Топливо: по запаху, на глаз и по паспорту
Как почуять неладное на заправке, зачем возить с собой запас авиакеросина и какой паспорт требовать на АЗС
|
|
В России функционирует порядка 23-24 тыс. АЗС, которые занимают 80,9% топливного рынка страны, подсчитали аналитики Российского топливного союза. По данным Минпромторга РФ, за последние 5 лет доля фальсификата на российских заправках сократилась в пять раз – до 4%.
Однако транспортно-логистические компании до сих пор регулярно сталкиваются с некачественным топливом, что приводит к повышенной нагрузке на мотор, появлению отложений и дополнительных зазоров на клапанах автомобиля. Кроме того, заправляясь «бракованным» горючим, перевозчики рискуют получить снижение давления в цилиндрах компрессии, что в перспективе приведет к необходимости ремонта двигателя.
По оценкам компании «Фургоноф», использование некачественного топлива снижает средний срок эксплуатации грузовой техники минимум на 30%.
При этом стоимость горючего неуклонно растет. Согласно данным Росстата, по состоянию на начало декабря, средняя потребительская цена бензина увеличилась на 9,8% до 59,87 руб./литр, дизеля – на 6,4% по сравнению с декабрем 2023 года, до 69,04 руб./литр.
- • Чем авиакеросин может помочь зимой перевозчику?
- • Как выбрать качественный дизель и избежать поломки грузовика зимой с последующим ремонтом?
- • Чем опасен «бензин выходного дня» для LCV?
- • И как оптимизировать затраты на топливо без ущерба для техники?
В «горючих вопросах» «Логирусу» помогали разбираться:
начальник отдела транспортного обеспечения МАТЧ ТВ
Алексей Орлов
руководитель транспортной службы Dentro
Андрей Амелин
генеральный директор «Фургоноф»
Георгий Полянский
Дизель: «замороженная каша», авиакеросин и дорогостоящий ремонт
Зимой бизнес часто сталкивается с дефицитом качественного топлива. В 2023 году в России значительно сократилось число заправочных станций, предлагающих дизельное топливо, способное функционировать при температурах от -35°C до 45°C, сообщил начальник отдела транспортного обеспечения МАТЧ ТВ Алексей Орлов.– Большинство автозаправок в регионах предлагают дизель, который начинает терять свои свойства уже при -15°C, – поделился опытом эксперт. – А в Уфе, в прошлом году, мы столкнулись с ситуацией, когда единственная заправка, предлагавшая зимнее ДТ, находилась в 30 км от города.
При этом по словам Алексея Орлова, сотрудники компаний сами часто ошибаются при выборе зимнего дизельного топлива, ориентируясь на температуру застывания. Этот показатель не должен превышать -35°C. В то время как ключевым параметром, который необходимо уточнять на АЗС, является температура предельной фильтруемости. Для зимнего топлива она не должна быть выше -20°C.
По словам Алексея Орлова, отправляясь на Урал, в Сибирь или Дальний Восток, они берут с собой авиационный керосин, смешав который с летним дизелем, можно получить «зимний» вариант. Кроме того, в дорогу всегда берут с собой запас специальных добавок, таких как размораживатели и антигели.
– В отличие от крупных магистральных перевозчиков, наши транспортные средства имеют небольшие топливные баки, что требует более частой заправки. Поэтому проблема качества топлива для нас имеет первостепенное значение. Мы добавляем авиакеросин в дизель в соотношении 1:10 (10%), что предотвращает запарафинивание топливных магистралей и фильтров, снижая риск замерзания и простоя техники, – объяснил Алексей Орлов.
Однако эксперт подчеркнул, что чрезмерное использование различных добавок может «осушить» топливную систему, вымывая смазывающие материалы и повреждая уплотнители.
Кроме того, случаются инциденты, когда АЗС выдают летнее и межсезонное топливо за зимнее, рассказал руководитель транспортной службы Dentro Андрей Амелин.
– Даже известные сетевые заправки грешат продажей несоответствующего ДТ в зимний период. Это не повсеместная практика, но все же с подобными ситуациями приходилось сталкиваться, – рассказал эксперт.
По словам генерального директора компании «Фургоноф» Георгия Полянского, чаще с фактами продажи летнего или межсезонного топлива зимой приходится сталкиваться в регионах. В Москве таких прецедентов значительно меньше.
– Такое горючее теряет свои свойства, «превращается в кашу» и замерзает уже при температуре от -10°С до -15°С, – пояснил Георгий Полянский.
В результате автомобиль ждет вызов спецбригады по отогреву топливной системы. Последствия для компании – дополнительные затраты на ремонт и простой техники, отметил руководитель транспортной службы Dentro Андрей Амелин.
Сам ремонт топливной системы, пострадавшей от замерзшего дизеля – удовольствие не из дешевых, констатировал Георгий Полянский. Он объясняет, что устранением неисправностей занимаются специализированные автосервисы. Для этого необходимы высококвалифицированные механики и дорогостоящее оборудование.
– Например, диагностика форсунок грузовика «ГАЗон Next» обходится в районе 15-30 тыс. рублей. Топливный насос высокого давления стоит около 100 тыс. рублей. Для более крупных грузовиков или европейских тягачей, цены будут кратно выше, – предупредил эксперт.
Бензин: топливо «выходного дня», неприятный запах и лишний нагар
Некачественный бензин можно распознать по резкому нетипичному запаху. По словам Алексея Орлова, это свидетельствует об искусственном завышении октанового числа топлива с помощью присадок, что резко ухудшает качество топлива. «На глаз» распознать плохой бензин нельзя. С дизелем проще, добавил эксперт: мутный цвет топлива из заправочного пистолета просигнализирует о фальсификате.– Недобросовестные АЗС продают некачественный бензин чаще всего в весенне-летний период на загородных трассах с интенсивным движением. Мы такое горючее называем «бензином выходного дня». Техника, заправленная этим опасным «химическим коктейлем», может выйти из строя уже через 5-6 дней, когда состав начнет распадаться на фракции. Это может привести к неустойчивой работе ДВС и образованию в нем нагара, вплоть до остановки двигателя, – пояснил Алексей Орлов.
Эксперты «Логируса» сходятся во мнении, что столкнуться с «бензиновой смесью» можно на АЗС, работающих по франшизе. Несмотря на то, что они «работают под флагом» крупного поставщика, попасть на фальсификат здесь можно легко. В группе риска – небольшие заправочные комплексы в регионах.
Сетевые заправки обычно дорожат репутацией, поэтому подобные ситуации встречаются гораздо реже. Также несоответствующий характеристикам бензин часто заливают на небольших заправочных комплексах.
Как отмечает Андрей Амелин, некачественное топливо может сократить ресурс агрегатов и узлов автомобиля в несколько раз. В результате, добавил Георгий Полянский, бизнес сталкивается с поломкой автомобиля и дорогостоящим ремонтом, включающим чистку топливного бака, магистралей и форсунок, замену фильтров и других компонентов топливной системы, а также свечей зажигания.
Эксперты «Логируса» отмечают, еще один показатель, который важно отслеживать при выборе бензина – давление насыщенных паров (ДНП), характеризующее степень испаряемости топлива. В зимнее время высокое ДНП улучшает запуск двигателя, поэтому базовый норматив – до 100 кПа. В летнее время, напротив, показатель не должен превышать 80 кПа. В противном случае вероятность образования паровых пробок и сбоев при подаче топлива увеличивается.
По словам Алексея Орлова, еще одной проблемой российских АЗС является массовый недолив топлива. По опыту собеседника «Логируса», речь может идти о 10% недополученного горючего.
– Конечно, недолив топлива, совсем не секрет для любого, кто ездит за рулем. Но иногда недобросовестные АЗС переходят все границы. У меня был случай, что при баке в 100 литров, на заправке вошло 104 литра топлива, и это при негорящей лампочке, указывающей на низкий уровень горючего, – объяснил Алексей Орлов.
Сталкивались с подобными случаями и в Dentro. Андрей Амелин считает, что недолив на АЗС зависит исключительно от сотрудников заправки.
«Черный список» заправок и судебные тяжбы
Эксперты «Логируса» рекомендуют самостоятельно проверять качество топлива на АЗС с определенной периодичностью. Например, Dentro регулярно собирает и выборочно анализирует образцы горючего на партнерских заправочных станциях, рассказал Андрей Амелин.– Если обнаружили некачественное топливо на какой-то из заправок, автоматически включаем ее в «черный список» с запретом на посещение площадки водителями. Бывали случаи, когда после серии проверок в наш «блэк-лист» попали сразу несколько АЗС в Чувашии и Ульяновской области, – рассказал эксперт.
В соответствии с техническим регламентом, на каждой автозаправочной станции должен быть «паспорт топлива». Этот документ поможет водителю удостовериться в качестве горючего, пояснил начальник отдела транспортного обеспечения МАТЧ ТВ Алексей Орлов.
Паспорт содержит информацию о марке топлива, производителе, нефтебазе-поставщике, результаты испытаний, подтверждающие соответствие требованиям ТР ТС 013/2011, сведения о декларации соответствия и другие характеристики партии. При отсутствии документа в специально отведенном месте, продавец обязан предоставить его по требованию покупателя.
Кроме того, каждая заправка транспортного средства должна сопровождаться кассовым чеком. В случае поломки из-за некачественного топлива компания сможет провести техническую экспертизу, получить необходимые выводы и в дальнейшем возместить стоимость ремонта, а также другие расходы с владельца АЗС.
– Техническая экспертиза проводится специальными лабораториями. И чем больше данных, подтверждающих некачественную заправку на АЗС будет у водителя, тем выше шансы взыскать издержки с недобросовестного владельца заправки, – рассказал Алексей Орлов. – Поэтому нужна будет информация об остатке топлива в баке, дате и времени заезда на АЗС, пройденный километраж, количество залитого топлива и т.д.
Но важно учесть, что на момент проведения технической экспертизы, автомобиль будет простаивать. Не получится воспользоваться техникой и в случае, если перевозчик решит вступить в судебные тяжбы с АЗС. Поэтому, считает Георгий Полянский, доказывать свою правоту в суде – бесполезно, особенно для малого бизнеса. Ведь итоговая компенсация не покроет издержек.
Согласен с коллегой и Алексей Орлов, однако исключением может быть ситуация, когда автомобилю был причинен сильный ущерб от залитого некачественного горючего: повреждена топливная система или вышел из строя двигатель. В таком случае, игра будет стоить свеч, считает эксперт.
Лайфхаки по выбору АЗС и другие «горючие советы»
Чтобы не нарваться на некачественное топливо и избежать дополнительных издержек на ремонт техники, эксперты, опрошенные «Логирусом», рекомендуют:- 1. Не менять АЗС слишком часто. Достаточно выбрать 1-2 заправочных станции на маршруте.
- 2. Заправляться на сетевых АЗС, которым дорога репутация. Поэтому на таких станциях риск нарваться на фальсификат незначителен.
- 3. Проверять паспорт топлива перед заправкой. Он поможет убедиться в качестве и соответствии сезону.
- 4. Иметь хотя бы два договора с разными АЗС, чтобы избежать проблем с заправкой.
- 5. Заключать договора с АЗС, которые предоставляют услуги отложенного платежа. Это важно для тех транспортных компаний, которые работают по постоплате.
- 6. После каждой заправки обязательно забирать и сохранять чек. Это поможет доказать, что некачественное горючее было залито в конкретном месте.
- 7. Выбирая дизель, ориентироваться на показатель предельной температуры фильтруемости, а не замерзания. Для бензина важнее октановое число.
- 8. В межсезонье не заправлять большие объемы дизеля. Смена погоды может сыграть злую шутку с топливом и превратить его в «ледяную кашу».
- 9. Если топливо вызывает сомнения, добавить специальные присадки, чтобы избежать форс-мажора на дороге.
- 10. Отправляясь по неизвестному маршруту, лучше подготовиться, взяв минимальный запас топлива.
Тэги: топливо, дизель, бензин, АЗС, МАТЧТВ, Фургоноф, Dentro
23.12.2024
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Новогодний карнавал: эльфы, графы и логистика
О заветных желаниях, главных злодеях и логистических талантах лидеров рынка -
«Тарный» вопрос: металл VS пластик
В какой таре за раз можно увезти больше груза, а также о каких слабостях железа и полимера нужно знать заранее -
Транспортный марафон: вслед за министром
О том, чем похвалились бы участники главной выставки страны перед главой Минтранса -
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность -
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки