«Тарный» вопрос: металл VS пластик

В какой таре за раз можно увезти больше груза, а также о каких слабостях железа и полимера нужно знать заранее

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора


Фото: freepik.com

Грузоперевозки автомобильным транспортом подорожают в России на 20% в 2025 году из-за роста зарплат водителей, подорожания грузовиков, увеличения лизинговых платежей и других затрат, предупредили в комитете по транспортной логистике «Деловой России». Железнодорожные тарифы вырастут еще больше – на 24% с учетом индексации в декабре этого года.

В связи с этим оптимизация логистических затрат станет одной из основных задач для грузовладельцев в будущем году. В том числе для производителей химической продукции и нефтеналивных грузов. У них-то «Логирус» и решил выяснить:

  • • На сколько вырастут тарифы на перевозку наливных грузов в 2025 году?

  • • Какую продукцию можно перевозить только в металлических бочках?

  • • За какие недостатки металла грузовладельцам придется заплатить временем и деньгами?

  • • Почему российские компании не доверяют пластику?

  • • Какая тара поможет сократить логистические издержки?

  • • И как выбрать бочку, чтобы не переплатить и не пожалеть?

В вопросах доставки наливной продукции и выборе подходящей для этого тары «Логирусу» помогал разбираться:


Сергей Ловырёв
директор по производству ООО «Тосол-Синтез-Инвест»
Сергей Ловырёв

Жесть как она есть

В 2025 году тарифы на перевозку наливных грузов по железной дороге вырастут на 14%, а автотранспортом – на 8%, рассказал директор по производству ООО «Тосол-Синтез-Инвест» Сергей Ловырёв. Предприятие использует оба способа доставки наливных грузов, отдавая предпочтение фурам на «коротком плече» до 600 км. А в качестве тары для перевозки смазочных материалов, присадок к смазочным материалам, антифризов и других технических жидкостей применяются как металлические, так и полимерные бочки.

Источник: ИПЕМ

Металлические бочки в этом году, по словам Сергея Ловырёва, подорожали в среднем на 17%. Вторичную бочку, то есть ранее использованную и очищенную, можно купить в два раза дешевле. Но большинство компаний не готовы идти на риск загрязнения наливного груза, поскольку чистота продукта – один из главных показателей качества продукции.

Тем не менее металлические бочки до сих пор – самый распространенный в России тип тары для транспортировки наливных грузов. Их, например, используют в том числе для перевозки и хранения бензина, а также легковоспламеняющихся жидкостей. В пластиковой бочке нельзя хранить сульфид углерода или тетрахлорид титана. Несовместима с ней такая группа ароматических углеводородов, как антрацен, бензол и его гомологи, перечислил Сергей Ловырёв. По его словам, полиэтилен разрушается при контакте с хлором и фтором как в жидком, так и в газообразном виде.

Еще один плюс металлической тары в том, что у нее есть резьба под бочковой насос, который используется большинством российских предприятий, добавил эксперт. Однако данное преимущество нивелируется возможностью использования недорогих резьбовых адаптеров для горловин полимерных бочек, доступных на рынке. К тому же, этот адаптер легко делают и мастера-токари, отметил эксперт.

Но используя металлические бочки, придется столкнуться и с рядом проблем, предупредил Сергей Ловырёв. Самая серьезная из них – это риск коррозии. Причем даже заливка в тару антифриза не может дать стопроцентной гарантии.

– В бочке со временем накапливаются пары влаги, образуется слой конденсата, который и приводит к коррозии. Крошка оседает на дне и загрязняет продукт. Подобные претензии от клиентов мы периодически получаем, – рассказал эксперт.

Металлическую тару, по словам Сергея Ловырёва, предприятие хранит на улице. Каждая бочка обмотана стрейчем и накрыта защитным колпаком. Но даже это не спасает металл от ржавчины, которая образуется на сварном шве. Такую тару отбраковывают, потому что автозаводы и другие крупные клиенты товар в ней не примут, пояснил собеседник «Логируса». Приходится переливать продукцию в другую бочку, а это лишняя операция, неэффективная работа персонала и потеря времени, что влечет за собой дополнительные расходы для компании.

В металлических бочках, в отличие от полимерных, можно перевозить хлор- и фторсодержащие вещества, нафталин, дифенилметан, стиол, бензол и его производные. Фото: freepik.com

Проверка на прочность: морозом, высотой, штабелированием

Стоимость пластиковой бочки, в отличие от металлической, в 2024 году наоборот снизилась на 9-10%, рассказал директор по производству ООО «Тосол-Синтез-Инвест» Сергей Ловырёв. Таким образом, разница в цене за единицу сейчас достигает 200-400 рублей (LR. по состоянию на декабрь 2024 года). Но даже это не убеждает компании переходить на пластиковые бочки. Главный контраргумент – заблуждения о хрупкости такой тары.

– Застывшую продукцию в металлических бочках отогревают и используют без потери качества. Пластиковую тару нагревать бояться, опасаясь, что она расплавится. Но это не так. Полимерные бочки можно безопасно нагревать различными способами. При этом такая тара выдерживает разогрев до +100°С, – пояснил эксперт.

Кроме того, пластиковые бочки считаются более хрупкими, по сравнению с металлическими, на морозе и при падении с высоты. Мол, они непременно лопнут по шву. Однако некоторые российские производители провели сертификационные испытания бочек, которые выпускают методом выдувного формования, и доказали, что их можно охлаждать до -60°С и при падении с борта грузовика или вагона они не лопнут, отметил Сергей Ловырёв.

За рубежом, в отличие от России, предпочтение отдают именно пластиковой таре благодаря тому, что она лучше сохранят чистоту наливной продукции при хранении под открытым небом без риска образования ржавчины, пояснил собеседник «Логируса». Это особенно важно для индустриальных масел, применяемых в гидравлических, турбинных и компрессорных системах. Помимо этого, гарантийные сроки полимерной тары в 2 раза больше, чем металлической – до 10 лет.

– Пластиковые бочки – это универсальное решение для фасовки и хранения масел, растворов щелочей любой концентрации, антифризов, присадок, продуктовых концентратов, буровых растворов и т.д. А наличие пищевого допуска на полиэтилен позволяет применять этот тип тары для фармацевтических препаратов, пищевых продуктов и различных пищевых компонентов, – перечислил Сергей Ловырёв.

Металлические бочки для перевозки такой продукции также можно использовать, но придется покупать тару со специальным внутренним покрытием, добавил эксперт. А это дает увеличение в цене до 1,5 раз.

У полимерных бочек, в отличие от металлических, ниже адгезия1. Благодаря этому содержимое меньше налипает на стенки тары, что уменьшает объемную потерю продукции при использовании, отметил Сергей Ловырёв. Кроме того, это же упрощает очистку бочек.

Но одно из главных преимуществ полимерной тары – удобство доставки. Во-первых, пластиковые бочки в 2 раза легче металлических, что облегчает проведение погрузо-разгрузочных работ и увеличивает количество перевозимой продукции без нарушения весогабаритных требований, пояснил собеседник «Логируса».

– Так как мы используем два типа тары, проводили сравнение. Стандартная металлическая бочка вмещает – 216,5 литров, полимерная – 227 литров. Разница в литраже 4,8%. В грузовик вмещается 80-88 бочек. Таким образом, в пластиковой таре одной фурой за раз мы можем отправить клиентам на 840-924 литра больше продукции, – поделился опытом Сергей Ловырёв.

Пластиковая бочка в отличие от металлической вмещает на 4,8% больше продукции. Благодаря этому в такой таре одной фурой за раз можно перевести на 840-924 литра больше продукции. Фото: ООО «Тосол-Синтез-Инвест»

Тара под стать товару

Выбирая тару для хранения и транспортировки наливных грузов, директор по производству ООО «Тосол-Синтез-Инвест» Сергей Ловырёв советует обращать внимание на следующие параметры:


 1. Химический состав наливного груза.

В металлических бочках нельзя хранить щелочи, водорастворимые соли и т.д. В полимерной таре – бензин, хлор- и фторсодержащие вещества, нафталин, стиол, бензол и его производные.

2. Плотность жидкости.

Чем плотнее жидкость, тем толще должны быть стенки металлической или пластиковой бочки.

3. Внутренняя обработка стенок бочки.

Этот параметр важен для металлической тары. Например, для перевозки пищевой продукции бочка внутри должна быть покрыта специальным полимерным составом. В случае с пластиковой бочкой необходимо обращать внимание на то, из какого типа полимеров она изготовлена.

4. Вместимость.

Стандартная металлическая бочка вмещает – 216,5 литров, полимерная – 227 литров. Разница в литраже 4,8%.

5. Стоимость.

Цена тары сильно зависит от колебаний цен на сырье, из которого они изготовлены. В 2024 году пластиковые бочки подешевели на 9-10% год к году, таким образом они сейчас на 200-400 рублей дешевле металлических.


1Адгезия – это сцепление поверхностей разнородных твердых и/или жидких тел.

Тэги: наливные грузы, тара, Тосол-Синтез-Инвест
27.12.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх