Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х

О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами

Алена Лебединец Алена Лебединец
корреспондент


Фото: krots.top

История Афганистана – это нескончаемая вереница больших и малых военных конфликтов. Но несмотря на риски Россия год от года наращивает товарооборот с этим государством Центральной Азии.

Так, согласно данным Федеральной таможенной службы РФ, по итогам 2023 года этот показатель вырос на 25% – до более чем $1 млрд. К 2030 году Москва и Кабул планируют довести взаимную торговлю до $10 млрд. Но для этого двум странам придется решить целый ряд проблем, которые связаны со страхованием грузов, взаимными расчетами и чрезвычайно слабо развитой как приграничной, так и транспортной инфраструктурой.

Пообщавшись с теми, для кого Афганистан перестал быть логистической terra incognita, «Логирус» выяснил:

  • • Какую дань собирают местные племена за проход иностранного грузового транспорта?

  • • Где и как найти перевозчиков в Афганистане?

  • • Чем отличается допустимая масса фуры в РФ и Афганистане?

  • • Куда не могут доехать грузы по железной дороге?

  • • Через какие страны российский бизнес расплачивается с афганскими контрагентами?

  • • Какие комиссии за переводы берут на «черном» финансовом рынке Кабула?

  • • И чего не стоит пугаться на переговорах с афганцами?

Опытом и реальными кейсами с «Логирусом» поделились:


Адиль Акавов
управляющий группы компаний AK GROUP, руководитель комитета по развитию бизнеса с Турцией и странам Ближнего Востока Ассоциации экспортеров и импортеров
Адиль Акавов
Эльвира Федорова
начальник отдела мультимодальных перевозок компании PRIME SHIPPING AGENCY LLC филиал в г. Ашхабад (Туркменистан)
Эльвира Федорова
Амид Амини
руководитель транспортной компании AFRUS Co Ltd
Амид Амини
Галина Боровик
инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам компании «Транс-Агент»
Галина Боровик
Антон Шонин
руководитель отдела по работе с клиентами компании «Лантранс»
Антон Шонин
Екатерина Кондратенко
исполнительный директор компании «АйДжиЭл Групп»
Екатерина Кондратенко
Андрей Соболев
генеральный директор компании «БТИ»
Андрей Соболев
Баходир Маруфов
руководитель транспортно-логистической компании KEBZU
Баходир Маруфов

Бездорожье, перегрузы на границе и плата за безопасный проход

Российские компании на данный момент в основном используют два маршрута, проходящих по территории Афганистана, рассказал «Логирусу» гендиректор «БТИ» Андрей Соболев.

  • 1. «РФ – Казахстан – Узбекистан – Афганстан (Хайратон – Мазари-Шариф – Кабул)» – для экспортно-импортных поставок;

  • 2. Сухопутный коридор из Ирана через пограничный переход «Герат» и далее в Узбекистан, Казахстан и РФ – для транзитных целей.

– Большинство грузов из России в Афганистан доставляется фурами или по железной дороге. Но отсутствие современных складов и нехватка профессиональных водителей существенно замедляют процессы, – добавил руководитель транспортной компании AFRUS Co Ltd Амид Амини.

Автодорожная сеть Афганистана была построена в конце ХХ века еще при участии СССР. Конечно, основные магистрали позже обновлялись, тем не менее большинство из них – это сплошное бездорожье, предупредил источник «Логируса».

Для автодоставки грузов из России в Афганистан используют перевозчиков из Узбекистана и Туркменистана, рассказал Андрей Соболев. При поставках из Индии нанимают пакистанские фуры, добавил Амид Амини. Но все они в большинстве случаев едут не дальше границы с Афганистаном. Там происходит перегруз в местные фуры.

– На территорию Афганистана могут заезжать пакистанские фуры. После въезда в страну местные племена требуют за безопасный проход одной машины $200-300, – отметил управляющий группы компаний AK GROUP, руководитель комитета по развитию бизнеса с Турцией и странам Ближнего Востока Ассоциации экспортеров и импортеров Адиль Акавов.

Грузовики на иностранных номерах в Афганистан заезжают крайне редко, рассказал руководитель транспортно-логистической компании KEBZU Баходир Маруфов. По его словам, это необходимо, так как из-за плохого состояния дорог, а кое-где и их полного отсутствия, иностранные фуры сломаются в пути и не достигнут пункта назначения.

Начальник отдела мультимодальных перевозок компании PRIME SHIPPING AGENCY LLC филиал в г. Ашхабад Эльвира Федорова придерживается иной версии. Она полагает, что перегрузы – часть протекционистской политики афганских властей, которые таким образом обеспечивают местных перевозчиков работой.

Адиль Акавов и вовсе считает перегруз на границе экономически обоснованным. Допустимая масса груза в Афганистане больше, чем в России или соседних Узбекистане и Туркменистане.

– Узбекская фура может привести 21-22 тонны груза, а афганская – 26 и более, – подчеркнул эксперт.

После въезда в Афганистан местные племена требуют с фур на иностранных номерах $200-300 за безопасный проход одной машины

При этом найти местного перевозчика достаточно просто: рядом с погранпереходами расположены стоянки грузовиков. Зафрахтовать машину можно за 1-2 дня, заверил Адиль Акавов. Но для этого российской компании потребуется местный контрагент или партнер.

Средняя ставка на автодоставку неопасного груза без терморежима из Москвы до границы Афганистана составляет $4 тыс., рассказала Эльвира Федорова. По сравнению с 2023 годом расценки снизились на 10-15%. Однако уже с 2025 года ожидается повышение ставок до $5 тыс. Транзитные сроки – 7-12 дней, в зависимости от сезона. Плюс в стоимость лучше заложить средства на допохрану груза: военизированное сопровождение обойдется примерно в $200, озвучила расценки эксперт. Но, по мнению Адиля Акавова, такие меры предосторожности требуется только для дорогостоящих грузов.

При этом чаще всего транспортные компании требуют предоплату: узбекские водители, например, работают со 100-процентным авансом, рассказал Баходир Маруфов.

– Если бизнес с афганским партнером уже налажен и в его надежности не приходится сомневаться, то размер предоплаты будет меньше. Но пока мы только прощупываем этот рынок, и должны обезопасить себя, – пояснил собеседник «Логируса».

Рельсы до границы, индексация по три раза за год и не прогнозируемые сроки доставки

По железной дороге грузы можно доставлять только до границы с Афганистаном, рассказала инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам компании «Транс-Агент» Галина Боровик. Для этого используют один из трех пунктов пропуска: «Хайратан» на границе с Узбекистаном, а также «Акина» и «Торгунди» на границе с Туркменистаном.

– В самом Афганистане железнодорожное сообщение отсутствует, – подчеркнула собеседница «Логируса». – Поэтому на границе осуществляется перевалка грузов на автотранспорт, который довозит товары до конечного пункта назначения.

Грузы по железной дороге перевозят исключительно в вагонах, отметила Галина Боровик. Контейнеры не используют из-за опасений, что порожние «ящики» не вернутся с афганской стороны, ведь агентов, способных контролировать этот процесс в стране нет.



 В июле 2023 года Пакистан, Узбекистан и Афганистан подписали совместный протокол о строительстве Трансафганской железнодорожной магистрали, которая соединит узбекскую железнодорожную сеть с пакистанскими железными дорогами через афганскую территорию. Предполагается, что маршрут пройдет через Термез, Мазари-Шариф и Логар к пакистанскому пограничному пункту «Харлачи» в районе Куррам. Этот проект рассматривается как дополнительный коридор, благодаря которому Россия диверсифицирует южное направление с выходами как в иранские, так и пакистанские порты, дополняя МТК «Север – Юг».

Железнодорожные тарифы, по словам Галины Боровик, выросли за последний год практически на треть. Так, в 2024 году стоимость доставки на маршруте «Россия – граница Афганистана» составила более 1 млн рублей, хотя еще год назад была 923 тыс. рублей, а в 2022 году – 690 тыс. рублей.

– Стремительный рост связан, в первую очередь, с издержками при конвертации валют. Кроме того, администрации Казахстанских, Узбекских и Туркменских железных дорог повышают тарифы за транзит, экспортные и импортные перевозки по своей территории на 13-16% не менее трех раз в год. Проводит индексацию и РЖД: ежегодно цены растут на 10-20%, – пояснила эксперт.

Сроки доставки по железной дороге составляют от 7 до 14 дней, рассказал гендиректор БТИ Андрей Соболев. При этом прогнозированию реальная продолжительность перевозки поддается с трудом, так как на территориях Казахстана и Узбекистана часто случаются задержки из-за проведения таможенных процедур и перецепки вагонов на узловых станциях.

Страхованием грузов занимаются, в основном, местные компании, а также фирмы, расположенные в ОАЭ, Узбекистане и Туркменистане, пояснила Галина Боровик. Оформление полиса не является обязательным. В среднем сумма «страховки» составляет примерно 0,2% от стоимости товара по инвойсу. Она распространяется на такие риски, как хищение, порча, стихийные бедствия и т.д.

Железнодорожные тарифы выросли за последний год практически на треть. Так, в 2024 году стоимость доставки на маршруте «Россия – граница Афганистан» составила более 1 млн рублей, хотя еще год назад была 923 тыс. рублей. Фото: wikimedia.org

Таможня из 90-х и запрещенные грузы

Таможенные процедуры в Афганистане упрощены и не вызывают дополнительных расходов, рассказал гендиректор «БТИ» Андрей Соболев. Тем более, что местные партнеры обычно встречают на таможне свой груз.

– Сама процедура таможенного оформления в Афганистане аналогична другим. Однако, стоит помнить, что система таможенного контроля в стране только в процессе становления и часто напоминает российскую таможню 90-х годов.

Профессионализм сотрудников на границе оставляет желать лучшего, чаще всего они даже не разбираются в тех документах, которые им предоставляют, – поделился опытом управляющий группы компаний AK GROUP, руководитель комитета по развитию бизнеса с Турцией и странам Ближнего Востока Ассоциации экспортеров и импортеров Адиль Акавов.

Пакет документов для оформления грузоперевозки в Афганистан стандартный.

  • • упаковочный лист экспортного товара;
  • • сертификат происхождения и качества;
  • • контракт;
  • • инвойс;
  • • транспортные документы;
  • • коносамент.

При этом, по словам Адиля Акавова, язык, на котором оформлены сертификаты, значения не имеет. Таможня примет любые, главное, чтобы было что предъявить.

Принимая во внимание религиозные особенности исламского государства, перевозка алкоголя, свинины и изделий из нее недопустима через территорию Афганистана. В остальном, список запрещенных товаров схож с другими странами, добавил руководитель транспортной компании AFRUS Co Ltd Амид Амини.

– В страну можно завозить продукцию, у которой есть сертификат «халяль». Периодически в Афганистане для защиты внутреннего рынка могут вводиться сезонные ограничения на ввоз хлопка, которого в стране и так достаточно. Но в таких случаях достаточно дождаться квот и груз проедет, – посоветовала начальник отдела мультимодальных перевозок компании PRIME SHIPPING AGENCY LLC филиал в Ашхабаде Эльвира Федорова.

Кроме того, под запрет могут попасть «спецгрузы»: химические (например, нитрат аммония), оружие. Такая продукция требует отдельных разрешений, объяснил руководитель отдела по работе с клиентами компании «Лантранс» Антон Шонин.

Таможенные процедуры в Афганистане упрощены и не вызывают дополнительных расходов, рассказал гендиректор «БТИ» Андрей Соболев. Тем более, что местные партнеры обычно встречают на таможне свой груз. Фото: wikimedia.org

Ставки таможенных пошлин в Афганистане варьируются в диапазоне от 0% до 30% в зависимости от кода ТН ВЭД. Если стоимость товара превышает €50 тыс., показатели увеличиваются, объяснила Эльвира Федорова.

– Так же есть таможенная статистика стоимости товаров. Не получится привезти товар, указав стоимость, к примеру, $1, если кто-то его уже завозил по цене $10. Аналог российской корректировки таможенной стоимости будет применен, – предупредил Антон Шонин.

Трехсторонние договоры и «черный валютный рынок» в центре Кабула

Взаиморасчеты с афганскими контрагентами могут происходить как в наличной, так и безналичной формах, пояснил руководитель транспортной компании AFRUS Co Ltd Амид Амини. Основные валюты для расчетов – доллары США и евро. При этом в самом Афганистане превалируют расчеты наличными, отметил руководитель отдела по работе с клиентами компании «Лантранс» Антон Шонин. Например, так оплачиваются грузоперевозки.

