарас Коваль
независимый эксперт по автомобильным грузоперевозкам
Тарас Коваль
Владимир Матягин
президент ассоциации «Грузавтотранс»
Владимир Матягин
Богдан Антоненко
руководитель отдела развития и управления инвестициями ООО «Логистический центр «Мир»
Богдан Антоненко
Александр Сучков
управляющий партнер компании РМ Лоджистик, член генерального совета «Деловой России»
Александр Сучков
Ольга Федоткина
директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики
Ольга Федоткина
Ованес Давидян
генеральный директор «Авиценна Фарма»
Ованес Давидян
Павел Лисовский
управляющий партнер «Проектирования систем управления»
Павел Лисовский

Великий грузовой исход

Суть:

Более трехсот зарубежных компаний приостановили деятельность на российском рынке. В их числе глобальные fashion-ретейлеры, DIY-бренды, компании сегмента HoReCa, производители техники, предприятия быстрого обслуживания и другие.

Однако зарубежный бизнес покидал Россию и прежде: во время финансовых кризисов и после присоединения Крыма, напомнили в «РИА Новостях». Некоторые вскоре вернулись – напрямую или через контрагентов. Например, японская Toshiba в 2014-м прекратила отгрузки телевизоров и ноутбуков, а позже пояснила, что не выдержала конкуренции с южнокорейскими Samsung и LG. В 2013-м доля производителя занимала примерно десять процентов рынка телевизоров в России.

Но некоторые продукты Toshiba остались. Например, жесткие диски, аккумуляторы. А в конце 2016-го компания подписала меморандум о взаимодействии с «Почтой России» в области автоматизации почтовых и логистических систем. В Санкт-Петербурге запустили линии для сортировки отправлений японского производства.

Приостановка деятельности зарубежных компаний на российском рынке будет иметь для транспортно-логистического рынка два глобальных последствия. Первый – это падение объема грузоперевозок в ближайшие 2-3 месяца примерно на 30-40%, прогнозирует директор Pony Express Александр Тимофеев.

– Но я все-таки надеюсь, что будет возмещение за счет части российских интернет-магазинов, у которых есть производство либо в РФ, либо в странах СНГ. Еще один вариант – это компенсация через поставки из Китая, Вьетнама и других стран, с которыми у РФ есть наземное сообщение, – пояснил собеседник «Логируса».

Ориентировочно рынку на перестройку потребуется порядка 2,3 месяцев, добавил эксперт.

По оценкам Александра Тимофеева, срок, который нужен рынку, чтобы перестроиться, составляет порядка 2-3 месяцев. При этом для стабилизации ситуации с поставками товаров из зарубежных интернет-магазинов потребуется больше времени: от 3 до 6 месяцев. Однако пока резкого всплеска спроса на B2С-доставку нет, уточнил собеседника «Логируса».

– В то же время мы видим «просадку» сектора В2В в части доставки автомобильных запчастей и электроники, – констатировал Александр Тимофеев. – Падение я оцениваю в районе 30-35%. Однако данные меняются буквально каждый день. По итогам марта я прогнозирую падение объемов в районе 20-25%.

В ближайшие 2-3 месяца можно ожидать падения объемов грузоперевозок на 30-40%

– Аналитики прогнозируют падение ВВП на уровне 7-10%. Это оптимистический сценарий. Пессимистический – это падение на 25-30%, – сообщила управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова. – Он возможен при условии, если России не удастся восстановить цепочки поставок, массово переориентироваться на китайские товары, наладить контейнерные перевозки и перевозки зерна, выстроить новые внешнеэкономические связи и т.д.

Самый большой урон был нанесен цепочкам поставок запчастей для автомобилей и оборудования, добавила эксперт. Негативные последствия в полной мере станут ощутимыми уже через полгода. Так как пока нет никакой ясности, как и чем можно заменить эти комплектующие, подчеркнула эксперт.

По словам Людмилы Симоновой, в кризис рынок транспортно-логистических услуг страдает сильнее, чем ВВП в целом. В частности, эксперт прогнозирует, что инфляция в отрасли достигнет 25%. И это еще оптимистический сценарий.

Кроме того, уход с российского рынка крупных зарубежных компаний – только в одной IKEA трудится более 12 000 человек – высвободит большое количество линейного персонала, считает основатель сервиса «ТутЖдут» Наталья Хмельницкая.

– Мы сможем выбирать сотрудников по компетенции и мотивации, – пояснила эксперт.

Однако даже повышенное кадровое предложение линейного персонала не приведет к падению уровня зарплат, предупредила собеседница «Логируса». Этому помешает высокая инфляция.

В то же время президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров отметил, что активность работодателей по поиску персонала за две недели упала в среднем на 25%. Схожий тренд отмечался во время пандемии, когда действовали жесткие ограничения. Тогда кадровая активность бизнеса сократилась на 70% и держалась на аномально низком уровне на протяжении двух месяцев.

– Сейчас рынок труда застыл в ожидании. Никаких истерик, какие были у работодателей в период пандемии, нет. Никто резко не сокращает численность персонала или зарплаты. Рынок ждет, о чем договорятся «наверху», – резюмировал эксперт.

«Золотая» евро-гайка

Суть:

Почти половина иностранных компаний, которые входят в топ-10 производителей грузовой техники по объемам продаж, приостановили деятельность в России. Некоторые также ограничили поставку комплектующих.



В частности, Volvo временно прекратил производство и продажи грузовиков в России. Шведский производитель Scania также заявил о «заморозке» поставок автомобилей и оборудования в Россию. То же самое сделал и МАN.

А немецкий Dailmer Truck, дочернее предприятие Mercedes-Benz, полностью приостановил сотрудничество с КАМАЗ. В компании пообещали, что на совместном предприятии не будет построено ни одного грузовика и не будут поставляться комплектующие для КАМАЗа.

Сам Mercedes-Benz временно «остановил станки» на заводе в Московской области и поставки малотоннажных автомобилей в Россию. Iveco «заморозила» продажи. Итальянский концерн рассматривает возможность выхода из совместного предприятия по производству автомобилей в России.

Более уверенно чувствует себя бизнес, чей автопарк состоит исключительно из отечественных грузовиков. Так, в парке производственной компании «Акцент» 26 машин. Это тягачи «Камаз-5490», полуприцепы Schmitz Cargobull и «Тонар», рассказал директор компании Андрей Алешин.

– У нас нет сервисных контрактов, все машины выкуплены, запчасти на них – в наличии, – пояснил собеседник «Логируса». – Есть много турецких, китайских и российских аналогов. Мы еще не анализировали, на сколько выросла стоимость ремонта, так как рассчитываем этот показатель помесячно. Но, думаю, что в общей структуре затрат увеличение не превысит 3%.

У остальных ситуация тупиковая: никто не понимает, как дальше работать в части получения запчастей или обслуживания своих грузовиков, заявил председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. На данный момент сервис уже подорожал в 10 раз.

– На старых запасах от силы месяца два еще можно будет поработать, не больше, – считает собеседник «Логируса».

Однако последствия ограничений поставок автокомплекстующих пока ощутили не все транспортные компании. В числе таких «счастливчиков», например, DENTRO. Автопарк компании насчитывает более 800 грузовиков, рассказал технический директор DENTRO Илез Хамурзиев. При этом доминирую две марки: Mercedes и Scania.

– Mercedes, отключив сеть своих дилеров от центрального склада запчастей, поставил наши новые машины в режим ожидания, – рассказал эксперт.

По словам собеседника «Логируса», поставки автозапчастей остановлены, а на остатки моментально подняли цены и продолжают подниматься до сих пор.

Сервис грузового транспорта уже подорожал в 10 раз 

– Цены меняются так быстро, что мы порой не успеваем согласовывать счета, – констатировал Илез Хамурзиев. – Как только готовы документы, через 2 часа этот счет уже не актуален из-за очередного скачка цен. Более того, сервисные станции в одностороннем порядке меняют договора, исключая отсрочки платежей или вовсе переходя на предоплату.

Логистические и транспортные компании получают письма от сервисных служб о приостановке деятельности, рассказал руководитель отдела развития и управления инвестициями ООО «Логистический центр «Мир» Богдан Антоненко. Все ждут стабилизации курса рубля.

– По тем письмам, которые мы получали от официальных дистрибьюторов, фигурировало 20-30% подорожания на запчасти, – рассказал эксперт.

Ставки обновили и лизинговые компании, добавил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

– Мы будем просить, чтобы ввели мораторий на лизинговые платежи, – заявил собеседник «Логируса». – Также мы хотели бы попросить Правительство пересмотреть весогабаритные ограничения в сторону увеличения, чтобы организовать бесперебойные перевозки материалов и сельскохозяйственной продукции.

Если ушедшие автомобильные производители не вернутся в ближайшие два, максимум три месяца, то вероятнее всего они не вернутся на российский рынок совсем, считает независимый эксперт по автомобильным грузоперевозкам Тарас Коваль.

– Несмотря на импортозамещение, которое длится в российской автомобильной промышленности уже несколько лет, после ухода ведущих поставщиков европейских комплектующих, затыкать бреши достаточно сложно, – подчеркнул эксперт. – Во-первых, есть принципиально важные позиции, которые находятся у всех на виду. Речь идет о производстве кабин, двигателей, топливной аппаратуры и систем EBS1. Часть из этих позиций можно заменить китайскими или иными производителями. Но тем не менее, заменить на 100% практически любую из выпускаемых моделей невозможно. Поэтому необходимо понимать, что модели автомобилей, которые будет выпускать российская промышленность, будут несколько иными, чем сейчас.

Тарас Коваль допускает, что Россия вернется к моделям, которые были популярны в середине 90-х годов XX века. Тогда были иные требования по безопасности транспорта, а значит, вероятнее всего, сейчас придется переделывать нормативы технического регламента Таможенного союза для колесных транспортных средств.

– Во-вторых, необходимо понимать, что в российских компонентах практически отсутствуют сборочные единицы, где есть 100-процентное российское производство. Хотя бы 10-15% составляющих приходится на импортные запчасти, – подчеркнул собеседник «Логируса».

Что касается нашествия китайской техники на российский рынок, то Тарас Коваль приводит несколько нюансов. Один из них – китайская техника имеет несколько иную комплектацию.

– Это, в первую очередь, седельные тягачи с колесной формулой 6 на 4, имеющие рессорную подвеску2 и сцепную высоту с полуприцепом примерно 1250 миллиметров. В России на сегодняшний день стандартная сцепная высота 113-114 сантиметров. Во-вторых, китайская техника предназначена в основном для развивающихся стран и намного ниже по безопасности и другим параметрам, чем европейская техника.

По мнению собеседника «Логируса», самое главное заключается в подходе китайцев к оценке любого рынка. Тарас Коваль уверен, что китайцев интересует масштабирование, достаточно большой выпуск. Он отмечает, что в этом году в стране будет выпущено в категории N33 не больше 30 тысяч единиц, что в 2-2,5 раза меньше, чем в нормальное время.

Кредитные каникулы и не только

Суть:

Президент России подписал закон о мерах поддержки в экономической и социальной сферах.

Представители малого и среднего бизнеса, а также граждане страны получат право на «кредитные каникулы», если договор был заключен до 1 марта 2022 года. Обращение об отсрочке можно направить до 30 сентября. Чтобы получить кредитные каникулы, есть три требования. Первое, это снижение дохода в компании на 30%. Второе – размер кредита по договору не должен превышать максимального значения, установленного правительством РФ. И третье, на момент обращения в отношении заемщика не должен действовать аналогичный льготный период.

Также регулирующие органы не будут осуществлять плановые проверки предприятия малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2022 года. А до конца 2024 года приостанавливают проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций в области информационных технологий.

Основная проблема, с которой сталкивается сейчас наш бизнес при оказании логистических услуг клиентам – это проведения оплат иностранным партнерам, констатировал управляющий партнер компании «РМ Лоджистик», член генерального совета «Деловой России» Александр Сучков.

– В нашем случае – это наши китайские подрядчики, которые оказывают услуги по перевозке контейнеров по территории Китая железнодорожным транспортом, – пояснил собеседник «Логируса». – Даже при оплате в долларах через банки, которые не вошли в американские санкционные списки, существует лист блокировок денег на корреспондентских счетах в тех же американских банках. Это неминуемо приводит к задержкам в прохождении платежей.

На бирже очень тяжело купить юани по курсу, приближенному к курсу Центрального банка РФ

Кроме того, бизнес опасается того, что все российские банки могут попасть под санкции, добавил Александр Сучков. Поэтому стратегически важно наладить хороший и качественный обмен платежами в национальных валютах в юанях и рублях.

– На сегодняшний день это проблематично, потому что на бирже очень тяжело купить юани по курсу, приближенному к курсу Центрального банка РФ, – отмечает Александр Сучков. – Это тот вопрос, который надо решать с нашим Правительством. Кроме того, хотелось бы, чтобы логистические и транспортно-экспедиционные компании имели доступ к кредитам с использованием субсидированных процентных ставок. Это позволит оказывать услуги нашим клиентам на условиях постоплаты, как мы и делали прежде. Сейчас же из-за повышения ставок кредитования и высоких рисков многие компании перешли на предоплату.

По словам Александра Сучкова, помощь государства нужна и в вопросе восстановления бизнес-поездок в Китай. Это необходимо для расширения списка потенциальных подрядчиков и проведения офлайн-переговоров по условиям сотрудничества.

Директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина считает, что, в первую очередь, государству стоит снизить фискальную нагрузку. Речь идет о прямых налогах и неналоговых платежах. Это позволит сохранить производственные ресурсы в условиях падения выручки.

– Мы предлагаем снизить стоимость проезда по платным участкам автомобильных дорог и заморозить ее индексацию, зафиксировать тарифы системы «Платон» и рассчитывать сумму вычета по транспортному налогу в размере платы в системе, – добавила собеседница «Логируса». – Важно снять административную нагрузку, которая не влияет на жизнь и безопасность людей, но влечет издержки компании и влияет на эффективность работы – необоснованные штрафы. Также стоит отказаться от весенних ограничений движения на дорогах регионального и местного значения на 2022 году по примеру пандемийного 2020-го года.

По мнению Ольги Федоткиной, стоит ввести мораторий на проверку транспорта при проведении весового и габаритного контроля и увеличить нештрафуемый порог. Также стоит пойти по пути упрощения таможенного контроля и ускорения процедур прохождения досмотров.

– Оптимизация порядка выдачи пропусков в Москве, автоматическое продления срока действия диагностических карт и спецразрешений на перевозку опасных грузов, изменение порядков выдачи и оформления специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. Все это также в списке необходимых мер поддержки, – считает Ольга Федоткина. – Наконец, льготы и дотации транспортным компаниям позволят сохранить парк в условиях дефицита грузовиков и комплектующих.

Как отмечает эксперт, среди прочего, необходимы дотации на покупку техники, льготы по лизингу. Не обойтись без мер сдерживания темпов роста стоимости топлива, льгот по НДФЛ и социальным отчислениям. Стоит также задуматься и о переносе затрат на внедрение всех федеральных цифровых проектов транспортно-логистической отрасли с участников рынка на государство.

– Помимо этого, необходимо повышать эффективность портовой инфраструктуры и мощности сервисов железнодорожных перевозок в направлении «Восток-Запад» и «Запад-Восток», а также на плече прямой доставки по железной дороге из КНР в РФ, – подчеркнула Ольга Федоткина. – При разработке мер поддержки транспортной отрасли необходимо также учитывать организацию транспортно-логистического сектора с кодом ОКВЭД 52294, которые выпали в период пандемийного года.

По словам эксперта, важно предоставить экспедиторским компаниям возможность оплачивать прямые расходы из валютной выручки до ее обязательной продажи во избежание существенной потери на курсовых разницах при продаже и покупке валюты.

– Считаем, что государство обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы принят правильные решения и создать благоприятные условия для сохранения транспортно-логистической отрасли, – резюмировала Ольга Федоткина.

Лекарства без отсрочки

Суть:

Фармдистрибьютеры резко сократили отсрочки платежей или вовсе перешли на предоплату на фоне ажиотажного спроса на лекарства, отметил Павел Лисовский, экономист-эксперт фармацевтического рынка на конференции Omni Pharma.

И в этой ситуации некоторые аптеки вынуждены реализовывать продукцию со скидками, чтобы получить наличные средства для расчета с поставщиками.

Всего же с 24 февраля по 2 марта продажи лекарств выросли в несколько раз, это подтвердили участники дискуссии на Omni Farma. Например, количество заказов сети аптек «Юнифарма-Росаптека» выросло в 10 раз. А в ПАО «Аптечная сеть 36,6» отметили, что ежедневно обрабатывают по 30-40 тысяч заказов. Выручка компании выросла в 2-3 раза. За январь-февраль компания выполнила годовой план по продажам на 20%, отметил директор по по электронной коммерции ПАО «Аптечная сеть 36,6» Максим Ржезников.

При этом из-за высокой волатильности курса рубля частота переоценки товара выросла до двух раз в сутки, пояснил коммерческий директор сети аптек Юнифарма/Росаптека Константин Тиунов.

В настоящее время, безусловно, есть проблемы в логистике БАД и других товаров в Россию из-за границы, констатировал генеральный директор «Авиценна Фарма» Ованес Давидян. Особенно затруднены морские перевозки.

– Грузы, которые должны были доставить в Санкт-Петербург, останавливались и выгружались в Нотр-Даме и Гамбурге, – рассказал эксперт. – При этом многие компании считают в данном случае услугу по перевозке выполненной.

В итоге российским компаниям пришлось снова заключать договора с логистическими и транспортными компаниями и забирать свои грузы из портов Гамбурга и Нотр-Дама, добавил собеседник «Логируса». А это дополнительные финансовые и временные издержки.

По словам Ованеса Давидяна, в процентном соотношении к февралю ставки фрахта выросли на 20-25%, валидность составляла всего 10 дней.

– Есть еще одна не очень приятная новость для многих компаний, которые имели в российских банках валютные счета, – продолжает Ованес Давидян. – Те банки, которые попали под санкции, скорее, не хотят переводить деньги со своих валютных счетов на аналогичные в другом банке. Более того, они не хотят слышать наши просьбы – снять средства наличными.

Дистрибьютеры сократили товарный кредит для аптечных сетей и сократили отсрочку платежа

После 21 февраля в некоторых регионах резко вырос спрос на лекарства. Об этом напомнил управляющий партнер «Проектирования систем управления» Павел Лисовский. Но, по его словам, это больше касалось медикаментов курсового приема.

– То есть люди, скорее, запасались, понимая, что цены резко изменятся или нужных препаратов не окажется в наличии, – пояснил эксперт.

Дистрибьютеры сократили товарный кредит для аптечных сетей и сократили отсрочку платежа, добавил собеседник «Логируса».

– Фармацевтический рынок – это рынок дистрибьютерский, – продолжает Павел Лисовский. – Они выступают не только в роли логистов, но и как основные «кредиторы товаров». На те лекарственные средства, цены на которые не ррегулируются, уже подорожали на 70%.

1EBS – электронная тормозная система, которая содержит в себе функции антиблокировочной и противобуксовочной системы ведущих мостов и ряда других.

2Рессорное подвешивание - система упругих механических элементов, предназначенная для регулирования колебаний кузова транспортного средства и смягчения ударных нагрузок.

3Категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.


4ОКВЭД 52.29: Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками. Эта группировка включает: отправление грузов; подготовку или организацию перевозки грузов сухопутным, водным или воздушным транспортом; организацию отправки партий грузов или поштучных отправлений сухопутным, воздушным или водным транспортом (включая сбор и распределение грузов); подготовку транспортной документации и путевых листов; предоставление услуг таможенных брокеров; деятельность экспедиторов морского грузового и воздушного транспортов; посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете; транспортную обработку грузов, например, временную упаковку в ящики с целью обеспечения защиты груза во время перевозки, выгрузку, отбор проб и взвешивание товаров).


Тэги: Итоги недели, Pony Express, M.A. Research, ТутЖдут, Superjob, Объединение Перевозчиков России, DENTRO, Акцент, Грузавтотранс, Логистический центр «Мир», Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики, Авиценна Фарма, Проектирование систем упра
18.03.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх