Последнее китайское предупреждение, битва за фулфилмент и склады на вес золота

Обсуждаем основные транспортные, инфраструктурные, таможенные и складские новости, которые влияют на рынок логистики



Новые лица на рынке фулфилмента, внезапные ограничения на въезд со стороны Китая и таможенные эксперименты с аудитом – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Чем чреваты для бизнеса внезапные запреты КНР на экспорт?

  • • Как новые фулфилмент-операторы меняют рынок?

  • • Когда в России заработает институт таможенного аудита?

  • • Зачем госмаркировке QR-двойник?

  • • И куда загоняет транспортно-логистические компании складской дефицит?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Аркадий Иванов
директор по развитию «Трансазия Логистик Москва»
Аркадий Иванов
Константин Якунин
СЕО Express RMS
Константин Якунин
Алексей Жуков
исполнительный директор Reworker
Алексей Жуков
Оксана Курочкина
член экспертного Совета ТПП РФ по таможенной политике
Оксана Курочкина
Евгений Балабайченко
управляющий ГК «Эксперт Групп»
Евгений Балабайченко
Вильгельмина Шавшина
руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли Ernst&Young
Вильгельмина Шавшина
Александр Пасечник
таможенный аналитик
Александр Пасечник
Станислав Сидоров
генеральный директор компании Pro-Control
Станислав Сидоров
Денис Чесноков
руководитель департамента международного развития Pony Express
Денис Чесноков
Дмитрий Воеводин
операционный директор ПЭК: EASYWAY
Дмитрий Воеводин

Нет контейнера? Нет приема

Суть:

С 30 ноября Китай прекратил прием всех грузов, кроме контейнерных на ключевых железнодорожных погранпереходах: «Забайкальск-Маньчжурия» и «Пограничный-Суйфенхэ». Также под ограничения попал переход «Эрлянь – Дзамын-Ууд» на границе Монголии и Китая. О сроках возобновления приема грузов не сообщалось.

Заявленная причина – усиление мер по профилактике и контролю за эпидемиологической ситуацией. Российская монополия оперативно ввела ограничения на погрузку в адрес выше перечисленных погранпереходов, сообщал «Интефакс». Однако с 6 декабря расположенная на границе с Приморским краем железнодорожная станция «Суйфэньхэ» возобновила ввоз из России грузов, не расфасованных в контейнеры. Со станции «Гродеково» разрешен ввоз угля, железной руды, древесины, минеральных удобрений и лесопиломатериалов. Исключение составляют перевозки в крытых и изотермических вагонах. По остальным станциям на момент подготовки публикации изменений не было.

На сети РЖД находилось около 6 200 вагонов с грузами, которые попадают под ограничения китайской стороны. По мнению монополии, из сложившейся ситуации есть три варианта выхода: контейнеризация грузов, переключение на альтернативные маршруты доставки или возврат грузов.

Ранее государственная корпорация «Китайские железные дороги» уже ввела ограничения на продукцию, которая экспортируется через погранпереход «Забайкальск-Маньчжурия». С 18 ноября запрещено формировать тарно-штучный груз весом одного места менее 50 кг в пакеты весом более 50 кг. Также запрещена погрузка пива, минеральной воды, вина и других напитков, кедровых орехов, маргарина, соевого масла и еще девяти товарных номенклатур. Погрузка разрешена только в контейнерах в международном сообщении. Соответствующая телеграмма ОАО «РЖД» есть в распоряжении «Логируса».

Как отмечает директор по развитию «Трансазия Логистик Москва» Аркадий Иванов, через «Забайкальск» по железной дороге перевозят железную руду, удобрения в полувагонах и крытых вагонах и лесоматериалы. Из Китая в обратном направлении едут товары народного потребления, химпродукты и оборудование.

Сейчас стараются контейнизировать все грузы, кроме негабаритных, добавил собеседник «Логируса» Но по некоторым видам продукции это не целесообразно с точки зрения рентабельности перевозки.

– Поэтому, если запрет сохранится в 2022 году, то экспортерам надо смотреть возможности, как и куда переориентировать свои потоки, – отмечает эксперт. – В России контейнерами перевозится только 10-20% всех грузов. В большинстве стран этот показатель гораздо выше и достигает 80%.

На сети РЖД, по оценкам самой монополии, находилось около 6 200 груженых вагонов, которые подпадали под ограничения китайской стороны

Но перегрузка из вагонов в контейнеры потребует наличия порожнего оборудования и железнодорожных платформ в достаточном количестве, предупреждает Аркадий Иванов. Кроме того, перегрузочные мощности погранпереходов недостаточны. Недаром FESCO планирует инвестировать более 4 млрд рублей в постройку сухого порта в «Забайкальске», напоминает Аркадий Иванов. Большие надежды участники рынка возлагают на новый погранпереход с Китаем – «Тунцзян – Нижнеленинское».

Одна из главных проблем, по мнению Аркадия Иванова, в том, что ограничения вводят неожиданно. В итоге ни грузоотправители, ни экспедиторы не могут сразу переориентировать грузы на порты Дальнего Востока. По его словам, сначала нужно добиться приемки и перевалки в российском порту, затем договориться с китайской гаванью и организовать чартер.

– Все это не делается за неделю, – отмечает эксперт. – Судя по последним событиям, на авто- и железнодорожных переходах от Китая можно ожидать любых запретов без предупреждения, включая ограничения на ввоз контейнерных грузов. Но мы оптимисты и полагаем, что в следующем году эта ситуация начнет меняться к лучшему с точки зрения как ставок, так и транзитных сроков.

Расти большой, фулфилмент!

Суть:

По прогнозам Data Insight (ист.), в 2021 году объем рынка фулфилмента может составить 41,8 млрд рублей и 186 млн отправлений соответственно. Это на 35% больше, чем в прошлом году, когда объем рынка оценивался в 27,5 млрд рублей и 109 млн отправлений соответственно.

В 2021 году с помощью фулфилмента был доставлен примерно каждый седьмой заказ в России. При этом лидеры рынка росли медленнее, чем новички. Так, медианное увеличение количества клиентов у 29 крупнейших фулфилмент-операторов составило 30%, а по количеству обработанных заказов – 37%.

В то же время значительная доля фулфилмента до сих пор приходится на маленькие неизвестные на рынке компании, которые работают преимущественно с маркетплейсами и зачастую находящиеся «в серой зоне», отмечают аналитики Data Insight. Некоторые из них за год увеличили свои объемы в несколько раз. Сейчас на рынке еще как минимум 14 компаний, которые открыли фулфилмент в 2019-2020 годах.



Что касается средней стоимости одного отправления, она в отчетном периоде выросла незначительно – до 225 рублей. В прошлом году этот показатель составлял 220 рублей. (Источник: Data Insight)

На данный момент основной спрос на услуги фулфилмента формируют маркетплейсы: на них приходится двух третей запросов, отметил СЕО Express RMS Константин Якунин.

– На рынке фулфилмента также можно отметить приход 3PL-операторов1. Селлеров стало намного больше, и фактически они сейчас создают некую критичную массу клиентской базы для операторов. В то время как количество интернет-магазинов сократилось, так как мелкие и средние игроки ушли с рынка.

Кроме того, запросы и требования со стороны селлеров стали намного конкретнее, четче и осознаннее. По словам эксперта, данная тенденция начала ярко проявляться в последний год. Кроме того, стало больше запросов на подключение по схеме FBS2 и DBS3.

– Да, усиление конкуренции на рынке ощутимо, но оно в большей степени проявляется именно из-за демпинга со стороны небольших фулфилмент-операторов, которые за счет этого стараются выйти на рынок и закрепиться, – отмечает эксперт. – Но их действия дестабилизируют рынок, и я думаю через какое-то время такого рода проявления конкуренции будет все меньше и меньше.

По словам Константина Якунина, в 2022 году можно будет увидеть рост фулфилмент-тарифов. Это произойдет в том числе из-за увеличения арендных ставок на склады и удорожания себестоимости строительства.

– Также увеличились расходы на стеллажи, на упаковочные материалы, изменилась структура кадрового спроса, потому что на сегодняшний момент персонала для фулфилмента не хватает, и их ценность растет, – пояснил собеседник «Логируса». – Сейчас тарифы сдерживаются в том числе за счет демпинга новых операторов.

По словам эксперта, попытки определить средний тариф на рынке фулфилмента – это как пытаться определить среднюю температуру по больнице. Но у топ-30 фулфилмент-операторов, которые сейчас представлены на рынке, тарифы сопоставимы и варьируются только в пределах или в оценке тех или иных операций.

– Кроме того, у этих топ-30 фулфилмент-операторов тарифная политика максимально прозрачная, – продолжает Константин Якунин. – Новые игроки часто устанавливают единые демпинговые тарифы, условно 3 рубля за единицу товара, и не раскрывают, из чего складывается эта сумма.

Основу клиентской базы фулфилмент-операторов сейчас составляют не интернет-магазины, а селлеры 

По оценкам исполнительного директора Reworker Алексея Жуков, по итогам 2021 года рынок фулфилмента вырастет на 66%.

– Отдельно хотелось бы отметить, что значительную лепту в этот рост внесли маркетплейсы, – резюмировал эксперт. – Доля заказов с маркетплейсов увеличивается, в то же время уменьшается доля FBO-заказов и увеличивается доля FBS и DBS-заказов.

Пошлину на изготовку

Суть:

ФТС России запускает эксперимент по внедрению таможенного аудита, следует из приказа ведомства №960 от 29 октября 2021 № 960 (ист.). Для этого до 1 декабря структурные подразделения таможни должны были подготовить кандидатуры для участия в пилоте.

Таможенный аудит – одна из технологий, которую ФТС должна внедрить согласно Стратегии развития до 2030 года. У Налоговой службы этот механизм уже работает. Модель следующая: компания автоматизировано раскрывает информацию из своей системы, а инспекция проводит анализ, предлагая корректировки в отчетности.

Задача же таможенного аудита – подтвердить достоверность документов при помощи проверки данных в декларации на товары. Потом соотнести эти данные с финансовой и налоговой отчетностью. И, наконец, изучить бухгалтерские документы.

По оценкам экспертов «Ведомостей», отработать процедуру таможенного аудита можно за полтора года, уточняет доцент РЭУ им. Плеханова Ольга Алексеева.

Что касается законодательства, в него нужно будет внести раздел по таможенному аудиту. А именно, статьи «Субъекты, в отношении которых может быть проведена проверка», «Сроки проведения проверки», «Отчетный период», «Сроки предоставления отчетности в бумажном и электронном виде». Кроме того, нужен список и формы документов, по которым будут предоставляться сведения. И, конечно, прописать условия обмена данными между ведомствами, уточняет Ольга Алексеева.

Вокруг таможенного аудита последнее время развернулись нешуточные споры, но основная проблема заключается в том, что существует путаница в терминологии между «таможенным аудитом» и «таможенным мониторингом». Об этом говорит руководитель АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член экспертного Совета ТПП РФ по таможенной политике Оксана Курочкина.

– Таможенный аудит – добровольная проверка по согласованным процедурам компаниями-аудиторами, включенными в соответствующий реестр, – поясняет эксперт. – А таможенный мониторинг – мера контроля, проводимого именно таможенными органами.

По словам Оксаны Курочкиной, часто задается вопрос о том, сможет ли таможенный аудит упростить взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и ФТС. – Это возможно при условии предоставления ФТС положительного квалифицированного аудиторского заключения, – считает она. – Сложности могут возникнуть только в случае непрозрачности участников ВЭД, если аудиторы не смогут проанализировать финансовые процессы компании.

Как отмечает Оксана Курочкина, в рамках эксперимента надо решить две основные задачи. Во-первых, разработать и утвердить саму методику проведения аудита. Во-вторых, утвердить упрощения, предоставляемые в случае, если аудит будет успешно проведен.

– Затраты на проведение таможенного аудита зависят от количества и объема согласованных процедур, но с учетом его автоматизации стоимость стандартной процедуры будет сопоставима по цене с процедурой на несколько деклараций.

Таможенный аудит – это инициативная, а необязательная проверка по согласованным участниками ВЭД-процедурам, напоминает управляющий ГК «Эксперт Групп» Евгений Балабайченко. Также она выражает независимое мнение аудитора о том, насколько участник ВЭД следует текущему таможенному законодательству. Причем во всех аспектах, а не только, к примеру, насколько корректно он заполняет таможенную декларацию.

– И третий момент: на основании заключения аудитора таможенные органы переносят контроль на этап после выпуска товаров и делают его для участников ВЭД максимально комфортным, – подчеркивает эксперт. – Во-первых, это снижение административной нагрузки на участников ВЭД, снижение рисков, это статус добросовестного участника ВЭД, если он получает положительное аудиторское заключение и, в конечном итоге, это снижение финансовых потерь, которые влекут за собой риски.

По словам Евгения Балабайченко, основные цели эксперимента по таможенному аудиту – это определение критериев как для аудиторов, так и для аудируемых лиц, разработка и определение методики проведения. Также в рамках эксперимента можно посмотреть программное обеспечение, которое существует на данный момент для проведения аудита.

– Для того, чтобы вам провели таможенный аудит, не нужно приобретать никакое программное обеспечение, – пояснил Евгений Балабайченко. – Но, для того, чтобы самостоятельно провести такую проверку, вы можете купить ПО, которое покажет ваши зоны риска. И пользоваться им для проведения самопроверок без привлечения кого бы то ни было.

Планируется, что институт таможенного аудита заработает в России с 2024 года

По словам эксперта, институт таможенного аудита должен вступить в силу с 2024 года. Но практика его проведения есть уже сейчас, и она показывает, что ошибки совершают все. – Из нашей практики 50% случаев – это переплата и недоплата по разным кодам ТН ВЭД, – отметил Евгений Балабайченко.

Однако при таможенного аудита бизнес подстерегают и определенные риски, считает руководитель практики таможенного регулирования и международной торговли Ernst&Young Вильгельмина Шавшина. В первую очередь они связаны с отсутствием нормативно-правовой базы, работу по подготовке которой должны провести таможенные органы.

– Такая работа может занять значительное количество времени и поэтому призываем бизнес активно участвовать в эксперименте, – продолжает эксперт. – Проблема заключается также в том, что аудиторские заключения подлежат оценке со стороны таможенных органов. Поэтому, в приказе также отмечается, что в ходе экспериментов в принципе планируется ответить на вопрос, можно ли использовать выводы аудитора для принятия каких-либо решений или нет?

Эксперт напоминает, что таможенный аудит – это совершенно новый и не апробированный механизм для России. Поэтому эксперимент нужен для того, чтобы все участвующие стороны полноценно подготовились к его официальному внедрению, поняли весь процесс, порядок, глубину взаимодействия и обмена информацией, выявили и впоследствии устранили несовершенства разработанного механизма, активно обменивались опытом. Результат — выработка предложений по разработке и внесению изменений в действующее законодательство.

– С внедрением таможенного аудита в систему взаимоотношений между таможенными органами и участниками ВЭД добавляются новые субъекты, – говорит Вильгельмина Шавшина. – Аудиторы, независимые эксперты, будут нести ответственность за оценку правомерности реализации внешнеэкономической деятельности.

По словам собеседн, на этапе эксперимента для агрегирования данных и формирования отчетов, а также для контроля сроков их подачи компаниям нужно будет привести в соответствие внутренние системы учета, а также установить некие программные продукты.

– Очевидно, это наложит как дополнительное административное, так и финансовое бремя на участников ВЭД, – отмечает Вильгельмина Шавшина. – Кроме того, не стоит забывать, что есть расходы на обучение сотрудников компании новым инструментам, ну и затраты на самих аудиторов.

Но на сегодняшний день не установлены какие-то точные требования к внутренним информационным системам, программному обеспечению, необходимому для проведения аудита. Поэтому, говорить о финансовых затратах на данном этапе – преждевременно, считает эксперт.

В эксперименте пока не все понятно. В первую очередь, стоит вопрос о том, по отношению к кому ФТС планирует применять таможенный аудит, уточняет таможенный аналитик Александр Пасечник.

– Основная масса таможенных платежей собирается с крупнейших участников ВЭД, которые проверяются и перепроверяются по 100 раз, – говорит он. – Большая часть участников ВЭД находится в системе низких уровней риска. Нужен ли им аудит?

По словам эксперта, также неясно, будет ли аудит обязательным, и если да, то за чей счет он будет проводиться.

Код коду не помеха

Суть:

Более 8 млн единиц контрафактной продукции выявила Федеральная таможенная служба по итогам 9 месяцев 2020 года. Это на 5% больше, чем в прошлом году, когда таможенники задержали 7,6 млн единиц контрафакта.

Как ранее сообщалось, до 2025 года в России будет создана комплексная система мониторинга и оценки ситуации в сфере борьбы с контрафактом, сообщают «Ведомости» со ссылкой на распоряжение премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

Ну а пока бизнес стремится защитить себя от подмены продукции самостоятельно. Один из таких сервисов – Pro-Control, который позиционирует себя как новая, физически не копируемая система маркировки продукции в виде наклейки с QR-кодом. Об этом рассказал основатель компании Станислав Сидоров на форуме «Интеллектуальные транспортные системы».



Одна из ключевых проблем сегодня – любой код можно скопировать. Поэтому у Pro-Control двухфакторная идентификация. А некопируемость достигается за счет собственного алгоритма генерации кода и считывания.



Первая задача проекта – это защита от подмены продукции, чтобы исключить попадание подделки в каналы продаж. И вторая задача – помочь производителям контролировать продукцию в различных каналах продаж – у дистрибьютора, у ритейлеров и так далее. (Источник: pro-ctrl.ru)

Для большинства крупных производителей, особенно у которых разветвленная дистрибьюторская сеть, важно понимать: какая продукция и через какие каналы продается. Так поясняет суть своего изобретения генеральный директор компании Pro-Control Станислав Сидоров. По его словам, на сегодняшний день только единицы поддерживают связь со своим потребителем.

– А как это сделать самым простым способом? Конечно же, через смартфон, – говорит Станислав Сидоров. – Те компании, которые используют обычный QR-код для защиты от подделки, даже если у них включен блокчейн, не могут гарантировать 100-процентный результат защиты от подделки. Так как QR-код можно скопировать и размножить.

Эксперт также привел пример, когда на рынке проверяли продавца курток. При проверке кодов государственной маркировки система показывала, что вся продукция оригинальная. Но когда начали сравнивать коды, то оказалось, что один и тот же код был размножен и наклеен на все куртки. Сервис Pro-Control имеет собственный алгоритм генерации кода, как внешнего, так и внутреннего.

– Во-вторых, у нас специальный нестандартный способ нанесения нашей маркировки, – продолжает он. – И в-третьих, нашу маркировку можно считать фирменным мобильным приложением или через веб-интерфейс смартфона, соответственно, без установки мобильного приложения.

По словам Станислава Сидорова, продукт уже пользуется спросом даже среди тех компаний, которые реализуют продукцию, подлежащую обязательной маркировке.

– Два наших клиента маркируют табак. У них идет двойная наклейка – это госмаркировка и наш некопируемый QR-код, – рассказывает эксперт. – Госмаркировка контролирует движение продукции от производителя до потребителя. И при этом на каждой, так называемой, остановке, например, у дистрибьютера или у оптовика, она должна быть отмечена. И только в этом случае есть некая гарантия оригинальности.

Складское «золото»

Суть:

На 20% выросли ставки на складские площадки в Москве и Санкт-Петербурге в третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из отчета JLL. Так, максимальная базовая ставка аренды в Московском регионе составила 4 900 рублей за квадратный метр в объекте класса «А». При этом ставка на аренду внутри МКАД достигла отметки в 10 тыс рублей за 1 кв. м.

В Северной столице ставка еще больше и составляет 4 920 рублей за 1 квадратный метр, следует из отчета Colliers.



По данным JLL, доля свободных площадей в Москве упала до отметки 0,5%, а по России в целом – до 1%. При этом спрос достиг отметки в 2 млн 100 тысяч квадратных метров по итогам 9 месяцев с начала года. По оценкам аналитиков, объем введенных складских площадок в этом году составит 1 млн 200 тысяч квадратных метров, чего недостаточно для покрытия текущих потребностей в качественных объектах.



В 2020-2021 годах складские мощности активно наращивали онлайн-ретейлеры и омниканальные ретейлеры. По прогнозам аналитиков JLL, объем сделок e-commerce в 2021 году вырастет на 25% по Москве и на 70% в регионах. (Источник: JLL)

В первую очередь стоит сконцентрироваться на площадках класса А и B, а не идти в различные странные помещения и этажи ниже первого. Так считает руководитель департамента международного развития Pony Express Денис Чесноков.

– Мы стараемся быть универсальным оператором и курьерской компанией, а не просто курьерской компанией, – поясняет он. – В первую очередь данная стратегия будет реализована в городах-миллионниках, затем – в менее населенных локациях.

По словам эксперта, на втором этапе стоит начать искать более мелкие складские объекты. Их площадь будет зависеть от того, в каком городе какой трафик будет преобладать. – Если будет преобладать курьерская доставка, потребуются небольшие помещения в шаговой доступности от клиентов, – продолжает Денис Чесноков. – К примеру, это могут быть жилые массивы. Если же в город доставляются преимущественно сборные палетированные грузы, то склад потребуется в промзоне.

Дефицит складских площадей, действительно, существует. И он вызван в том числе ростом электронной торговли, подтверждает операционный директор ПЭК: EASYWAY Дмитрий Воеводин.

– ПЭК: EASYWAY нацелен на развитие доставки next day, поэтому увеличиваем инфраструктурные мощности в Московской области, в Санкт-Петербурге и других регионах. Например, запустили новый складской комплекс на юге Москвы площадью 17 тыс. кв. м., – рассказал эксперт. – В планах арендовать еще две площадки на юге и севере Москвы. Параллельно изучаем варианты, чтобы открыть склады в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Краснодаре, Екатеринбурге и Новосибирске.

Для обработки посылок, согласно стандартам ПЭК, подходят площадки класса «А», «В+» и «В». Важно, чтобы склады были технически подготовлены для кросс-докинговых операций, подчеркивает эксперт. Кроме того, нужна удобная локация и съезд на магистральную дорогу.

– В целом же дефицит на рынке приводит к тому, что для складов «последней мили» некоторые игроки планируют использовать курьерские станции и цокольные этажи торгово-офисных центров, – резюмировал эксперт.

1Third Party Logistics (3PL) – предоставление логистических услуг или комплекса услуг – от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции поставщика услуг входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.


2FBS – Fulfillment by Seller – товары хранятся на складе селлера. Когда покупатель сделал заказ, вам нужно самостоятельно его собрать, упаковать и промаркировать по требованиям маркетплейса, подготовить сопроводительные документы, а затем доставить в пункт приема или сортировочный центр. В этой цепочке маркетплейс доставляет покупателю заказ.


3DBS (delivery by seller) – продавцы используют маркетплейс в качестве витрины, администрируют и продвигают ее, а фулфилмент и логистику организуют сами или передают под управление партнеров – фулфилмент-операторов.


Тэги: Трансазия Логистик Москва, Express RMS, Reworker, Эксперт Групп, Ernst&Young, Pro-Control, Pony Express, АК «ПРАВО для БИЗНЕСА», ФТС, ПЭК
16.12.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх