Рубрики:
Беспилотные перспективы: логистика в небе и на дорогах
О беспилотниках, которые уже бороздят мировые логистические просторы или только собираются их покорить
![]() |
Алена Лебединец корреспондент |

Будущее, о котором писали фантасты и вещали с экрана телевизора, потихоньку становится реальностью и в логистике. Складским учетом в крупных распредцентрах занимаются дроны, кофе с мороженым или суши на работу может привезти «Яндекс.Ровер», а грузоперевозками между Москвой и Санкт-Петербургом занимаются беспилотные «КамАЗы».
Успехи отечественных разработчиков «бесчеловечных» технологий глава Минтранса РФ Роман Старовойт оценил высоко, заявив, что Россия входит в пятерку лидеров по развитию беспилотного транспорта. «Логирус» на слово верить не стал и собрал примеры, как отечественные беспилотники смотрятся на фоне зарубежных ноу-хау.
Итак, начнем.
И постамат, и курьер, и кофейня на колесиках

Китайский NEOLIX X3 может не только доставлять посылки, но и быть мобильным ПВЗ, кофейней и даже минимаркетом на колесах. Фото: tadviser.ru
Судя по этому фото, главной супер-способностью китайского беспилотника NEOLIX X3 является способность делать детей счастливыми. Несмотря на свои скромные габариты – ростом он едва обогнал ребенка – этот ПВЗ на колесиках за один рейс может доставить 200-300 посылок общим весом до 500 кг. Одна из них явно сделала маленькую девочку на фото, ну или большого китайского рекламщика за кадром счастливее.
Ориентироваться в плотной городской застройке и не набить шишек NEOLIX X3 помогают разнообразные сенсоры и камеры. А скромные размеры позволят протиснуться там, где фургон застрянет наглухо. Главное, чтобы был зазор в 1,5 метра. Но скорость движения не впечатляющая – 50 км/ч. На это же способны курьеры на мопедах, хотя будем честны, 200 посылок или 500 кг за раз они прихватить не смогут.
Несмотря на то, что первые модели NEOLIX X3 были презентованы разработчиками в конце мая 2024 года, уже в августе беспилотные доставщики получили разрешение муниципальной почтовой администрации Нанкина (LR. город на востоке Китая) на дорожные тесты. Более того, компания уже внедрила более 200 беспилотных автомобилей для доставки в нескольких городах Поднебесной.
Итальянская Rhea Vendors Group шагнула дальше и превратила NEOLIX X3 в «кофейню на колесах». Вслед за этим разработчики предложили еще один вариант переоборудования: продуктомат с регулируемой температурой хранения.
Кто знает, может быть, Х5 или «Магнит» воспользуются идеей и вдохнут новый смысл в привычный формат «магазина у дома».
«Желтый утенок» на фоне европейского Средневековья

Clevon не конкурент курьерам на транспорте, но пеших доставщиков точно обгонит, ведь его скорость 29 км/ч. Фото: estonianworld.com
По мощеным улочкам столицы Эстонии Таллину еще пару сотен лет назад мерно колесили кареты, запряженные лошадьми. А в XXI веке им на смену пришли ярко желтые беспилотники Clevon, запущенные в совместном проекте с DHL Express Estonia для коммерческой доставки на последней миле.
Кстати, Clevon вряд ли угнался бы за лошадью, несущейся галопом, ведь его максимальная скорость всего 29 км/ч. Обогнать современные мопеды ему тоже не под силу. Так что дать фору этот беспилотник смог бы только пешим курьерам.
Уступает Clevon своему китайскому коллеге и в дальности передвижения. За 5-часовую смену он способен проехать всего 70 км. А его грузоподъемность и вовсе в 3 раза меньше – 150 кг. «Недалекость» и «слабосильность» разработчики попытались компенсировать быстрой зарядкой: с 20% до 80% за 45 минут и низким потреблением энергии: в идеальных ситуациях 42 Вт*ч на км. Еще одно отличительное свойство Clevon – он требует контроля со стороны удаленного оператора.
Тише едешь, дороже стоишь

Роботы-доставщики Serve Robotics умеют замедляться на бездорожье, чтобы не расплескать перевозимые напитки или не перевернуть свежую пиццу. А лозунг компании: зачем доставлять 2-фунтовые буррито (LR: 900 гр) в 2-тонных автомобилях? Фото: foxnews.com
Судя по внешнему виду беспилотника американской компании Serve Robotics его создатели явно неровно дышали к мультипликационному роботу ВАЛЛ-И от студии Pixar. Как и экранный прототип этот робокурьер отличается выразительными «глазами-блюдцами». На этом, правда, сходство заканчивается. При этом за свою внешность он стал лауреатом премии Innovation by Design Awards 2019 в категории «Мобильность».
Главной задачей ВАЛЛ-И была очистка от мусора планеты Земля. Беспилотник же Serve Robotics занимается доставкой еды, напитков и небольших посылок в пределах района. С учетом заявленного хода на одном заряде (до 50 км) и среднего расстояния одной доставки робокурьер без подзарядки может выполнить от 10 до 40 заказов. «Качком» эту глазастую тележку тоже не назовешь: больше 22 кг за раз малыш не утащит.
Скромную тягу разработчики постарались компенсировать аккуратностью. Наверное, у каждого из нас в жизни была ситуация, когда курьер привозил мятую пиццу с сыром, прилипшим к крышке коробки. Видимо разработчики из Serve Robotics сталкивались с такой бедой не раз, поэтому их роботы-доставщики умеют замедляться на бездорожье, чтобы не расплескать перевозимые напитки или не сплющить лепешку.
При этом даже третье поколение робокурьеров от Serve Robotics все еще не отличается особой скоростью.
И хотя максимальный разгон составляет 18 км/ч, в области привлечения инвестиций разработчики «разогнались» до 56 млн долларов с момента старта в 2021 году, а среди инвесторов компании Uber и NVIDIA.
Антенна для заметности

Антенна на ровере от «Яндекс» никаких сигналов не улавливает. Она нужна для того, чтобы сделать беспилотник заметнее и его не затоптали в потоке московских будней. Фото: news.drom.ru
Немногие знают, но роверы «Яндекса» свое название получили в честь космических аппаратов, исследующих поверхности других планет. Кстати, они действительно отдаленно напоминает луноходы, но пока бороздят исключительно просторы Иннополиса, Москвы и еще пары-тройки российских городов-миллионников.
В отличие от своих заграничных собратьев, у него шесть колес вместо четырех. Добавляет ли это ему скорости? Вряд ли, ведь движется он не быстрее среднестатистического пешехода со скоростью 5 км/ч.
В грузовой отсек ровера помещаются посылки весом до 20 кг. Рюкзаки у доставщиков «Яндекса» весят, наверно, и то больше. Зато отработать робокурьер может целую 10-часовую смену на одном заряде. По крайней мере так заявляют создатели. А это значит, что по выносливости российский робокурьер обогнал эстонского Clevon, которого хватает на 5 часов.
Есть у отечественного доставщика еще одна интересная деталь. Ее частенько путают с антенной, считая, что благодаря ей это чудо техники передвигается. Но на самом деле, это обычный светящийся флажок. Он нужен для того, чтобы ровер был заметнее как для пешеходов, уткнувшихся в свои смартфоны, так и для автомобилистов.
Идеальный сотрудник ТК, но есть нюансы

Без пилота «в голове» автономные КамАЗы едут только в идеальных условиях трассы, но при въезде в населенные пункты, за руль пересаживается водитель. Фото: cool-readers.ru
Беспилотные грузовики КамАЗ «Маяк» на первый взгляд ничем не отличаются от своих традиционных собратьев: грузоподъемность – 20 тонн, скорость – около 90 км/ч. Однако благодаря технической начинке, тягач способен видеть трассу, разметку, дорожные знаки и анализировать дорожную обстановку.
Беспилотные «КамАЗы» уже трудятся на трассе М-11 начиная с лета 2023 года. Режим труда и отдыха им не указ, они не болеют, не нуждаются в отпуске. Казалось бы, чем не идеальный сотрудник транспортной компании?
Несмотря на то, что с сентября 2024 года беспилотным грузовикам разрешено выполнять рейсы без водителя-испытателя в кабине по М-11 в обход Твери, передвигаться по городу можно только когда за рулем человек. А значит доставка «от двери до двери» этим беспилотникам пока «не по зубам».
При этом автономные «КамАЗы» будут стоить практически вдвое дороже своих менее технологичных собратьев, рассказала Ольга Ускова, президент IT-компании Cognitive Technologies (LR. непосредственный исполнитель проекта беспилотного грузовика). Новая модель беспилотного «КамАЗ-54907» появится в 2025 году: минимальная стоимость составит 19 млн рублей.
20 кругов вокруг Земли

Шведский беспилотный грузовик настолько футуристичен, что его разработчики решили совсем отказаться от кабины. Фото: carscoops.com
Это не новый звездолет из вселенной «Звездных войн». Хотя беспилотный грузовик Autonomous Electric Transport (AET) шведского стартапа Einride настолько необычен, что его можно и спутать с каким-нибудь космическим челноком.
У машины нет ни педалей, ни руля, ни даже водительской кабины. Координирует его работу дистанционный оператор, который при необходимости может взять управление на себя.
Несмотря на «нестандартную внешность» основные характеристики AET более чем заурядны. Грузовик может двигаться со скоростью до 85 км/ч, а его заряда хватит на 130-180 км хода. При этом AET способен перевозить до 16 тонн груза.
Как и российские «КамАЗы», AET уже давно не просто проект на бумаге. Шведы управляют тысячами грузовиков в семи странах мира, включая Великобританию и США. С момента начала работы в 2022 году компания Einride проехала почти 800 тыс.км на электромобилях, что эквивалентно 20 круговым поездкам вокруг Земли.
В Соединенных Штатах беспилотники Einride начали выполнять регулярные коммерческие рейсы по дорогам общего пользования еще в 2023 году, а в конце 2024 года первыми запустили аналогичный проект в Европе, в частности, в Швеции, для перевозок грузов между складами аптечного интернет-магазина Apotea.
На этом фоне российский беспилотный эксперимент на трассе М-11 с 14 автономными фурами смотрится бледно.
Кроме того, Einride заключил соглашение с DP World по поставке беспилотников для перевозки контейнеров в порту Джебель-Али в Дубае. Проект предполагает создание автономной автомобильной сети, охватывающей более 550 км в ОАЭ.
Посмотрим, смогут ли «КамАЗ» и Navio (LR — ранее «СберАвто») быстро наверстать упущенное.
Беспилотный ковбой помешанный на безопасности

Основой для нового грузовика стал Volvo VNL – тягач, рассчитанный на грузоподъемность свыше 15 тонн, для дальних перевозок. Фото: bloomberg.com
Если вы когда-нибудь задумывались над тем, как бы выглядел транспорт ковбоев в будущем, посмотрите на беспилотный тягач, созданный Volvo в коллаборации с Aurora Innovation. Грузовик с типичным «американским лицом», променявший шляпу на сенсоры, а коня – на электрических лошадей под капотом, вот-вот выпустят на дороги Техаса.
Ранее Aurora Innovation планировала создать около 20 беспилотных тягачей в конце 2024 года, но позже в компании решили сдвинуть сроки до апреля 2025 года, объяснив это необходимостью дополнительных проверок систем безопасности. Производство развернуто на крупнейшем заводе Volvo в Вирджинии (США).
К сожалению, на данный момент мало что известно о технических характеристиках беспилотного ковбоя. Основой для нового грузовика стал Volvo VNL – это тягач, рассчитанный на грузоподъемность свыше 15 тонн, для дальних перевозок.
Но все это пока только теория. На практике этому беспилотному ковбою еще только предстоит себя проявить.
Детище Илона Маска с ахиллесовой пятой

Tesla Semi считается лидером среди своих собратьев по скорости и грузоподъемности. Но его ахиллесова пята – время на зарядку. Фото: carscoops.com
В отличие от предыдущего беспилотника, этот белый рыцарь Tesla Semi не имеет ярко-выраженных американских черт, несмотря на то, что компания-разработчик базируется в США. Кроме того, этот электрический грузовик уже используется для коммерческих перевозок, например, компанией PepsiCo.
В сравнении с российскими и другими беспилотными собратьями, Tesla Semi выигрывает и по скорости, и по грузоподъемности. Тягач может разгоняться до 112 км/ч. При этом он способен перевезти до 36 тонн груза. Это почти вдвое больше того, на что способен «КамАЗ».
Однако, как и любой супергерой, Tesla Semi имеет свои слабости. Его ахиллесова пята – время подзарядки. Пока обычные дальнобойщики заправляют свои «углеводородные» грузовики за считанные минуты, наш электрический рыцарь должен потратить полчаса на зарядку до 70% при наличии редких 1 МВт терминалов. И это если повезет! Иначе придется задержаться на несколько часов, потягивая кофе в придорожной закусочной.
Большой приемник складского беспилотника

Несмотря на совсем не флагманскую скорость — 40 км/ч, EVO.3 может проезжать на водороде до 1 тыс. км, а заряжается за 5 минут. Фото: mskagency.ru
Российский беспилотный грузовик EVO-3 чем-то напоминает киношных автоботов. Но в отличие от героев франшизы «Трансформеры», грузовые платформы EvoCargo
уже трудятся на территориях логистических центров и промпредприятий. Есть и электрические версии грузовой платформы, но компания-разработчик делает ставку на водородные варианты.
В сравнении с другими представителями своего класса, EVO-3 не обладает флагманскими характеристиками. Его максимальная скорость достигает 40 км/ч, а грузоподъемность – 21 тонны. Однако запас хода у вородной версии – до 1 тыс. км, а зарядка занимает не более 5 мин.
Как тебе такое, Илон Маск?
И пусть пока о коммерческих подвигах EVO.3 мало что известно, но его предшественник, EVO.1, уже успел завоевать доверие таких гигантов, как «ПЭК:» и «Газпромнефть-Снабжение». Так что, возможно, вскоре этот водородный герой станет привычным видом на наших дорогах – и не только в пределах склада. Тем более, что EvoCargo в 2025 году планирует вдвое увеличить выпуск беспилотных грузовиков и расширить модельный ряд.
«Крылатый бык» для нефтяников

Беспилотник WingedBull 01XL может стать конкурентом для грузовиков, работающих в нефтяной промышленности, уверены его создатели. Фото: abw.by
На горизонте нефтяных месторождений в скором времени может появиться новый российский беспилотник WingedBull 01XL. Над его разработкой трудятся специалисты компании «Летающие грузовики», которая входит в кластер «Аэронет» из состава НТИ.
Проект «Крылатого Быка» (LR— название в переводе с англ.) с первого взгляда напоминает звездолет из фильма «Пятый элемент». И хотя он способен работать в широком температурном диапазоне – от -55°C до +45°C – ему далеко до космических перегрузок.
Обратите внимание на его загадочную «полочку», расположенную под крылом. Может, это местечко для утреннего кофе пилота-дрона, который, правда, никогда не садится за руль? Или дополнительное место для особенных грузов? Пока разработчики молчат о ней, а нам остается лишь строить догадки.
WingedBull 01XL способен перевозить до 750 кг груза. Это, конечно, меньше, чем вмещает автоцистерна, но 5 бочек с нефтью на борт поставить можно. А если учитывать скорость беспилотного аппарата до 400 км/ч и запас хода в 700 км, как заявляют создатели, у автомобильных грузовиков, работающих в нефтяной промышленности может появиться достойный конкурент.
Что ж, поживем – увидим! Тем более, что первые серийные образцы обещают показать уже в 2025 году.
Китайский конкурент пернатых

По словам разработчиков, дрон может перевозить до 2 тонн в своем грузовом отсеке. Фото: www.cnews.ru
В высоких китайских горах, где облака ласково обнимают вершины, орел задумчиво парил в небе, размышляя о насущном. Но вдруг он заметил нечто странное. «Конкурент?» – подумал орел, прищурив глаза.
На самом деле, эта стальная птица – грузовой двухмоторный беспилотный самолет для коммерческих перевозок компании Sichuan Tengden Technology, только что закончивший испытания. С величественным размахом крыльев в 16,1 метра и высотой 4,6 метра, этот гигант кажется настоящим небесным китом. Королевский альбатрос, который обычно гордился своими 3,6 метрами размаха крыльев, рядом с этим беспилотником выглядел бы, как воробушек. По словам разработчиков, БПЛА может перевозить до 2 тонн в своем грузовом отсеке вместимостью 12 кв. м.
Таким образом, этот самолет по праву считается самым крупным среди своих собратьев в Китае. И хотя коммерческие перевозки с помощью этого чуда техники еще не начаты, в Поднебесной уже достаточно давно используют другие грузовые беспилотники в логистике. Например, в мае компания Phoenix Wings, занимающаяся грузовыми беспилотными перевозками, начала доставлять свежие фрукты из провинции Хайнань в южный Гуандун с помощью беспилотников Fengzhou-90.
Летит, как самолет, а садится — вертолет

Четыре пропеллера – это не просто дань моде, а система, позволяющая маневрировать в лесах Амазонии. Фото: www.aeroflap.com.br
Если бы Карлсон жил не в Стокгольме, а в Рио-де-Жанейро, он бы, несомненно, сменил свой знаменитый пропеллер на более серьезную конструкцию. Как минимум для того, чтобы обезопасить себя от множества опасных и вредных насекомых, обитающих в Бразилии, увеличить скорость полета и количество перевозимого варенья. Известному всем детям сладкоежке стоит присмотреться к грузовому беспилотнику eVTOL от Moya Aero.
Он, конечно, за вареньем не гонится, а вот 200 кг груза может доставить со скоростью 150 км/ч. Времени заряда хватит на 42 минуты полета. Так себе достижение, но свои особенности у eVTOL тоже есть.
Например, его четыре пропеллера – это не просто дань моде, а система, позволяющая маневрировать в лесах Амазонии. Кроме того, тандемные поворотные крылья помогают осуществлять вертикальные взлет и посадку, как вертолет, а в небе лететь горизонтально. Благодаря такой конструкции крыльев, беспилотнику не нужны взлетные полосы, что подтверждают 87 проведенных полетов.
Однако, модернизированный беспилотник Карлсону придется ждать до 2026 года. Именно такие сроки массового производства называют разработчики. При этом, еще с 2023 года местные компании выстроились в очередь на покупку eVTOL от Moya Aero.
Груз через нос

Nuuva V300 с легкостью поднимает на своих «крыльях» до 460 килограммов груза и может лететь на расстояние до 300 км с максимальной скоростью 220 км/ч. Фото: aviationweek.com
Над отрогами Альп в Словении совсем скоро будет парить гигантская стальная стрекоза, обещает компания-разработчик Pipistrel. Прототип беспилотников Nuuva V300 уже прошел серию пробных полетов.
На первый взгляд, беспилотник представляет собой что-то среднее между роботом-доставщиком из будущего и сверхсовременным воздушным такси. Несмотря на размер грузового отсека в 3 кубометра, Nuuva V300 поднимает на своих «крыльях» до 460 кг груза и может лететь на расстояние до 300 км с максимальной скоростью 220 км/ч. Такие характеристики не делают его лидером сегмента, но и стыдиться перед конкурентами особо не за что.
Как рассказывают разработчики, максимальная взлетная масса Nuuva V300 – 1,7 тонны при размахе крыла 13,2 метра. Но если груза будет не более 50 кг, то управляемый дистанционным оператором, он сможет подняться на высоту около 6 тыс. м.
В отличие от беспилотных «собратьев» груз помещается в Nuuva V300 через носовую часть фюзеляжа. А взлет и посадка осуществляются с помощью 8 независимых электрических двигателей.
Кто знает, может через пару лет грузовые стрекозы перестанут пугать туристов и станут привычным дополнением пейзажа в Альпах.
Тэги: беспилотники, БПЛА, Яндекс, КамАЗ, Летающие грузовики, роботы-доставщики
24.01.2025
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Автоперевозки: стратегии-2025
О том, как транспортные компании планируют пережить «идеальный шторм» на рынке грузоперевозок и кого «девятый вал» банкротств первым сметет с рынка -
Новогодний карнавал: эльфы, графы и логистика
О заветных желаниях, главных злодеях и логистических талантах лидеров рынка -
«Тарный» вопрос: металл VS пластик
В какой таре за раз можно увезти больше груза, а также о каких слабостях железа и полимера нужно знать заранее -
Топливо: по запаху, на глаз и по паспорту
Как почуять неладное на заправке, зачем возить с собой запас авиакеросина и какой паспорт требовать на АЗС -
Транспортный марафон: вслед за министром
О том, чем похвалились бы участники главной выставки страны перед главой Минтранса
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж
