Долгая дорога в Ханой
О том, почему российско-вьетнамские торговые отношения то буксуют, то несутся со скоростью света
Евгения Зейналова специальный корреспондент |
Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом уже более трех лет. В октябре 2016 года вступило в силу Соглашение «О зоне свободной торговли» между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Оно подразумевает обнуление импортных пошлин на 98% тарифных линий, унификацию мер таможенного регистрирования, упрощение доступа производителей стран ЕАЭС на рынок государственных закупок Вьетнама. По состоянию на 2020 год отменены 2/3 импортных пошлин, оставшиеся будут обнулены в течение 10 лет.
Напоминаем, что 2019 год был объявлен годом Вьетнама в России. Тем не менее, товарооборот между нашими странами пережил спад. В прошлом году сальдо торгового баланса России с Вьетнамом сложилось отрицательное в размере $2,64 млрд, однако все же оно увеличилось на 126,9% в сравнении с 2018 годом.
При этом, глядя на торговую статистику, хочется назвать годом Вьетнама как раз-таки текущий, «пандемийный» год. С первых месяцев внешнеэкомические отношения между нашими странами получили положительное развитие: доступ на вьетнамский рынок, наконец, получили российские экспортеры свинины и индейки. Кроме того, в январе-мае Вьетнам увеличил закупки в России солодового экстракта (в 1,7 раза до $7 млн) подсолнечного масла (в 2,4 раза до $4,3 млн), говядины (на 39% до $1,8 млн).
Все вышесказанное наталкивает на следующие вопросы:
- • Какие преференции предлагает российским участникам ВЭД зона свободной торговли с Вьетнамом?
- • Почему торговля между нашими странами развивается неравномерно, «прыгая» от рекордного роста к отрицательным показателям?
- • При чем тут «серые» схемы и азиатская вежливость?
- • С какими сложностями сталкиваются предприниматели, прокладывающие путь на вьетнамские рынки? • Какие знания и навыки в перспективе помогут эти трудности преодолеть?
Ответы на эти вопросы «Логирус» искал вместе с создателем и генеральным директором компании «Бизнес Логистика» Анной Фомичевой и генеральным директором ООО «Международная Форвардинговая Компания» Олегом Гуляевым.
Анна Фомичева, генеральный директора компании «Бизнес Логистика». Мы попросили ее рассказать об основных преференциях и особенностях функционирования Зоны свободной торговли.
Олег Гуляев, генеральнй директор ООО «Международная Форвардинговая Компания». Мы попросили Олега прокомментировать, как реализуются основные положения Соглашения и какие проблемы встречаются на пути выстраивания логистической цепочки РФ-Вьетнам.
Кому пандемия, а кому — рост ВВП
В исследовании, оценивающем влияние Covid-19 на экономику развивающихся стран, The Economist поставил Вьетнам на 12 место из 66 по показателям финансовой стабильности.Вьетнам действительно вышел из мировой пандемии с наименьшими потерями. ВВП страны, по итогам первого квартала 2020 года, даже вырос на 3,4%. Темпы экономического роста в 2020 году с докризисных 6,5% упадут до 3-4%, однако к 2021 году страна полностью оправится от влияния пандемии, следует из прогноза Всемирного банка.
Одним из главных факторов непрерывного экономического роста Вьетнама стала способность страны последовательно наращивать экспорт. По данным отчета аналитического агентства PwC, экспортные объемы по итогам первого квартала остались на уровне 2019 года — $264, 19 млрд. Хотя стоит признать, что эти показатели пока еще не учитывают падение спроса в США и Европе, связанное с пиком пандемии.
«Основной поток грузов из Вьетнама идёт морем или авиатранспортом — поясняет Анна Фомичева. — При этом авиадоставка остается довольно затратным способом перевозки и подходит только для дорогостоящих групп товаров. Доставка железнодорожным транспортом также затруднена из-за разницы в ширине колеи».
Контейнерные морские перевозки – самый экономичный способ доставки груза из Вьетнама. В стране развитая инфраструктура морских портов, вблизи которых размещаются производственные и складские площади, уточняет Анна.
В условиях нарушенных логистических связей и повсеместно закрытых границ, Вьетнам представляет одним из наиболее стабильных и открытых торговых партнеров РФ, отмечает эксперт. «За 4 месяца экспорт нашей страны превысил $1 млрд, положительное сальдо торгового баланса составило почти $3 млрд, — цитирует Анна Фомичева выдержку из недавнего доклада премьер-министра Нгуен Суан Фук. — Как вы думаете, можно ли прогнозировать снижение транспортной и торговой доступности Вьетнама? На мой взгляд, нет».
Вьетнам: торговый ликбез
Внешнеэкономическая деятельность Вьетнама регулируется тремя законодательными актами: Постановлением № 69/2018/ND-CP «О порядке применения закона о регулировании внешней торговли» (ссылка на англоязычный перевод), Циркуляром Министерства промышленности и торговли Вьетнама № 12/2018/TT-BCT от 15.06.2018, а также Циркуляром Минздрава СРВ № 30/2015/TT-BYT от 12.10.2015. В них приведены:- • списки товаров, запрещенных к экспорту/импорту,
- • списки товаров, временно запрещенных к экспорту/импорту,
- • списки товаров, экспорт-импорт которых осуществляется по лицензии (разрешению) Министерств.
Размер стандартных экспортных пошлин составляет от 0 до 45%. Импортные пошлины рассчитываются, исходя из трех категорий ставок: обычная, преференциальная, специальная преференциальная в рамках зон свободной торговли.
• Экспортные или импортные товары, принадлежащие иностранным организациям и физическим лицам, пользующимся во Вьетнаме дипломатическими льготами.
• Импортные товары, используемые в производстве для зарубежных стран, подлежащие последующему вывозу.
• Товары, импортируемые вклада в основные средства стимулированных инвестиционных проектов и проектов инвестиций из официальных фондов помощи развитию (ODA).
• Импортные материалы и оборудование, используемые в нефтегазовой сфере.
• Импортные товары, используемые для проведения научно-исследовательских работ и развития технологий.
• Некоторые продукты сельского хозяйства.
• Машины, оборудование, материалы и средства транспорта, которые не производятся во Вьетнаме и импортируются для научных изысканий и технологического развития.
• Машины, оборудование, запасные части, спецтранспорт и необходимые материалы, которые не производятся во Вьетнаме и используются для разведки и разработки месторождений нефти и газа.
• Товары, импортируемые с гуманитарными целями, безвозмездная международная помощь, иностранные пожертвования государственным органам и физическим лицам (с учетом ограничений).
• И другие товары.
Сертификация продукции производится государственным аккредитационным органом STAMEQ, техническими организациями, находящимися в его подчинении и региональными департаментами.
Не таможней единой: льготы для участников ВЭД
Однозначный интерес к укреплению двусторонних торговых связей демонстрирует не только Москва, но и Ханой. По словам Анны, на фоне пандемии коронавируса вьетнамские предприниматели начали поиск новых бизнес-моделей, позволяющих обойти существующие транспортные ограничения и при этом привлечь в страну новый поток инвестиций.• Минеральные продукты – 50,53% от всего объема экспорта.
• Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё — 16,55% от всего объема экспорта.
• Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) — 11,90% от всего объема экспорта.
• Продукция химической промышленности — 9,77% от всего объема экспорта.
• Машины, оборудование и транспортные средства – 57,01% от всего объема импорта РФ из Вьетнама.
• Текстиль и обувь – 23,10% от всего объема импорта.
• Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё – 12,61% от всего объема импорта.
• Продукция химической промышленности – 2,69% от всего объема импорта.
Соглашение «О зоне свободной торговли» открывает широкие возможности для ввоза этих товаров на территорию РФ. Так, при таможенном оформлении транспортных средств и обуви используется ставка Единого таможенного тарифа. Тропические фрукты и орехи — например, сверхпопулярное манго — в 2020 году облагается сниженной ставкой в размере 6,8% от таможенной стоимости с постепенным снижением до 0% к 2025 году. Ставки на продукцию химической промышленности, например, удобрения, с 2020 года обнулены.
«Например, сверхпопулярное манго — в 2020 году облагается сниженной ставкой в размере 6,8% от таможенной стоимости с постепенным снижением до 0% к 2025 году»
При этом преференции не ограничиваются только таможенными тарифами, подчеркивает Анна. Послабления затрагивают:
• Техническое регулирование. Участники ВЭД получают предсказуемые и понятные стандарты и технические регламенты. Например, Соглашение предусматривает наличие 180-дневной отсрочки между принятием технического регламента и его вступлением в силу. Это позволяет поставщикам без спешки подготовиться к работе в новых условиях.
• Фитосанитарное и санитарное регулирование. Соглашение предусматривает возможность для экспортеров договориться с Вьетнамом о признании санитарных норм ЕАЭС в отношении определенной продукции. Это серьезно сокращает временные и материальные затраты поставщиков при ввозе продукции на вьетнамский рынок.
• Защиту прав на объекты интеллектуальной собственности. Допустим, законодательства стран ЕАЭС предусматривают правовую охрану наименований мест происхождения товаров (НМПТ). Вьетнам, напротив, не признает НМПТ, предоставляя правовую охрану географическим указаниям (ГУ). Соглашение же нивелирует этот спор, функционально приравнивая ГУ и НМТП.
Кроме того, благодаря Соглашению правообладатели ГУ и НМПТ получают большие гарантии обеспечения и защиты их интересов: достигнутые договоренности позволяют государственным органам любой стороны по собственной инициативе или по запросу заинтересованного лица отказать или аннулировать регистрацию товарного знака, если он вводит потребителя в заблуждение в отношении действительного места происхождения товара. Подобная ситуация возникает, когда товарный знак продукции включает в себя или представляет собой ГУ или НМПТ, однако по факту не происходит с обозначенной территории.
• Таможенное администрирование. Соглашение закрепляет единый подход к таможенным процедурам, классификации товаров и определению таможенной стоимости. Так, документ предусматривает создание в краткосрочной перспективе электронной системы обмена информацией между таможенными службами, которая поможет бороться с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости и другими антиконкурентными практиками.
«Серые схемы», бюрократия и азиатская вежливость
Вьетнам наращивает экономику, открывает границы и предлагает партерам из РФ преференции в рамках зоны свободной торговли. Тем не менее, товарооборот между нашими странами растет неравномерно: от рекордного за всю историю дипломатических отношений $6,1 млрд долларов в 2018 году до $4,9 млрд в 2019 году. В 2020 году эти «качели» снова начали движение вверх: по итогам первого квартала товарооборот составил $1,12 млрд, увеличившись на 9,07%.В чем причины таких существенных колебаний? С этим вопросом «Логирус» обратился к Олегу Гуляеву, генеральному директору ООО «Международная Форвардинговая Компания». Проблемы развития торговых отношений между нашими странами лежат не столько в сфере функционирования зоны свободной торговли. Есть ряд структурных недочетов, и главный из них — слабо отстроенная логистика. Все логистические пути сконцентрированы в авиа- и морских перевозках, подчеркивает Олег.
О сложностях, связанных с включением Китая в логистический маршрут РФ-Вьетнам, говорит и Анна Фомичева. Многие участники ВЭД предлагают, на их взгляд, прогрессивное решение: ввезти товар из Китая во Вьетнам, перемаркировать и переупаковать его с тем, чтобы получить ряд преференций на основании ввоза на территорию ЕАЭС. Но ничего «оптимизационного» в этой схеме нет, подчеркивает Анна.
В ситуации, когда китайский товар планируют переупаковать во Вьетнаме и ввезти на территорию ЕАЭС, нарушаются условия предоставления тарифных преференций (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 (ред. от 18.11.2019) "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций") и Соглашения «О зоне свободной торговли», согласно которым товары должны соответствовать критериям достаточной переработки, — поясняет эксперт1.
Следует понимать, что некоторые операции — например, заморозка, переупаковка, резка, розлив, фасовка — считаются недостаточными для отнесения товаров к происходящим с территории Стороны. Правила происхождения определены в главе 4 Соглашения, описывающей детали поставки с территории экспортирующей Стороны, правила закупки товара в стране-участнице Соглашения и предоставления сертификата таможенному органу импортирующей Стороны.
Если таможенными органами по результатам проведения контроля выявлено, что представленный при декларировании товаров сертификат или документ о происхождении товара не является подлинным, никакой речи о предоставлении преференций идти не может, отмечает Анна.
Олег Гуляев добавляет, что определенные трудности с импортом из Вьетнама возникают из-за характера грузов. «Что составляет основной грузопоток из Вьетнама? Манго, текстиль, товары народного потребления. Существует определенная специфика сертификации и таможенного оформления этих товаров, которая осложняет ввоз продукции в РФ. Но в рамках зоны свободной торговли все преференции соблюдаются.
Какие это сложности? Например, процедура оценки соответствия и получения сертификата занимает 2 месяца. Все циркуляры и нормативы написаны на вьетнамском языке. Во Вьетнаме нет единого знака соответствия, каждый товар маркируется отдельно, в соответствии с техническими регламентами оценки соответствия.
«Какие это сложности? Например, процедура оценки соответствия и получения сертификата занимает 2 месяца»
Административные барьеры действительно оказывают существенное влияние на деятельность участников ВЭД. По словам Анны Фомичевой, во Вьетнаме действует около 6 800 национальных стандартов. Наличие взаимно противоречащих нормативно-правовых актов, а также отсутствие четкого разделения полномочий органов исполнительной власти делает вьетнамский рынок недостаточно прозрачным и понятным для иностранного бизнеса.
Например, источники договорного права разбросаны по разным документам и не регулируются в основном одним централизованным документом. Договорное право в основном регулируется в договорных положениях Гражданского кодекса 2015 года и «Закона о коммерции» 2005 года. При этом «Закон о коммерции» был создан на основе Гражданского кодекса 2005 года, в котором основные положения документа вступали в конфликт с положениями предыдущей редакции Закона о коммерции. Но вместо того, чтобы урегулировать этот конфликт, правительство просто утвердило новую версию Гражданского кодекса.
Что получилось в итоге? Вышеназванные документы содержат в себе различные положения по договорному праву. Классическим примером служит норма о наибольшей величине штрафа за нарушение договора. Гражданский кодекс не ограничивает максимальный уровень наказания и позволяет действовать по соглашению сторон, тогда как Закон о коммерции, регулирующий эти же положения, предусматривает максимальный размер не более 8% от стоимости нарушенных договорных обязательств.
«Согласно ежегодному рейтингу агентства Transparency International "Индекс восприятия коррупции", по степени коррумпированности Вьетнам находится на 96 месте из 180»
Кроме того, добавляет Анна, во Вьетнаме высокий уровень коррупции. Согласно ежегодному рейтингу агентства Transparency International «Индекс восприятия коррупции», по степени коррумпированности Вьетнам находится на 96 месте из 180. Большинство жителей, в том числе чиновников, не знают английского языка, все деловые переговоры ведутся на вьетнамском.
Вьетнам: правила игры
Как решить возникающие проблемы? Эксперт призывает опираться на основные положения Соглашения «О зоне свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической республикой Вьетнам, а также на базовые знания ведения ВЭД, которые обязательно должны дополняться пониманием социально-культурной специфики страны.Вьетнам — не самый «простой орешек» для внешней экономической деятельности. Активная и внешне открытая к торговым отношениям, эта азиатская страна при ближайшем рассмотрении оказывается клубком сложных государственных и национальных связей. Разобраться в этом клубке может быть непросто.
Но результат стоит затраченных усилий. Либерализация доступа экспортеров на вьетнамский рынок повысит конкурентоспособность российской продукции и создаст новое поле игры для участников ВЭД. С другой стороны, благодаря упрощению ввоза вьетнамских товаров на рынок ЕАЭС, снизится конечная стоимость этой продукции, и любимые всеми тропические фрукты, орехи, соусы, одежда, обувь станут еще доступнее для российского потребителя.
1Согласно соглашению, к товарам, которые полностью соответствуют критериям достаточной переработки, относятся: полностью полученные или произведенные товары (ст. 4.4. Соглашения). Полностью произведенные в одной или обеих Сторонах товары исключительно из материалов из одной или обеих Сторон. Произведенные на территории Стороны с использованием непроисходящих материалов и удовлетворяющие требованиям особых критериев происхождения, приведенным в Приложении 3 «Перечень особых критериев происхождения».
Тэги: ВЭД, экспорт-импорт, ЕАЭС, льготы, стратегия развития, Вьетнам
21.07.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Стейблкоины, крипта и расчетная суета
Могут ли криптовалюты стать «волшебной таблеткой» для международных расчетов и что этому может помешать -
«Дозвол» на негабарит: система может разрешит?
На чем перевозчики «теряют» деньги при онлайн-выдаче спецразрешений и как они пытаются решать эти проблемы -
Артем Ефимов: «Из-за роста убыточности самострахование стало финансово опасным»
Гендиректор Zunami о «бутафорских фондах» взаимного страхования, комплексных полисах для разных финансовых рисков, повышении точности прогнозирования и урегулировании убытков -
Запасный «преп-выход» из «недоеденного» фулфилмента
Россия стоит на пороге нового рынка для мелких селлеров, отвергнутых маркетплейсами и готовых платить. Кто выйдет на эту охоту первым? -
«Последняя миля»: в погоне за ценами
Как повысить эффективность курьерской доставки в условиях, когда стоимость обработки заказов растет ежедневно