– Обычно афганские контрагенты предпочитают открывать филиалы в соседних странах, таких как ОАЭ, Турция или Узбекистан. Это дает возможность проводить взаиморасчеты с иностранными партнерами, – пояснила начальник отдела мультимодальных перевозок компании PRIME SHIPPING AGENCY LLC филиал в Ашхабаде Эльвира Федорова.

Для расчетов с Афганистаном чаще всего заключаются трехсторонние договоры, по которым оплачивают товары компании из Дубая, Стамбула или Ташкента, а импортером является уже афганская фирма, добавил управляющий группы компаний AK GROUP, руководитель комитета по развитию бизнеса с Турцией и странам Ближнего Востока Ассоциации экспортеров и импортеров Адиль Акавов.

Афганские партнеры компании «Лантранс» принимают оплату в безналичной форме через Турцию или США. Кроме того, в начале ноября 2024 года казахстанский и афганский банки провели первую тестовую транзакцию. Несмотря на то, что сумма перевода составила всего $10 тыс., правительства обеих стран планируют наращивать объемы платежей и расширять список доступных валют для банковских операций.

Вместе с тем, в Афганистане работает около 17 местных банков, рассказал гендиректор «Бюро технической инвентаризации» Андрей Соболев. Срок проведения платежей может достигать пяти суток, добавил Антон Шонин.

Центральный банк страны осуществляет конвертацию в рубли как долларов США, так и местной валюты – афгани. Таким образом, контракты можно заключать и в рублях. Кроме того, доля афганского бизнеса, который открывает счета в российских банках за последний год выросла, подчеркнула инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам компании «Транс-Агент» Галина Боровик.

– Поток предпринимателей из Афганистана также кратно увеличился в последнее время. Делегации местного бизнеса стали частыми гостями в сельскохозяйственных и продовольственных регионах России, таких как Краснодарский край или Ставрополье. Я думаю, что вскоре афганцы будут открывать счета нерезидентов в российских банках и мы перейдем на взаиморасчеты в рублях, – уверен Адиль Акавов.

Пытаются открывать банковские счета в Афганистане и российские компании. Это потребует несколько недель и внушительный пакет документов, пояснила Эльвира Федорова. Кроме того, компаниям из РФ понадобится регистрация в местной Торгово-промышленной палате, отметил Андрей Соболев.

Также в Афганистане работают международные платежные системы, в том числе и те, что ушли из РФ, добавил Андрей Соболев. А на центральном рынке Кабула, по словам эксперта, можно отправить практически любую сумму в нужную страну. Комиссия за перевод на черном рынке составит от 1% до 6 %, а получить деньги партнер сможет буквально через пол часа в любой точке мира.

Строгий шариат, кофейные традиции бедуинов и сила слова

Афганистан – это исламское государство, поэтому необходимо чтить культурные традиции и религиозные устои страны, отметила исполнительный директор компании «АйДжиЭл Групп» Екатерина Кондратенко. Строгие законы шариата нужно соблюдать беспрекословно, иначе деловые контакты с местными партнерами закончатся даже не начавшись.

Деловая переписка с представителями Афганистана, да и переговоры в целом, всегда начинаются с «долгих светских разговоров», объяснил управляющий группы компаний AK GROUP, руководитель комитета по развитию бизнеса с Турцией и странам Ближнего Востока Ассоциации экспортеров и импортеров Адиль Акавов. Коммуникация с афганцами, как и во многих восточных странах, всегда начинается с неторопливой беседы о семье и здоровье за чашкой чая или кофе.

– На переговорах приходилось встречаться с бедуинской традицией, которая относится к кофе. Гостю будут наполнять чашку до тех пор, пока он не покачает ею из стороны в сторону, давая понять хозяину, что он уже достаточно взбодрился. Но здесь тоже есть свой небольшой нюанс, злоупотреблять гостеприимством не стоит, по этикету после 3 чашки нужно подать «знак» хозяину, иначе есть риск прослыть невеждой, – предупредила Екатерина Кондратенко.

Также не стоит забывать о том, что страна последние 70 лет находится в состоянии вооруженных конфликтов. Поэтому, собеседники «Логируса» советуют не обращать внимание на то, что переговоры с афганской стороной могут проходить с оружием.

«На переговорах приходилось встречаться с бедуинской традицией, которая относится к кофе. Гостю будут наполнять чашку до тех пор, пока он не покачает ею из стороны в сторону, давая понять хозяину, что он уже достаточно взбодрился.» Источник фото: falsafemir.wordpress.com

– В целом нужно понимать, что Афганистан это отдельная цивилизация со своей культурой и устоями, к этому еще накладывается неоднородный этнический состав: пуштуны, хазары, узбеки, таджики, пешавары. Отсутствие образования у большинства местных жителей и сильные религиозные взгляды местного населения также накладывают свой отпечаток на деловые коммуникации. Поэтому, при перемещении по стране лучше иметь местного переводчика, который знает специфику того или иного района, – резюмировал Андрей Соболев. Торговаться с представителями делового сообщества, уверены собеседники «Логируса», можно и нужно.

– Стиль переговоров афганцев, как и других восточных народов, основан на том, чтобы торговаться, при этом не давая четких «да» или «нет». Представителям российского бизнес-сообщества следует всегда быть готовым к тому, что партнеры из Афганистана будут настаивать на скидке или наоборот взвинтят цену на 30-40%, – объяснил Адиль Акавов.

При этом, добавил эксперт, нужно помнить, что искусство торговаться в Афганистане крайне важно. Каждый раз уступая в чем-то партнерам, нужно оговаривать какие-то выгоды и для себя. Иначе можно прослыть слабым переговорщиком.

О том, какие подарки дарят представителям Ирана читайте в статье «Иран: таароф и бизнес глаза в глаза».

Хотя большинство афганских предпринимателей и получили образование в западных странах, это не означает, что они полностью приняли западную культуру проведения переговоров, подчеркнула Екатерина Кондратенко. Поэтому местные предприниматели в первую очередь будет стараться вести диалог именно с представителем мужского пола.

Как и в других восточных странах, важную роль в деловой коммуникации в Афганистане играет дресс-код, особенно для женщин, поделился опытом гендиректор «БТИ» Андрей Соболев. Приезжая в Афганистан, девушкам следует надевать аббаю, или хотя бы покрывать голову и плечи платком. Одежда должна быть свободной и не яркой. Для мужчин правил в одежде гораздо меньше. Однозначно отрицательно будут восприняты шорты. Но, по словам Андрея Соболева, вместо ботинок можно спокойно надеть сланцы.

По поводу облачения в традиционные костюмы мнение собеседников «Логируса» разделились. Так, Антон Шонин, ссылаясь на афганских коллег, заверил, что покупать и надевать традиционную одежду на переговоры нельзя: партнеры могут воспринять это как обиду. Андрей Соболев же утверждает, что пуштунский этнический костюм, наоборот, поможет расположить к себе контрагентов. Сшить его можно прямо в стране: обойдется это недорого – 3-4 тыс. афгани (75 афгани = $1) и быстро, всего за несколько часов.

О том, какие правила дресс-кода существуют в ОАЭ и Саудовской Аравии читайте в статье «Эмираты и Саудовская Аравия: азбука бизнес-общения».

– Но будьте готовы к тому, что письменные договоры с представителями Афганистана заключить не получится. Они в этой стране не работают. Гораздо большую роль играет там сила данного слова. Но для страховки, лучше все-таки работать с афганскими партнерами по предоплате, – посоветовал Адиль Акавов.

В целом, считает Андрей Соболев, русских туристов и бизнесменов, афганцы воспринимают положительно и выказывают свое уважение. Более того, гостеприимство афганцев сложно сравнивать с другими восточными странами, признался руководитель отдела по работе с клиентами компании «Лантранс» Антон Шонин. Иногда его бывает даже слишком много.

Тэги: Афганистан, логистика, грузоперевозки, деловые коммуникации, Адиль Акавов, PRIME SHIPPING AGENCY LLC, AFRUS Co Ltd, Транс-Агент, АйДжиЭл Групп, Лантранс, Бюро технической Инвентаризации, VED-online, KEBZU
28.11.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх